Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
14:04 Броня. Хочется всё же надеяться. | |
В сентябре наша Родина традиционно отметит славный профессиональный праздник – День танкиста. Этот праздник был учрежден 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых войск в разгроме противника в Великой Отечественной войне, а также заслуг танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны первоклассной бронетанковой техникой. Текущий, 2009 год отмечен несколькими юбилейными датами в истории создания и развития отечественных бронетанковых сил. Так, 95 лет назад, в 1914 году в русской армии появились первые броневые части. А 90 лет назад, в 1919 году в России впервые в Красной Армии появились танки и было организовано несколько автотанковых отрядов. В 1929 году, ровно 80 лет назад было создано Центральное управление механизации и моторизации РККА, танки вошли в состав механизированных войск, что положило начало новому роду войск, получившему название автобронетанковых. Все это показалось мне достойным поводом вспомнить о моей первой, если можно так сказать, технической любви – бронированных боевых машинах, называемых танками. Это восторженное отношение к бронетанковой технике возникло у меня еще в довольно раннем детстве, где-то лет в семь-восемь. Тогда, после Великой Отечественной войны танкисты были в большом почёте, пожалуй, на втором месте после лётчиков. Судя по литературе и ранним советским кинофильмам, особое уважение к этой военной специальности сложилось ещё в довоенные годы. Всеобщей популярностью пользовался замечательный фильм "Трактористы", песни их этого фильма очень часто звучали по радио и, что называется, легли на душу: "Три танкиста, три весёлых друга – экипаж машины боевой". Гордостью страны стали заводы-танкограды и конструкторские бюро. И завороженно, с восхищением смотрели мы, мальчишки, военную кинохронику, где, сметая всё на своём пути, преодолевая естественные и искусственные препятствия, подминая под себя заграждения, огневые точки и окопы, ведя ураганный огонь с ходу и превращая в облако дыма и огня пораженные цели, мчались красивые и грозные машины, вселяя уверенность в несокрушимой мощи нашей бронетанковой техники. "Броня крепка и танки наши быстры, И наши люди мужества полны. В строю стоят советские танкисты – Своей великой Родины сыны" – звучала замечательная песня. Ярким символом мощи Красной Армии, её великих побед представлялись нам танки, вознесённые на пьедесталы в освобождённых городах. Навсегда сохранились в памяти и в очень большой степени способствовали углублению интереса к бронетехнике впечатления, вынесенные во время посещений в 1948 году устроенной в Центральном парке культуры и отдыха им. А.М. Горького выставки трофейного вооружения, где были представлены многочисленные артиллерийские орудия, миномёты, танки и самоходные орудия, самолёты, взятые Советской армией в качестве трофеев в боях против Германии и Японии во время Великой Отечественной войны. Мы с друзьями довольно часто наведывались туда и с живым любопытством осматривали и ощупывали диковинные тогда для нас предметы, уже не представлявшие былой смертельной опасности. Помню, уже тогда я был поражён мощью и совершенством немецких "Тигров", "Пантер", "Фердинандов", их устрашающим обликом. Думалось о незаурядном таланте людей, придумавших и осуществивших эти технические уникумы. Они казались похожими на поверженных доисторических чудовищ, застывших в последнем движении. И в то же время наши детские души пронизывала радость и гордость тем, что на такую звериную мощь и силу нашлись ещё более мощные силы – сила техники и сила духа, сумевшие сделать почти невозможное – разбить этих казавшихся несокрушимыми монстров. Какой же мощью должна была обладать для этого наша советская техника, наши танки и наши противотанковые орудия! Гордости добавляло и то, что годы Великой Отечественной войны мне довелось провести в знаменитом танкограде – городе Челябинске, где в это время была развёрнута основная в стране база по производству тяжёлых танков – Челябинский тракторный завод, который с октября 1941 года стал именоваться Челябинским Кировским заводом, и где работала тогда инженером моя мама, также связавшая свою судьбу с бронетанковой отраслью, продолжая после возвращения из эвакуации работать в