Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
12:03 О росте социальной напряженности в России | |
В 2008 году Институт региональной политики насчитывал в России порядка 460 городов со специализированной производственной направленностью, одним или несколькими градообразующими предприятиями – т.н. моногорода.
Речь идет о 40% от всех российских городов, в которых проживает 25% населения и производится около 40% ВВП. Поэтому события, подобные произошедшим в Пикалеве, на Байкальском ЦБК, происходящим в Светлогорье Приморского края, где рабочие ГОК «Русский вольфрам» также требуют приезда премьера и национализации предприятия, и других моногородах, где складывается похожая ситуация, чреваты распространением практически по всей национальной территории. Создается критическая для социальной политики государства ситуация. Одним «ручным» управлением не справиться, путиных не хватит. Случившееся в Пикалево продемонстрировало неоперативность, неадекватность реакции системы управления на острейшие события, неспособность просчитывать варианты развития обстановки и действовать с опережением. В отсутствие должного профессионализма об эффективности работы чиновников говорить не приходится. На вышеприведенных и подобных примерах в обществе объективно формируется уверенность в том, что адекватные решения принимаются не через диалог и разумный компромисс с уверенной властью, а с помощью выбиваемых силой (захват помещений местной администрации, перекрытие федеральных или региональных путей сообщения) уступок. Обстановка в том же Пикалево накалялась в течение длительного времени, но ни один представитель местной администрации не озаботился тем, чтобы вступиться за людей перед собственниками, не попытался успокоить страсти. Какое-то внимание на обостряющиеся проблемы было обращено лишь после отключения из-за долгов горячей воды, и население пошло «брать мэрию». В авральном режиме начали приниматься решения – выделение средств из областного бюджета (явно недостаточные для восстановления социальной стабильности), внесение депутатами Думы законопроекта о национализации предприятий Пикалево и т.п. «затыкание» самых крупных дыр. [Кстати, идея национализации не однозначна сама по себе – государство не должно рассчитываться по долгам собственников, не истребовав прежде их другие, полноценные активы в погашение «плохих»]. ***
В пикалевских и других схожих событиях наглядно проявились два принципиальных момента:
1. Практическое отсутствие в современной России условий для плодотворного разговора власти с обществом, которое, судя по всему, за партнера не принимается. Патернализм предстал в худших его проявлениях. Федеральный центр в очередной раз продемонстрировал неспособность последовательно и целеустремленно работать с региональными администрациями, а те в свою очередь - решать сколь-нибудь серьезные проблемы. 2. Абсолютная социальная безответственность предпринимательских кругов, причем наиболее приближенных к власти (вроде О.Дерипаски), и отсутствие даже намеков на возможность изменения «рваческой» ментальности. Неформальные организации и их лидеры (прежде всего не входящие в единственно «легальную» ФНПР М.Шмакова профсоюзы), способные направлять социальные протесты в цивилизованное русло, воспринимаются бизнесом и чиновниками как «дестабилизирующий фактор». [Не случайно, в течение менее года покинули пост зам. руководителя управления по внутренней политике администрации президента Н.Сидоров и В.Севриков, стремившиеся наладить постоянные деловые отношения с «неформальными профсоюзами»]. Различные уровни власти перекладывают ответственность друг на друга, боятся проявлять инициативу, которая может быть «наказуема». Есть основания полагать, что если бы вопрос о Пикалеве был вынесен на федеральный уровень на ранней стадии, местную власть обвинили бы в паникерстве с соответствующими оргвыводами. Поэтому политически ответственное поведение подменяется бюрократической логикой, стремлением замолчать или занизить уровень проблемы. Совсем недавно президент предупредил, что губернаторы, которые не будут «бороться с безработицей и задержкой по выплате зарплат, будут уволены». А массой других острейших проблем, видимо, можно не заниматься до той поры, пока не прогремит новое Пикалево. | |
Категория: Социальная сфера | Просмотров: 577 | |