Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 22.11.2024, 13:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


13:49
Нил НИКАНДРОВ. «Анклав». Судьба Калининграда
 

Калининградская область - самый западный регион России - появилась на карте Европы после Второй мировой войны. В ходе Потсдамской конференции союзники постановили, что Восточная Пруссия, являясь постоянным очагом агрессии, должна прекратить своё существование. Большая её часть отошла к Польше, другая - к Советскому Союзу. Кёнигсберг был переименован в Калининград и стал областным центром. Практически с самого начала область закрыли для иностранцев. Разведывательные службы стран НАТО делали всё возможное для получения сведений из-за «железного занавеса», опущенного над Янтарным краем, но без успеха.

После распада Советского Союза Калининградская область постепенно утратила статус вооружённого форпоста на крайнем западе России. «Наш общий дом - Европа» – каким оптимизмом веяло от этой перспективы! Граница стала прозрачной, и в числе первых интуристов в область приехали пожилые немцы, ностальгирующие по своей утраченной родине - Восточной Пруссии. Потом появились молодые немцы из числа реваншистов. Они без церемоний предупреждали: «Дайте срок, и мы вас (русских) выдавим отсюда, как зубную пасту из тюбика». У нынешних туристов из ФРГ такие эмоции прорываются гораздо реже: сдержанность, демонстрация готовности к диалогу – основа, так сказать, цивилизованного общения. Однако в Германии и вообще на Западе противников существования Калининградской области всё больше. Они считают её реликтом сталинской эпохи, троянским конём русских варваров в Европе. А сами жители Калининградской области привыкают к тому, что её всё чаще называют российским анклавом, хотя правильнее именовать эксклавом или полуанклавом (область граничит с Польшей и Литвой, но имеет выход к морю).

***

Запад открыто заявил о своих планах в отношении Калининградской области ещё в 90-е годы. З. Бжезинский тогда провозгласил: «Польша, Прибалтика и Калининград – зона наших национальных интересов». С Польшей и странами Прибалтики уже всё ясно: они союзники США, проливают кровь за американские интересы в разных экзотических районах мира. Теперь на очереди - Калининград.

В Янтарном крае усиливаются сепаратистские тенденции. «Местечковые» теоретики не устают поддерживать внушённый «экспертами» тезис об этнической самобытности обитателей «oblast of Kaliningrad», говорят о своём праве (!) на создание («в перспективе») если не самостоятельного государства, то хотя бы автономии или «заморской территории» Российской Федерации. Автономисты-сепаратисты хотят столь широких прав, что федеральный центр в случае реализации этих планов сразу лишится практически всего. Особенно на международной арене.

Выступать официальными представителями вожделенной «Балтийской республики», на равных жать руки президентам и премьер-министрам Евросоюза, говорить с умным видом то, что тем заведомо понравится, - вот заветная мечта местных политических «талейранов и бисмарков»!

С 90-х годов в «автохтонных кругах» Янтарного края возникла устойчивая тенденция к обвинению федеральной власти во всех своих провалах и своём неумении. Как раз в тот период в области возникли и укрепились влиятельные мафиозные группировки: автомобильные (перепродажа б/у машин), табачные (контрабанда), строительные, янтарные, наркомафия и другие. Они жаждали «суверенитета и независимости». Либерально-демократические СМИ области неизменно использовали слово «федерал» с оттенком осуждения, настойчиво внушая читателям, что от Москвы ничего хорошего ждать нельзя, она «не в состоянии» понять нужд и чаяний далёкого Янтарного края.

Сепаратисты активно продвигали идею «Янтарной революции» по образцу тех «цветных», которые, в соответствии с разработками западных спецслужб, были уже успешно осуществлены в ряде стран. Сейчас идеологи либерально-демократического сепаратизма чуть приутихли в обострённом ожидании благоприятного для них момента. И, кажется, финансово-экономический кризис, ударивший по Янтарному краю, даёт им дополнительный шанс.

