Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
12:14 Леонид Ивашов. Ревизор из Вашингтона | |
Подписанный президентами России и США документ с причудливым названием: "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений", согласно которому количество ядерных боезарядов должно быть снижено до 1500-1675 единиц, а их носителей — до 500-1100 единиц.шокирует любого военного эксперта двукратным разбросом цифр, поскольку его крайние значения меняют параметры будущего договора СНВ-3 принципиально. Кроме того, в подписанном документе нет ни строки, которая увязывала бы этот договор с проблемой разворачиваемой американской ПРО, с неконтролируемым ростом стратегического неядерного высокоточного оружия — крылатых ракет, стратегических ударных БПЛА, без учета которых любые соглашения об ограничении СНВ просто бессмысленны.
Очень похоже на то, что в ходе встречи на высшем уровне президенты двух стран так ни о чём и не договорились, подписав лишь весьма условный договор о намерениях...
В России ждали Обаму. Либерал-демократы — с надеждой, что американский президент-демократ поддержит их отвергнутый народом курс на дальнейшее разграбление России и возвращение во властные структуры. Олигархат надеялся на признание легитимными незаконно нажитых капиталов и на допуск к западным рынкам. В Кремле встречу с президентом США рассматривали как комплекс мер по одобрению внешней и внутренней политики российского президента и правительства, утверждению их властной легитимности, оправданию "объективности" кризиса и антикризисных мер правительства. Причем вышеуказанные субъекты не просто находились в режиме ожидания визита Обамы, но и серьезно к нему готовились.
Рассмотрим ту сферу подготовки визита, которая связана с проблемами национальной безопасности России. Вот последние события: Москва поддержала позицию США в СБ ООН по вопросу о северокорейском ядерном испытании; в новую Концепцию национальной безопасности (названную в угоду американскому президенту Стратегией) вписала положение о стремлении к всеобщему ядерному разоружению; осложнила союзнические отношения с Беларусью до состояния враждебных; на встрече министров иностранных дел России и стран НАТО без каких бы то ни было условий восстановила "полномасштабное сотрудничество" с альянсом, простив тем самым участие натовских стран в подготовке Грузии к агрессии в августе 2008 г., как и массовое убийство не только мирных граждан Южной Осетии, но и российских миротворцев; направила в Киев в качестве посла второго (после Чубайса) по непопулярности в России чиновника, что отчетливо свидетельствует о нежелании Кремля выстраивать дружественные отношения с братскими православными народами и поддерживать своих соотечественников. Таков далеко не полный перечень внешнеполитических "подарков" к приезду Б. Обамы.
Внутрироссийская подготовка визита была не менее щедра на презенты американскому лидеру. Несмотря ни на какие протесты военной (и не только) общественности, продолжается разрушение российской армии и остатков оборонно-промышленного комплекса. Т.н. министр обороны Сердюков, к слову, подозреваемый испанской полицией в тесных связях с арестованными лидерами малышевской преступной группировки, продолжает "реформы", уничтожающие Вооруженные силы как единую системную военную организацию. Ему во всем потакает начальник Генштаба генерал Макаров. Этот тандем ведет дело к тому, что к моменту принятия военной доктрины России (планируемый срок — конец 2009 г.) военная организация страны будет разрушена.
Хотя во всем мире, даже в т.н. нецивилизованных странах, все делается как раз с точностью до наоборот: готовятся концепция национальной безопасности, военная доктрина и только затем под угрозы и задачи по их нейтрализации или отражению формируется облик и состав вооруженных сил.
Что касается концепции, называемой отныне "Стратегией", то на прошедшей в начале июня с.г. научной конференции специалистами Академии геополитических проблем и Академии госслужбы при Президенте РФ были сделаны следующие выводы: с военной наукой нынешний вариант Стратегии ничего общего не имеет; написана она на уровне малограмотного прапорщика. А ведь именно на ее основе должна разрабатываться военная доктрина.
Пафос визита портит развернувшаяся при поддержке западных спецслужб и различных НПО террористическая война на Северном Кавказе, но это лишь фон, чтобы сделать российскую позицию по главным вопросам более сговорчивой. А главный вопрос, как нам представляется, это обсуждение проблемы дальнейших сокращений ракетно-ядерного потенциала России и США.