Наркомате, затем Министерстве танковой промышленности. И я мог чувствовать себя уже тогда причастным к созданию этих могучих гусеничных гигантов. Учась потом в школе, отдавая дань различным распространённым в те годы мальчишеским увлечениям, я продолжал с неизменным интересом вникать в историю танкостроения, старался следить за отечественными и мировыми техническими новинками в этой области, собирал тематическую литературу, строил с друзьями модели боевых машин. А когда после окончания школы пришло время выбирать дальнейший путь, места сомнениям не было – только Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, только специальность "Гусеничные машины". Что и свершилось! Может быть, уместно будет вспомнить, что люди на протяжении многих веков старались найти средства для собственной защиты от повреждений во время боевых схваток. Латы и шлем древних воинов – это как бы прообраз современной броневой защиты. А идея создания подвижной машины, защищённой от средств поражения, возникла, наверное, одновременно с изобретением колеса. До нас дошли изображения такой защищённой боевой колёсной машины, сделанные великим Леонардо да Винчи. В боевых действиях в разное время и у разных народов использовались перемещаемые вручную сооружения на колёсах, снабжённые различного рода хитроумными защитными устройствами, вплоть до мешков с песком. Все эти средства с полным правом можно считать предтечами современного танка. Появление собственно танка, как реально действующей боевой машины, было связано с необходимостью решения задачи прорывов тщательно укреплённых оборонительных позиций на пересечённой местности, оборудованных в инженерном отношении – проволочные ограждения, окопы, заграждения и др., в условиях к тому же плотного артиллерийского и пулемётного огня. Это особенно остро сказалось в ходе Первой мировой войны 1914-1918 г.г. Вот тогда на поле боя вышли танки и показали себя как новое перспективное средство, которое во взаимодействии с пехотой и артиллерией могло преодолевать насыщенную позиционную оборону. Технические предпосылки для создания танка сложились ещё в конце XIX века – тогда уже были изобретены двигатель внутреннего сгорания, гусеничный ход, имелась листовая броня, подходящие огневые средства – пушки и пулемёты. И, как веление времени, почти одновременно в нескольких странах – Англии, Франции, Италии, России, Австрии появились проекты боевых сухопутных бронированных машин. Русские изобретатели настойчиво искали пути создания таких машин, которые бы гармонично сочетали в себе подвижность, огневую мощь и бронезащиту. В 1911 году русским инженером В.Д. Менделеевым был предложен законченный проект тяжёлого "бронехода" массой 173 т, со 150-мм бронёй в лобовой части корпуса, вооружённого 120-мм пушкой и оснащённого многими техническими новинками. Однако такая диковинная машина казалась в то время настолько нереальной, что проект Менделеева поддержки у военных не нашёл. Не получили и в последующие годы признания и поддержки другие предложенные русскими инженерами многочисленные проекты, даже созданные образцы "земных броненосцев", "бронеходов", "самоходов”. Первый в мире настоящий танк был сконструирован, изготовлен, испытан и успешно применён в бою англичанами. Это произошло 15 сентября 1916 года во Франции на реке Сомме в сражении с германской армией, когда на боевые позиции выдвинулись 32 танка Mk 1. Исход этого сражения не оставил сомнений в боевых возможностях нового вида техники и определил его большое будущее. Кстати, русское название танк пришло к нам тоже от англичан, где в целях сохранения секретности новую машину назвали " tank ", что в переводе с английского означает "бак", "резервуар". В России новую боевую машину первоначально называли также "лохань" – ещё один вариант перевода слова " tank ". Успех танковых подразделений в сражении на Сомме вдохновил конструкторов, и активная разработка и постройка различных моделей танков началась и в других развитых европейских странах. Очень удачную боевую машину – лёгкий танк Рено- FT сумели разработать и выпустить французы; в этом, безусловно, самом выдающемся танке Первой мировой войны были впервые применены многие технические решения, ставшие потом классическими. В 1916-1917 гг. продолжала выпускать новые модели танков Великобритания, начала