Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1145] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
02:57 Александр Привалов. Высшее учебное запустение. Что делают с российским образованием | ||||||
Нынешний год — особенно за последние месяцы —
рассеял большинство недоумений по поводу затянувшейся реформы
отечественного образования. Новому министру образования и науки хватило
ста с небольшим дней, чтобы заметно превзойти предшественника по градусу
вызываемой к себе неприязни. Фурсенко в педагогическом сословии не
любили, к концу восьмилетнего сидения очень не любили — Ливанова
уже ненавидят; не все, разумеется, но очень многие. Не за то даже
ненавидят, что он кого-то обижает, но потому, что слишком понятно стало,
к чему дело идет: в безысходный третий мир. Идет оно туда, конечно, уже
давно, но Манилов был поделикатней Собакевича и всей правды не говорил.
Нынешний — говорит, да все более откровенно. Пару недель назад он
выразился так: "К сожалению, в вузах мало преподавателей, которые
занимаются научными исследованиями на высоком уровне... В целом кадровый
потенциал не соответствует задачам, которые стоят перед современным
высшим образованием России". Понимаете? Преподавательский корпус высшей
школы не соответствует задачам — в целом. Весь, значит, за пренебрежимо
малочисленными исключениями.
Месяц назад министр был гораздо менее
откровенен — и то вышел скандал. Тогда, если помните, Ливанов рассказал
телекамерам, что преподаватель вуза, получающий 20-30 тысяч рублей в
месяц, есть либо халтурщик, либо взяточник, либо просто плохой
преподаватель — да и вуз, платящий такие деньги, тоже, вероятно, плох.
Поскольку такую или меньшую зарплату получает большинство вузовских
педагогов (а если говорить только о той части дохода, которую начальство
не может в любую минуту отобрать, то практически все), на Ливанова
сильно обиделись. Да и трудно не обидеться на открытое хамство. Ведь, в
сущности, сказано было просто: если вы десятилетиями смиренно терпите,
что мы (государство — речь-то идет о государственных вузах) платим вам
как половинкам дворника, то большего вы и не стоите. Преподаватели и
студенты возмущались и поодиночке, и в коллективных письмах, но
контраргументов, значимых для обидчика, у них так и не нашлось.
Бесполезно было рассказывать министру, что бывают люди, видящие в своей
преподавательской работе призвание и служение; что до сих пор многие
педагоги время от времени выезжают на семестр преподавать за границу,
где получают на порядок больше, а потом возвращаются, чтобы учить здесь,
живя на деньги, полученные там. Ливанов счел недостойным вступать в
споры с оппонентами, требовавшими от него кто объяснений, кто извинений,
кто отставки,— и теперь хладнокровнейшим образом уточняет: нет,
господа. Не многие из вас непригодны для современной высшей школы, а почти все.
Но
тогда возникает вопрос, как же Минобр допустил, чтобы руководимая им
отрасль пришла в такое ничтожество,— и что же он будет делать теперь,
чтобы из ничтожества ее возродить? Странно было бы спорить:
преподавательский корпус, и в советские времена далеко не идеальный,
потерял за два десятилетия множество прекрасных ученых и прекрасных
педагогов (вопреки базовому тезису Минобра, это далеко не всегда
совпадающие понятия). Кто-то работает в других сферах, кто-то в других
странах — чему тут дивиться? В наших вузах неконкурентная зарплата:
профессор в России получает меньше, чем в большинстве стран, где водятся
профессора. В наших вузах дикие нагрузки: такого количества часов на
одну ставку нет вообще нигде в мире. В наших вузах, как правило,
отвратительные условия для научной работы: даже если деньги на нее есть,
работа тонет в бумажках и административном раже внешнего и вузовского
начальства. И большая часть вины за все это, бесспорно, лежит на
Минобре. Как же министр не стесняется заявлять о своем кадровом провале,
в его формулировке — заведомо невосполнимом? "Кадры не годятся в целом"!
Кем их заменить полагаете? Где у вас десятки тысяч более достойных
людей? А в том-то и дело, что речь не о замене. Речь об упразднении.
Все говорится прямым текстом, никаких тайн. В
утвержденной правительством Программе развития образования до 2020 года
гордо сказано о пяти вузах, которые-де непременно войдут в первую сотню
мировых рейтингов, есть несколько упоминаний о развитии "системы
ведущих вузов" (МГУ, СПбГУ, национальные исследовательские и федеральные
университеты), обо всем же остальном — пустая бюрократическая
невнятица. И Программа уже реализуется именно в таком духе: Минобр
объявил, что к концу будущего года отберет 10-15 вузов, которым и
обеспечит миллиардные "дополнительные субсидии на реализацию их
проектов". Это и есть ведущие вузы, прочие — как хотят. Выживут — ладно,
не выживут — еще того лучше. Ливанов же объясняет: "Нам нужны не люди с
фиктивным дипломом о высшем образовании, гораздо лучше иметь миллионы
высококвалифицированных профессионалов со средним образованием, которые
будут востребованы на рынке труда". Правда, среднее-то образование уже
изрядно подразвалено, только министр об этом пока не узнал, но это и
неважно. Важно — что меняется публичная стилистика: высшее образование
не нужно миллионам. А стало быть, не пятнадцати, так сотни вузов за
глаза достаточно. Вот вам и все развитие до копейки.