В. Путин, затем Д. Медведев клятвенно заявляли, что Стратегические ядерные силы (СЯС) — это гарантия безопасности России. Начальник Генштаба генерал Н. Макаров совсем недавно утверждал, что "стратегические ядерные силы для нас священный вопрос". И заверил: сокращения стратегического ядерного потенциала не будет, пока сохраняется неясность с расширением ПРО США. Хотелось бы верить в это, но непонятно, что несет в себе оговорка относительно "неясности с расширением ПРО США". Если бы Б. Обама в ходе визита объяснил, что программа ПРО будет несколько изменена из-за кризиса в сторону замедления темпов ее развертывания, для Генштаба, очевидно, наступила бы полная ясность, что можно соглашаться на радикальные сокращения СЯС. А если бы Соединенные Штаты отказались от размещения элементов ПРО в Европе, то российская сторона могла бы отмечать великую победу своей внешней политики, хотя двумя европейскими объектами глобальная система ПРО далеко не заканчивается. Это всего один из тысяч ее объектов.
Российское ядерное оружие выступает не только в качестве одного из элементов системы военной безопасности страны, хотя эта функция действительно является главной. Причем с каждым годом роль ЯО в общей системе обороны России возрастает, так как возрастает наше отставание от ведущих стран мира (о США говорить не приходится) в сфере сил общего назначения. Начальник Генштаба России, например, обеспокоен тем, что "грузинская армия вооружена сейчас лучше, чем во время августовской агрессии 2008 года". Да и Польша вкупе с прибалтийскими странами, тоже являют угрозу, поскольку, по словам начгенштаба, настойчиво требуют наказать Россию. Только вот беда: на каждый роток не накинешь ядерный платок. Стратегический и тактический компоненты российского ядерного потенциала выступают фактором сдерживания ядерного удара США или крупномасштабной агрессии одного мощного государства или группы государств, грозящей потерей суверенитета и территориальной целостности страны. Так что в случае с Грузией или прибалтами, как и с Японией, после занятия ею "северных территорий", ядерное оружие позволит нашему МИДу заявить очень серьезный протест и не более того, а "Единой России" и ЛДПР провести митинги у соответствующих посольств.
Но, тем не менее, альтернативы ядерному оружию у России сегодня нет.
Во-первых, ядерное оружие вынуждает наших главных оппонентов кое-где и кое в чем считаться с российскими интересами, прежде всего в сфере безопасности;
во-вторых, именно ядерный потенциал определяет сегодня геополитический статус России, выводит ее на уровень трех мировых держав (США, Китай, Россия), оставляет за ней место постоянного члена СБ ООН;
в-третьих, ядерное оружие для России формирует "потенциал надежды", т.е. потенциальных партнеров и союзников, как в сфере безопасности, так и в политике, экономике, информационном пространстве и т.д. Помню, с какой надеждой вглядывались сербы в российскую ядерную мощь, ожидая четкой позиции Москвы, чтобы остановить натовские бомбардировки. Да и решение на бросок российских десантников в Приштину принималось с учетом примерного ядерного паритета между Россией и США;
в-четвертых, вынуждает американских президентов прилетать в Москву, изображать уважение к России и вести переговоры по мировым, региональным и двусторонним проблемам.
Да, у Российского государства наличествуют и другие факторы, влияющие на его геополитическое положение и безопасность. Это и масштабность территории, выгодное пространственно-географическое положение, остатки советской инфраструктуры и большие запасы природных ресурсов. Но эти факторы скорее являются объектами устремлений более сильных конкурентов, чем усилением безопасности и стабильного международного положения России.
Модель российской экономики и социальная структура общества выстроены таким образом, что огромность территории при малочисленном населении, обилие природных ресурсов и плодородных земель, высокий интеллект народа и редчайший опыт создания сверхсложных технических и социальных систем не способствуют развитию государства, укреплению его безопасности, улучшению материального и духовно-нравственного состояния его граждан. Властно-олигархические структуры, управляющие нынешней Россией, насквозь криминализированы, многие представители высших эшелонов власти находятся под постоянным надзором и в разработке правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств и, естественно, не только не добавляют к геополитическому весу страны, но дискредитируют и ослабляют вышеприведенные факторы. Какую, например, укрепляющую статусное положение России роль играет углеводородное сырье, если все оно находится в руках частных лиц, выводящих доходы за рубеж, или в руках воровской шайки вертикали власти. Покупка на российские деньги самого дорогого футбольного клуба Европы, самого дорогого острова на планете, постройка самой дорогой яхты, сооружение на турецкой территории самого дорогого отеля — все это лишь повод для мирового сообщества лишний раз убедиться в недееспособности Российского государства, его полной подчиненности криминальному олигархату.