выпуск танков воюющая Германия, итальянский Fiat выпустил свою версию лёгкого танка Рено- FT . Исторически сложилось так, что Россия в Первую мировую войну своих танков так и не построила и от союзников их не получила. Первые танки появились только уже в Советской России, когда в годы гражданской войны и интервенции Красная Армия захватила в числе трофеев некоторое количество английских и французских танков, из которых было сформировано несколько танковых отрядов. Одновременно было принято решение о создании собственного, отечественного танка, изготовителем которого был определён завод "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. 31 августа 1920 года первый собранный в Сормове танк, созданный на основе конструкции французского танка Рено- FT -17 и наречённый как "Борец за Свободу товарищ Ленин", был передан на испытания и, таким образом, эта дата может считаться днём рождения советского танкостроения. Конечно, для создания и развития новой полноценной отечественной отрасли, способной реализовать обширную многолетнюю программу проектирования и строительства бронированного кулака страны, необходимо было в короткие сроки решить ряд грандиозных, невероятной сложности задач – организационных и технических. Эти задачи были успешно решены. Была создана широкая сеть военно-инженерных учебных заведений, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и лабораторий, которая дала нашей стране столь необходимые кадры танкостроителей, моторостроителей, вооруженцев, способных создавать новые конструкции боевых машин, танковых двигателей и мощных артиллерийских систем. На крупных действующих машиностроительных заводах, таких как Кировский (бывший Путиловский) и "Большевик" (бывший Обуховский) заводы в Ленинграде, "Красное Сормово" в Горьком, Харьковский паровозостроительный завод были развёрнуты мощные танковые производства. Специализированные производства были организованы на вновь построенных Сталинградском и Челябинском тракторных заводах. Были созданы специальные металлургические производства по выпуску броневого листового проката. В результате в Советском Союзе проектирование модельного ряда танков в 30-е годы, изготовление и испытания опытных образцов, доводка и налаживание серийного производства находилось в руках подлинных энтузиастов этого дела, способных и талантливых людей. В 30-е годы начался интенсивный процесс насыщения войск страны бронетанковой техникой. На вооружение Красной Армии начали поступать лёгкие танки БТ и Т-26, танкетки Т-17, плавающие танки Т-37 и Т-38, средние танки Т-28, а затем и тяжёлые Т-35. Получили всенародную известность блистательные конструкторы новой, советской генерации, труду и таланту которых во многом обязано отечественное танкостроение. В их числе Н.А. Астров, Н.Л. Духов, Ж.Я. Котин, М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозов и другие. Наращивания броневой мощи страны требовала и сложная международная обстановка, сложившаяся в конце 30-х – начале 40-х годов. В Европе разразилась война. Явственно чувствовалась надвигающаяся гроза. И с Запада, и с Востока не раз пытались проверить на прочность боевые порядки Красной Армии, в том числе танковые. В сражениях с японской армией у озера Хасан, а затем на реке Халхин-Гол, а также в войне с Финляндией советские танкисты получили бесценный боевой опыт. Исходя из этого опыта, были разработаны и в 1940 году приняты на вооружение новые танки с более мощной бронёй и более мощным вооружением. Эти машины – тяжёлый танк КВ-1 и средний танк Т-34-76 стали вершиной конструкторской мысли своего времени, а легендарная "тридцатьчетвёрка" была признана лучшим танком Второй мировой войны и сыграла выдающуюся роль в сражениях Великой Отечественной войны. О доблести и подвигах русских танкистов в этой войне мы много знаем из художественной литературы, многочисленных воспоминаний, из художественных и документальных фильмов. Среди прославленных полководцев Великой Отечественной войны не последнее место занимают военачальники-танкисты, командующие танковыми армиями – П.А. Ротмистров, М.Е.Катуков, А.А. Бурдейный, П.С. Рыбалко, Д.