***

Для западных разведок подготовка рекомендаций по решению «проблемы Калининграда» является сегодня одной из ключевых задач в отношении России. Ещё бы: на повестке дня - территориальная консолидация ЕС. В своё время к похожей «консолидации» стремились главари Третьего рейха, именуя этот план возведением «Крепости Европа». Тогда главным инструментом создания «крепости» были вермахт и люфтваффе, сейчас – НАТО.

Привычные конфронтационные подходы ко всему, что связано с «российским направлением», не исключают разработки альтернативных вариантов. Это особенно заметно на тактике постепенного «очаровывания» и вовлечения «oblast of Kaliningrad» в рутинную жизнь Евросоюза. Калининградцам обещают безвизовый режим въезда в страны ЕС. В ответ депутаты Калининградской областной думы предлагают в одностороннем порядке внести в федеральный закон дополнение, разрешающее гражданам ЕС безвизовый въезд в Калининградский регион. Это, дескать, стимулирует европейцев на конкретные встречные шаги. Рано или поздно они отреагируют на это «жест доброй воли» и перейдут от обещаний к делу. А остальные граждане России будут терпеливо ждать доступа в Шенгенскую зону…

На территории области регулярно разоблачают агентов, работающих на иностранные разведки.

Западные разведывательные службы в Янтарном крае интересует многое, вернее сказать, всё: мобилизационные планы, боевой потенциал Балтийского флота, перспективы его модернизации и пополнения новыми кораблями и подводными лодками, качество подготовки офицерского и рядового состава. Стандартные вопросники военной разведки США и ЦРУ по области насчитывают десятки страниц. Аналогичными вопросниками пользуются спецслужбы Англии, Польши, Латвии, Эстонии и других государств. Особенно стараются «джеймс бонды» из Литвы. Это заметно по количеству арестованных на территории области литовских агентов.

***

Новый всплеск активности западных спецслужб в Калининградской области вызвала ситуация, возникшая после решения администрации Дж. Буша развернуть под предлогом защиты от мифической «иранской угрозы» систему ПРО на территории Чехии и Польши, в непосредственной близости от российских границ. Все понимают, что дело не в Иране, а в стремлении Вашингтона получить решающее военно-стратегическое превосходство в продвижении НАТО на Восток. Удивляет лишь та мягкость, с которой Москва реагирует на новый «Дранг нах Остен». Вслушиваясь в округлые формулировки высокопоставленных российских политиков о необходимости углубления конструктивного диалога с «западными партнёрами» в целях поиска обоюдовыгодных решений в сфере безопасности, впору потерять сдержанность. Неужели опять те же грабли? Сколько можно? Ведь после каждого раунда такого «диалога» НАТО получает новую площадку для «борьбы с терроризмом» близ российских границ!

Москва попробовала предупредить «партнёров», что ответом на размещение системы НПРО США в Восточной Европе может стать размещение в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер», предназначенных для нанесения точечных ударов по объектам боевой инфраструктуры противника (дальность полёта от 280 до 500 километров). В западных политических кругах поднялся шум. Россия ведёт себя неадекватно! Это политика с позиции силы, возврат к эпохе холодной войны!

В Калининградскую область зачастили журналисты из Германии, Литвы, Польши, Латвии, Швеции, Италии, Испании и других стран. Не все они могли подтвердить свою «крышу» конкретными публикациями, но соответствующими журналистскими «корочками» обладали. Один из калининградских обозревателей с иронией заметил: «Они навещают тебя в редакции как коллеги по перу, но первый вопрос всегда звучит стереотипно – «где будут размещены «Искандеры»?

Впрочем, западный разведывательный зондаж настроений жителей области не прекращался никогда. Вопросы, как правило, одни и те же: удовлетворены ли вы тем, как федеральный центр относится к проблемам Калининграда? Собирались ли вы когда-нибудь эмигрировать в какую-либо из западных стран? Как отнесутся жители Калининградской области к её выходу из состава России? Есть ли перспективы у области, если она станет самостоятельным государством? Кем считают себя калининградцы – европейцами или россиянами? Имеет ли право на жизнь термин «калининградское самосознание»? На какую страну в Европе предпочтёт ориентироваться область в случае приобретения самостоятельности?