И только не приватизированный ядерный потенциал (приватизировать его для бизнеса нет смысла, потому что он не приносит прибыли, а чиновники торгуют лишь секретными ядерными технологиями), как витязь, держит геополитический стержень России. К тому же он находится в руках честных русских офицеров. И вокруг этого стержня мобилизуются державные силы Отечества, сохраняется какой-то уровень безопасности, теплится надежда на возрождение страны. Не будь ядерного оружия, по российским просторам давно бы гуляли натовские солдаты, как гуляют сегодня по русским городам и весям кавказские банды. И в этом также прочитывается великий исторический смысл русского ядерного потенциала.
Так зачем же в Москву прилетал старший начальник господин Обама? Ответы на это вопрос еще будут следовать, но предположения перед визитом были следующие. Прежде всего, в приватной беседе, сославшись на данные ФБР, намекнуть Д. Медведеву на плохое наследство, доставшееся Президенту РФ. Барак озвучил, что почти все руководство России имеет счета и золотые слитки в зарубежных банках и что некоторые американские конгрессмены требуют расследования афер российских чиновников. С восторгом рассказал, что олигархическому шулеру Б. Мэдоффу Федеральный суд США припаял 150 лет тюрьмы, и шепнул, что американский суд дал бы каждому российскому олигарху не менее 500 лет отсидки, а премьер-министров (кроме Е. Примакова) пропустил бы через электрический стул, причем Черномырдина — не менее четырех, а Кириенко — трех раз.
Возможно, Обама просветил российского коллегу и в том, что нет на планете более коррумпированной власти, чем российская. А на возражения Медведева, что он, мол, повел с коррупцией решительную борьбу и готов довести её до победного конца заметил: "Смотри, чтобы не остаться без своей администрации, без парламента и правительства".
И конечно, американский президент, как предполагалось, поблагодарил российское руководство за планомерный вывоз на территорию США 500 тонн подаренного Москвой за бесценок российского оружейного урана, за перевыполнение плана по сокращению СЯС, за "реформирование" армии по-сердюковски. А особую благодарность выскажет за передачу в руки ЦРУ США в 2009 году 1500 страниц совершенно секретных материалов по новейшим ядерным технологиям, разработанным российскими учеными. После чего предложит (конечно, во имя улучшения российско-американских отношений и личной президентской дружбы) кардинальное сокращение ядерных потенциалов сторон и движение в сторону всеобщего ядерного разоружения. При этом американец не преминет похвалить коллегу за полное совпадение взглядов по проблеме всеобщего уничтожения ядерного оружия, что прописано в новой российской стратегии национальной безопасности.
Что остается Д. Медведеву после столь откровенного "обмена" мнениями? Конечно, согласиться, попросив Обаму увязать вопрос сокращений с развертыванием американской ПРО. На что гость с обворожительной улыбкой ответит: "О ПРО мы скажем в отдельном меморандуме", Прозвучит взаимное "о'кей!".
На следующий день СМИ будут захлебываться от восторга: исторический прорыв, мудрое решение во имя мира и стратегической стабильности, образец равноправного сотрудничества и т.д.
И конечно, последует обращение ко всем ядерным и пороговым государствам двигаться в сторону "полного и всеобщего….". Пекин поприветствует такое решение с одной оговоркой: вы опускаетесь до нашего уровня, а там посмотрим. Остальные ядерные державы промолчат или поддержат китайский вариант.
Северной Корее американцы помогут остановить создание ракетно-ядерного оружия, иранскую ядерную программу закроет Израиль. Ведь "всеобщее и полное" согласовано с Москвой...
Но если серьезно, то настораживают несколько моментов идущих переговоров по главному элементу российских сил обороны и безопасности (к ниже приведенным выводам мы пришли совместно с группой ученых во главе с доктором техническим наук В.И. Яковлевым, имеющих более чем тридцатилетний опыт участия в подобных переговорных процессах).
Во-первых, переговоры идут под завесой секретности и почти не комментируются официальными лицами. Во-вторых, программой переговоров заданы исключительно короткие (нереальные) сроки для выработки договоренностей. Никогда ранее ни один из заключенных договоров серии ОСВ, СНВ и СНП не разрабатывался в таком темпе.
В-третьих, предварительное принципиальное согласие на американские предложения по сокращению ставит российских переговорщиков в позицию загнанного в угол: есть принципиальное решение высшего руководства, но нет времени для серьезного всестороннего анализа. Российская переговорная команда стоит перед дилеммой — срыв переговоров по ее вине или же политическая уступчивость ради любого результата, достигнутого в установленные сроки.