Д. Лелюшенко и другие. В остром соперничестве двух ведущих танковых школ – немецкой и советской в ходе войны безусловное первенство было на нашей стороне. Русскими конструкторами, помимо серьёзных усовершенствований танков Т-34 и КВ, были созданы первоклассные образцы новых боевых машин, таких как тяжёлые танки ИС-1, ИС-2, ИС-3 – самые мощные танки Второй мировой войны, а также тяжёлые самоходные артиллерийские установки и истребители танков – ИСУ-122, ИСУ-152. Советские бронетанковые войска, являясь основной ударной силой сухопутных войск, внесли неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Познавая и чтя свою славную историю, мы во время учёбы в МВТУ им. Н.Э. Баумана узнавали все конструктивные особенности лучших образцов мировой бронетанковой техники, обретали навыки творческого конструкторского труда в этой области. Все этапы дальнейшего послевоенного развития отечественного танкостроения проходили на наших глазах. Производственную практику на различных курсах обучения мы проходили на ведущих танкостроительных заводах страны. Трудились в кузнечном цеху Нижнетагильского Уралвагонзавода, в литейке на Сталинградском тракторном. Видели, как рождаются и сходят с конвейера танки новых поколений – Т-55 и Т-62, способные вести боевые действия в условиях применения самых новых средств поражения, включая ядерное воздействие. Довелось поработать на сборочном участке Брянского танкоремонтного завода, где после капитального ремонта получали вторую жизнь легендарные "тридцатьчетвёрки", уходя на службу в арабские страны. И как счастливы были мы, когда нам, студентам, доверяли вести ожившие боевые машины в обязательном послеремонтном пятнадцатикилометровом пробеге. Сидя за рычагами Т-34, управляя движением машины, постигали мы, как нелёгок труд танкистов и как непросто приходится им в боевых условиях. А преддипломную практику в 1961 году мне посчастливилось проходить на знаменитом Ленинградском Кировском заводе – колыбели советского тяжёлого танкостроения. Там судьба подарила мне радость встречи и знакомства с прославленным советским конструктором Жозефом Яковлевичем Котиным, создателем непревзойдённых тяжелых танков КВ, ИС и других машин. Он в это время продолжал ещё руководить КБ Кировского завода и принял нас – четверых практикантов-дипломников МВТУ им. Н.Э. Баумана с тем, чтобы утвердить темы наших дипломных работ, которые согласно договорённости должны были быть реальными для производства. Как раз в это время КБ было занято выполнением необычного поручения Правительства по созданию сверхмощного колёсного трактора К-700 "Кировец" для работ по освоению целинных земель. Мы, студенты, работая в КБ, видели, как непросто давался конструкторам-танкистам поиск рациональных решений сельскохозяйственной машины, отличных от традиционных танковых. Проблемных вопросов было много. И вот Ж.Я. Котин на встрече предложил мне в качестве дипломной работы попробовать спроектировать гидромеханическую трансмиссию для создаваемого трактора. Конечно, отказа быть не могло, и уже в марте 1962 года в КБ Кировского завода состоялась защита представленного проекта. До реального воплощения дело, правда, не дошло, но оценка была высокой. Так что, как инженер, я могу считать себя крестником Ж.Я. Котина. Случилось, однако, так, что государственное распределение резко изменило мою техническую судьбу, и бронетанковая моя деятельность дальнейшего развития не получила – я был направлен в одно из КБ бурно развивавшейся тогда ракетно-космической отрасли, где с увлечением работал почти 40 лет. Но с броневым делом связи я не терял никогда и старался внимательно следить за новинками и тенденциями развития современной отечественной и мировой бронетанковой техники. Этому в большой степени способствует то, что много друзей осталось работать в этой отрасли и что немаловажно – собственная супруга, с которой вместе мы учились и которая более 40 лет продолжает работать в «НИИ Стали» – институте, многие годы занятом разработкой танковой брони. Мне всегда казалось, что наиболее важная, ответственная и значимая часть в современном танке – это броневая и другая защита от всех возможных видов поражения. Ведь именно она призвана сберечь жизни экипажа и многих людей, обороняемых танковыми силами! Поэтому я попросил ответить на несколько вопросов нынешнего Генерального директора «НИИ Стали», доктора технических наук, профессора, действительного члена Академии ракетных и артиллерийских наук Валерия Арменаковича Григоряна, моего давнего