Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
14:40 «7 важных дел» пермского губернатора. Или как картошка убила промышленность. | |
Ситуация в Прикамье выходит из-под контроля властей. В регионе нарастает социальная напряженность, уровень безработицы один из самых высоких в стране, бизнес сворачивает инвестиционные проекты, а собираемость налогов в бюджет достигла рекордных минимумов. Только по официальным оценкам, из региона в 2005-2008 гг. было выведено около 105 млрд руб. Постепенно регион-донор превратился в одну из самых проблемных территорий страны. Об этом в четверг пишет «Российская газета». Еще в 2005 году Пермская область входила в первую десятку регионов-доноров Российской Федерации, а областная экономика славилась своей стабильностью. Такой она была с начала 90-х годов, когда Пермь входила в шестерку российских регионов, способных приносить деньги в федеральный бюджет. Объяснялось это благополучие просто – власти Пермской области сделали ставку на поддержку крупной промышленности и преференций в пользу компаний, реинвестирующих прибыль в развитие производства. Так, уже в середине 90-х годов были запущены простаивавшие заводы по производству удобрений в Перми и Березниках, восстановлена работа металлургических предприятий в Чусовом и Губахе, ежегодно наращивали объемы производства целлюлозно-бумажные комбинаты. Главными налогоплательщиками стали производители калийных удобрений из Березников и Соликамска, а также нефтянка. Здешний игрок – «ЛУКОЙЛ» дорого заплатил за право монопольно добывать и перерабатывать нефть в Перми – каждый год компания подписывала с властями соглашения, предусматривающие миллиардные инвестиции в строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры, другие проекты. Де-факто 15 лет пермские губернаторы жестко диктовали бизнесу правила игры – налоговые отчисления в региональный бюджет в обмен на поддержку властей. И каждый честно выполнял свои обязательства – достаточно сказать, что с начала 90-х годов в Прикамье фактически не было ни одной попытки рейдерского захвата местного предприятия. И вдруг в одночасье все изменилось. В 2006 году новый губернатор Пермского края Олег Чиркунов, ранее занимавшийся в Совете Федерации вопросами налоговой политики, пересмотрел приоритеты работы региональной власти на период до 2012 года. Были придуманы «семь важных дел», над которыми пермские чиновники должны были работать, не покладая рук. В список приоритетов вошло, например, строительство дорог («Большая Пермь» и магистраль «Север-Юг»), на которые выделялась большая часть свободных средств регионального бюджета, или же планы по размещению в Пермском крае атомной станции. Особняком стоит проект «Пермская картошка». Суть – сделать из выращивания привычного продукта некую «точку роста» экономики Прикамья, невзирая на недостаток рабочих рук в пермском селе. Поддержка собственной промышленности из списка приоритетных дел пермских властей исчезла как страшный сон. Правда, постепенно. Сначала Олег Чиркунов реализовал свою давнюю идею – снизил налог на прибыль, подлежащий зачислению в региональный бюджет с 17,5% до 13,5% для ряда категорий налогоплательщиков. Предполагалось, что эта мера будет способствовать росту инвестиций в экономику края, открытию новых предприятий. Льгота действует 4-й год, однако, рост инвестиций в крае в 2008 году составил всего 105,5%, тогда как в Свердловской области – 110,6%, в Челябинской – 122,2% при отсутствии налоговых льгот. В то же время, по оценке депутатов Законодательного собрания Пермского края, региональный бюджет только в 2008 году не досчитался 10,7 млрд. руб., т.е. примерно половины бюджетного дефицита 2009 года. В результате, вместо роста объемов промышленного производства, произошла стагнация. Так, в 2008 году рост промышленности еле дотянул до 1% и базировался в основном на увеличении бюджетных вливаний в строительство объектов инфраструктуры для «семи важных дел». На этом увлечение местных властей реальным сектором экономики закончилось, о местных заводах и комбинатах просто забыли. В правительстве Пермского края людей, которые имели бы опыт работы в металлургии, химии, нефтянке или производстве электроэнергии, видимо, не осталось. И вести диалог с бизнесом, отслеживать ситуацию в базовых для экономики региона отраслях, защищать региональные интересы в таких компаниях, как «Газпром» или РЖД, стало просто некому. Отсутствие реального сектора в списке приоритетов экономической политики быстро принесло свои плоды, поскольку именно на промышленности основывалось благосостояние Пермского края. С 2008 года начался процесс вывода центров прибыли из региона. Одна за другой холдинговые компании, зарегистрированные в Перми, начали перерегистрировать свои активы – одни в другие регионы, другие – и вовсе за рубеж. Пересмотрели собственные планы по модернизации энергетики и железнодорожники Прикамья. Дальше – больше. В 2009 году Пермский край впервые в новейшей истории потерял статус донора федерального бюджета. Случай в истории этого промышленного уральского региона – небывалый. Пермь без поддержки Москвы успешно переживала даже самые трудные месяцы середины 90-х годов. Угрожающая ситуация сложилась с дефицитом собственно регионального бюджета, который, вероятно, в 2009 году превысит 24 млрд руб. В разы вырос отток капитала. Только по официальным оценкам, из региона в 2005-2008 гг. выведено около 105 млрд руб. Потянулось из Перми и экономически активное население. Безработица в крае существенно выросла. Ее уровень в мае 2009 года составил 11,6% (это один из самых высоких показателей на Урале и в Сибири). По расходам на душу населения Пермский край оказался уже на 70-м месте по стране (еще 3 года назад входил в первую десятку). Не так давно появились сообщения об акциях протеста. В частности, работники Юго-Камского машиностроительного завода намереваются выйти на федеральную трассу, чтобы добиться выплаты задолженности по заработной плате. Последняя статистика минрегиона свидетельствует о нарастании грядущих социально-экономических проблем в Прикамье. По итогам первых месяцев года специалисты Министерства регионального развития РФ отнесли Пермский край к числу регионов с наихудшими показателями по таким важным вопросам, как динамика промышленного производства и прогнозная оценка обеспеченности бюджетных расходов доходами. Интересно, что только в этой ситуации пермская власть наконец-то решила сэкономить. Так, было решено закрыть единственный в регионе Центр планирования семьи, сотрудники которого даже вынуждены были обратиться с письмом к президенту России. Вслед за этим издан приказ о закрытии 24 отделений постоянного и временного проживания граждан пожилого возраста инвалидов в государственных краевых учреждениях социального обслуживания населения. Тем временем в Перми все чаще и чаще задаются вопросами, на которые губернатор отказывается отвечать даже в своем интернет-блоге. Как удалось так поколебать экономический потенциал Пермского края за 3 года? Кто был заинтересован в развитии торговли и увеличении вливаний в строительство пресловутых «транспортных коридоров» и забыл о реальном секторе? Почему руководители Пермского края недооценивают значимость ухода из края крупнейших налогоплательщиков? Когда будет поставлена оценка работе властей? «Новый Регион» будет следить за развитием событий в регионе. Пермь, Август 20 (Новый Регион, Мартын Самусенко) | |
Категория: Экономика | Просмотров: 652 | |