И еще один минус для нашей делегации. Это отсутствие на российской стороне опытных специалистов Генштаба, МИДа, РВСН, оборонной науки и ОПК, способных глубоко просчитывать последствия каждого абзаца будущего договора. Они зачищены, а ведущая переговорная структура — международно-договорное управление Минобороны — сметена реформами Сердюкова-Макарова. За американцев же выступает высокопрофессиональная команда специалистов из всех заинтересованных ведомств. К тому же свою переговорную позицию они обкатывали в течение нескольких месяцев или даже лет.
В результате, получив в новом договоре равное с США количество ядерных боезарядов (одна тысяча единиц) и даже носителей, мы попадаем в совершенно иную, чем американцы ситуацию:
— США на порядок оторвались от всех стран мира в развитии обычных средств поражения и информационных технологий;
— они активно разрабатывают систему комплексной ПРО, развитие которой даже для поддержания договорного "статус-кво" требует постоянного наращивания российских СЯС, что будет запрещено достигнутыми договоренностями. Плюс — наращивание ударных противоракетных возможностей американских крылатых ракет;
— Россия, втянувшись в систему американской военно-политической стратегии, сама формирует свое негативное будущее, которое однозначно приведет ее к утрате даже нынешнего геополитического статуса.
Ученые просчитали статусную модель России. При сокращении ядерных боезарядов ниже уровня в 1500 боеголовок к 2020 году Россия выпадает из тройки мировых держав и скатывается в геополитический "коридор", где находятся Франция, Германия, Япония и другие, со всеми вытекающими последствиями. Оппоненты скажут: ну, и хорошо, будем жить, как немцы. Нет, как немцы мы жить не будем, скорее, как афганцы. По ряду причин. Во-первых, этот статусный коридор будет для нас транзитным на пути к более низкому геополитическому уровню. Франция, Германия и Япония — страны с высокоразвитыми экономиками, развитым гражданским обществом. Нынешняя Россия — государство с сырьевой экономикой, криминализированной властью, отсутствием субъектности народа во внутрироссийских процессах, страна сплошной коррупции и политического разврата. Ракетно-ядерный потенциал дает нам надежду, что мы сможем выбраться из этой исторической ямы и возродиться как нормальная держава мирового уровня. Лишившись возможности сдерживать Америку через ядерное устрашение, Россия вынуждена будет конкурировать с ней в сфере обычных средств поражения, где мы — карлик по сравнению с США, и за нами навечно будет закреплен статус третьестепенной региональной сырьевой страны, даже если мы сохранимся в нынешнем территориально-целостном состоянии. Хотя последнее и весьма проблематично.
Возвращаясь к переговорной проблематике по сокращению ядерных вооружений, ставлю вопрос: чем вызвана такая спешка? Ведь живет Китай в ядерном мире, не ограничивая никакими договорными обязательствами развитие национальных ядерных сил, приспосабливая их конфигурацию к своим условиям, военной и геополитической доктринам, к своей экономике. Либеральная тусовка, где подавляющее большинство ни дня не служило в армии, но прошло проамериканскую "школу", подгоняет Президента РФ страхами, что 5 декабря 2009 года заканчивается срок действия договора СНВ-1 и уже 6 декабря наступит Армагеддон. Но так ли это? Категорически не соглашусь по следующим причинам:
— либералы (в их числе есть пара генералов, имеющих тесные связи с США еще с начала 90-х гг. прошлого столетия) неизменно поддерживали все американские начинания в ракетно-ядерной сфере, включая выход США из договора 1972 г. по ПРО;
— договор СНВ-1 прекратил свое действие с выходом США из ПРО— 1972, поскольку последний является базовой основой сокращения СЯС;
— договор СНВ-1, решая задачи сокращения числа носителей и боезарядов (что в целом весьма положительный процесс), одновременно канализировал развитие российских ракетно-ядерных сил в невыгодном (с экономической и военно-стратегической т очки зрения) направлении;
— США, когда им было выгодно, легко нарушали положения договора и не реагировали на наши претензии;
— далеко не реализованы договоренности московского (2002 г.) договора о сокращении наступательных потенциалов (СНП).
По нашему убеждению, российская переговорная позиция, раз мы втянулись в процесс переговоров, должна базироваться на выводах российских ученых (А.И. Агеев, В.С. Курдюмов, Г.Г. Маленецкий, В.И. Яковлев) о наличии критического порога сокращений СЯС, после которого ядерное оружие превращается из гаранта стабильности и безопасности в свою противоположность.
Прежде, чем ставить подпись под новым договором, нужен серьезный, глубоко научный анализ проблемы сокращения, ибо от него во многом зависит судьба России, и не только ее одной.
| |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 801 | |