товарища. – Валерий Арменакович, что значит броня в Вашей жизни? – Сказать, что я с детства мечтал о том, как бы скорее вырасти и заняться броневым делом, было бы, конечно большим преувеличением. Хотя мне известны некоторые личности, которые утверждают нечто подобное, вовсю слагая о себе мифы еще при жизни. Я же хотел стать физиком-ядерщиком, однако судьба распорядилась по-иному. Получил образование инженера-механика и после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1970 г., поступив на работу во В»НИИ Стали», стал работать на поприще защиты броневой техники. Дело это оказалось непростым, но и весьма интересным. По сути, разработка комплексной защиты современных танков и машин на их базе – это занятие той же физикой в прикладных ее аспектах одновременно с конструированием того нового, что ты придумал. Эта работа ведется на стыке многих дисциплин: материаловедения, механики сплошных сред, газодинамики, физики взрыва, электродинамики, ядерной физики и многих других. Ведь вековое соревнование "cнаряд – броня" не останавливается ни на минуту. Дело весьма увлекательное, часто сродни искусству. Надеюсь, своим трудом на этой ниве принес пользу стране, хотя в последнее время перестаю понимать, куда движется оборонка. Так что не думал, не гадал, а попал в броневики (хотя слово "броня" применительно к современной защите – название скорее условное). Видно так на роду у мужчин нашей семьи было написано – быть танкистами: и отец у меня воевал танкистом, и дядя, вот и меня судьба определила соответственно. Но в целом грех жаловаться, в конечном счете, род моей деятельности оказался настолько соответствующим моим умственным наклонностям, а именно, стремлению докопаться до сути вопроса, что исследовательская и конструкторская работа принесла мне немало удовлетворения и придала определенный смысл жизни. Опубликован ряд трудов, которые помогут более молодому поколению двигаться дальше, опираясь на накопленную сумму знаний в данной области. – Что такое современная броневая защита? – Конечно, современная лобовая броня в защите танка – это уже не та стальная броня, катаная или литая, наклоненная под тем или иным конструктивным углом, как, например, на танках времен до середины 60-х годов прошлого века. Сегодня это, как правило, многослойные структуры, в том числе содержащие заряды взрывчатого вещества, оказывающие на проникающий поражающий элемент (кумулятивную струю, сердечник бронебойного подкалиберного снаряда) активное разрушающее воздействие. И только отдельные бронеузлы танка, например, корма корпуса и башни пока еще защищены монолитной броней. Правда, и монолитная броня претерпела изменения, стала намного прочнее, кроме новых марок стальной брони появилась броня из алюминиевых и титановых сплавов. Современные многослойные защитные структуры помимо броневых слоев могут содержать слои из специальных композиционных материалов на основе стекла, керамики, различного рода полимеров и даже сплавов вольфрама или урана. Применение такого рода сложных структур имеет своей главной целью удержать массу боевой машины в разумных пределах. Достаточно сказать, что бронепробивная способность современных бронебойных подкалиберных снарядов приближается к 1 м стальной брони, кумулятивных ПТУР – к 1,5 м. Ясно, что при таких толщинах лобовой брони любой танк становится небоеспособен. Так что, несмотря на очевидные успехи в этом деле, почивать на лаврах не приходится. Если государством будет предоставлена такая возможность, будем двигаться дальше, необходимый для этого научно-технический задел нами наработан. – Расскажите немного о Вашем институте. – «НИИ Стали» был создан в 1942 году как институт по разработке стальной брони для танков. Однако уже к 50-м годам институт существенно расширил область своих исследований и кроме защиты бронетанковой техники начал работы по защите персонала, объектов гражданской техники от баллистических средств поражения, радиации и высоких температур. В «НИИ Стали» разрабатывались первые отечественные бронежилеты для МВД и армии, первый правительственный и первый коммерческий бронеавтомобили. Броневая защита всех танков послевоенной и современной разработки, в том числе Т-72, Т-80, Т-90 и другой военной техники создавалась в стенах «НИИ Стали». Первые в мире комбинированная броня и