Наряду с этим проводится целенаправленное «окучивание» социально активных калининградцев. Создаются условия для их самоидентификации с «западными идеалами» и самореализации на европейской почве. Это особенно касается студенчества, профессорско-преподавательского состава учебных заведений, научной и творческой интеллигенции, которая щедро поощряется грантами, стипендиями, премиями, дипломами, почётными титулами. Местные художники вдохновляются готическими образами Восточной Пруссии. Театральные труппы ориентируются на европейские гастроли и участие в тамошних фестивалях. Фотомастера в различных ракурсах снимают развалины орденских замков и крепостных фортов. Прозаики пишут, исходя из интересов западного (предпочтительно, немецкого) читателя. Сверхзадача очевидна: чем больше чёрной краски будет использовано для разоблачения прежних и нынешних порядков в «метрополии» (России), тем лучше: обратят внимание, издадут, выплатят солидный гонорар. Поэты тоже не отстают, соревнуются друг с другом в переводе произведений третьестепенных восточно-прусских стихоплётов, прочно забытых в современной Германии. Краеведы предпочитают погружаться в далёкое тевтонское прошлое или в историю Восточной Пруссии до первых дней апреля 1945 года, когда советские войска взяли штурмом Кёнигсберг.

Неутомимые калининградские «либерасты» периодически возбуждают дискуссию на тему переименования города или возвращения ему прежнего названия. Прозападно настроенная часть областной интеллигенции сплочённо выступает за восстановление «правильного исторического наименования» - Кёнигсберг. Глава администрации Калининграда Феликс Лапин 9 мая 2009 года заявил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», что он «не видит ничего страшного в переименовании Калининграда в Кёнигсберг». Правда, он оговорился, что это не официальная позиция, а его личная точка зрения. Здесь бы и напомнить бы господину Лапину рекомендацию Президента Д.Медведева чиновникам «поумерить языки»!

Ещё одним «рубежом» является борьба за восстановление Королевского замка - этого символа вековечного германского стремления на Восток. Калининградские либерал-демократы предпочитают при этом не вспоминать, что немецко-фашистские хозяева Кёнигсберга и Королевского замка вплоть до апреля 1945 года старательно «зачищали» Восточную Пруссию от евреев. А зачем вспоминать: можно ведь лить слёзы над мемориалом жертвам нацизма под Калининградом и тосковать по Королевскому замку в надежде «освоить» при восстановлении 1,5–2 млрд. долларов.

В дискуссию по поводу восстановления замка стали ненавязчиво «вмешиваться» официальные германские представители в области. Так, бывший генеральный консул ФРГ в Калининграде Гидо Херц содействовал организации показа калининградцам макета довоенного Кёнигсберга в масштабе 1:200. Куратор макета Вильгельм фон Боддин, директор «Общества по восстановлению Берлинского замка», многозначительно сказал: «Этот макет довольно радостный, а не печальный. Он заставляет мечтать и думать о лучшем будущем». Подтекст очевиден: «Не надо считать, что германское прошлое Калининградской области - перевёрнутая страница истории. Оптимизм по этому поводу уместен».

***

В Калининграде, как ни в каком другом городе России, увлекаются театрально-игровыми реконструкциями исторических событий «на местности». Воспроизводятся знаковые эпизоды прошлого Восточной Пруссии – от эпохи викингов и экспансии Тевтонского ордена до сражений Второй мировой войны, когда Советская армия, преодолев упорное сопротивление врага, за три дня разгромила гитлеровскую группировку, оборонявшую Кёнигсберг.

Однако «реконструировать» штурм Кёнигсберга с каждым годом всё сложнее. Ряды энтузиастов, облачённых в форму вермахта, постоянно растут, а отряд красноармейцев неуклонно редеет. Еще год-два - и штурмовать Кёнигсберг будет не с кем. Делается жутко, когда думаешь, что эти тесные ряды театрализованных добровольцев в мундирах серо-мышиного цвета – реванш тех, кто был разбит нашей армией.

Так что же обещает нам, наследникам Великой Победы, зловещая надпись, проступившая на стене одного из оборонительных бастионов гитлеровцев в Кёнигсберге: Wir kapitulieren nie - мы не капитулируем никогда?
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 1102 | Добавил: rys-arhipelag