противоминная защита для танков, универсальная динамическая защита и ряд других новейших систем защиты, разработанные «НИИ Стали», обеспечили необходимый уровень надежности броневого щита и бывшего СССР и сегодняшней России. В 1986 году за успехи в области защиты «НИИ Стали» награжден орденом "Трудового Красного Знамени". Сегодня «НИИ Стали» – головная в России фирма по комплексной защите техники и личного состава. Продукцией института пользуются практически все государственные силовые структуры – МО, МВД, ФСБ, ФСО и другие, а также многие частные и коммерческие организации. Высокое качество и надежность, проверенные временем, оригинальные конструктивные решения и новые защитные материалы, разработанные в «НИИ Стали», продолжают держать марку института на высшем уровне. – Как Вы оцениваете нынешнее состояние отрасли? – В целом, несмотря на известные трудности, выглядим мы на общемировом фоне неплохо. Выглядели бы еще лучше, если бы новые разработки скорее внедрялись на конкретных изделиях, считаю, что делается это нашими заказчиками непростительно долго. Часто просто работаем на корзину, а ведь на разработки государство тратит определенные суммы, часто немалые. В последнее время не покидает ощущение, что управляемость оборонным комплексом утеряна и отрасль погибает. В ведущих странах мира картина иная, там просто происходит плавное смещение акцентов на увеличение доли высокозащищенных машин типа БМП, БТР и им подобных, танки же все равно сохраняют свою роль основной боевой единицы сухопутных войск. – Какие перспективы у института Вы видите в настоящих условиях? – Сейчас, как и во все это постперестроечное время озабочен выживанием предприятия. К сожалению, света в конце тоннеля пока не видно, а так бы хотелось перейти от выживания к развитию. Представляется, что при более благосклонном отношении государства к промышленности создать условия для этого было бы не так уж и сложно, однако вместо этого удавка на горле затягивается все туже. При полном невнимании государственных структур к нуждам оборонки и поголовном нарушении всяких правил поведения по отношению к исполнителям гособоронзаказа, ответственными за все и вся сделали директоров предприятий. Спасает пока диверсифицированность продукции предприятия и то, что когда стали резко падать объемы заказываемых НИОКР, удалось расширить возможности производственной базы для выполнения заказов по изготовлению различных средств защиты. Хотя, конечно, это неправильно, каждый должен заниматься своим делом: разработчики должны зарабатывать новыми разработками, а производители – производством, тогда и государство будет процветать. Конечно, говорить в этих условиях о полной отдаче делу науки и техники не приходится, но руку на пульсе пока держу. Научные перспективы лет на 15–20 просматриваются неплохо, планы, как их реализовывать, тоже имеются. Будем надеяться на лучшее, ведь Господь всегда помогал России в тяжелые времена. – Благодарю Вас, Валерий Арменакович. Знаю, скольких усилий и нервов стоит Вам в нынешних условиях сохранять достойное положение института. Желаю успехов Вам и коллективу.. Когда я завершал эти заметки, пришла информация о том, что руководство военного ведомства приняло решение о сокращении количества танков в сухопутных войсках и береговых частях ВМФ до 2-х тысяч, тогда как на сегодняшний день в Российской армии имеется 23 тысячи танков. Что это означает и как к этому относиться? Изменение взглядов на роль ударных сил сухопутных войск в современной войне? Или что-то другое? Главное, всё решается без каких-либо серьёзно аргументированных объяснений и без обсуждения с компетентными и опытными специалистами. Крупнейшие армии мира – США, Китая, Индии ни о каком подобном сокращении не объявляют – так, для Индии существующим контрактом предусмотрена в ближайшие годы поставка 1200 российских танков Т-90С при том, что 350 таких машин уже поступили на вооружение индийской армии. Хочется всё же надеяться, что благоразумие руководящих государственных деятелей России восторжествует, и призвать приложить все возможные усилия с тем, чтобы не допустить разрушения созданного трудом многих поколений броневого щита Родины. Броня должна выстоять! 27 июля 2009 г. Эдуард Белобородько Русское Воскресение | |
Категория: Армия и нацбезопасность | Просмотров: 535 | |