Вы
скажете, что невозможно резко сокращать число вузов при таком спросе на
высшее образование? Ошибаетесь: очень даже возможно. Новый Закон об
образовании, как раз в эти дни спешно додавливаемый сквозь Думу, спрос
кардинально сократит — двумя негромкими новациями. Первая: в новом
законе, в отличие от действующего, не упоминается гарантия возможности
бесплатного обучения в магистратуре. Стало быть, бюджетных мест в
магистратурах скоро станет в разы меньше, отчего и магистратуры вообще
сильно скукожатся — как бы сами. Вторая: новый закон будет
гарантировать преемственность программ только между младшей, средней и
старшей школой; гарантии, что знаний, бесплатно получаемых в школе,
хватает для поступления в вуз, государство более давать не будет. Вы
правы, формально гарантированная преемственность может не наблюдаться в
натуре, но впредь-то ее не будет и формально! Учтите еще, что
бесплатность образования в школе гарантируется в рамках ФГОС
(Федерального государственного образовательного стандарта), новый же
ФГОС безукоризненно абстрактен: из него решительно невозможно понять,
какие конкретно знания школа обязана безденежно преподать ученику.
Прежние репетиторство и взяточничество, с которыми реформаторы так
страстно боролись и которые якобы навеки убил светозарный ЕГЭ, скоро
вспомнятся милыми шалостями. Число ребят из небогатых семей, имеющих
реальную возможность учиться в вузах, будет уменьшаться с каждым годом,
так что и бакалавриаты тоже будут усыхать — и тоже как бы сами.
Мне кажется очевидным, что сказанное означает не только конец всякой
надежды на социальный мир, но и ускоренную деградацию страны.
Мне скажут: но у нас и вправду слишком много
вузов, и очень многие из них очень плохи! Про слишком много —
сомневаюсь. Выдающийся фольклорист и востоковед профессор Неклюдов в
свирепой статье "Гильотина как эффективное средство от мигрени" (о
разгроме высшего образования, о безграмотности действий Минобра, о
необходимости срочно пресечь творимое безумие) приводит такие данные: у
нас сейчас примерно тысяча вузов на 143 млн человек, в Бразилии — две
тысячи на 190 млн, то есть в полтора раза больше, а в Штатах — 4352 на
310 млн, то есть вдвое больше, чем у нас. А вот что шарашкиных контор до
черта - сущая правда, и что позакрывать их пора — тоже факт. Но никто
почему-то не вспоминает, что эти сотни богаделен расплодил Минобр.
Минобр разрешил им называться вузами и выдавать дипломы государственного
образца — вот и пусть бы Минобр проверил их соответствие выданным
лицензиям, да лишние бы и поотбирал. Но нет. Это хлопотно, скучно, да и
много в чем разбираться надо, а в Минобре-то все больше управленцы
широкого профиля. И Минобр пошел другим путем: решил расправляться с
"неэффективными" вузами, а для определения таковых прибегнул к пяти
формальным критериям, назвав именно их объективными.
Дело
не новое. Идеологический центр реформаторов образования, Высшая школа
экономики, особо гордится своими достижениями по части "педагогических
измерений". Это наука, имеющая целью — я огрубляю, но не искажаю —
оценить качество образования, не глядя ни на ученика, ни на учителя, а
глядя исключительно в бумажки. Этими самыми измерениями уже в ноль
задолбали школу (педагоги злобно шутят, что школа нынче — это место, где
дети отвлекают учителей от заполнения табличек), дошел черед и до вузов
— и тут побили все рекорды, избрав абсолютно неадекватные измерители.
Ни число квадратных метров на студента, ни процент импортных учащихся —
словом, ни один из пяти примененных Минобром критериев не имеет
логически устойчивой связи с тем, что пытались измерить: с качеством
образования в данном вузе. Список "неэффективных" вузов потрясал дикими
ляпами. В педагогическом сообществе уже складывался консенсус: люди,
показавшие такую вопиющую неадекватность, должны немедленно уйти от
руководства образованием — но тут же обнаружился страшный дефицит
солидарности. Как присоединиться к такому-то заявлению (и ведь
правильному же заявлению!), если его подписали сразу три бывших
парторга? Как поддержать протест такой-то преподавательницы, если она
посмела укорить министра 1943 годом, когда в разгар войны открылся тот
институт (и ведь прекрасный же институт!), который теперь, в дни мира,
собираются прихлопнуть? ведь в 1943 году был Сталин!.. Столь дружный
протест едва ли будет услышан. Но тут я выхожу из заданных рамок: и
протесты общественности — уж какие ни на есть,— и замеры
"неэффективности" продолжатся в будущем году.
"Да нет ли хоть у вас нравоученья?" — "Нет...
или есть: минуточку терпенья". Какова тяжесть повреждений, уже
имеющихся на национальной образовательной системе, удастся ли ее спасти и
ценой каких усилий — все это вопросы пока спорные. Бесспорно же то, что
хорошее образование становится еще более редким: оно будет только там,
где люди будут всерьез за него биться,— а значит и еще более ценным.
Спасти образование могут только слаженные действия родителей — к
счастью, своей страной Россию полагают многие. А потому начинайте со
школ — всех уровней. Тщательно выбирайте школы для своих детей и будьте
готовы этим школам больше помогать. Не только деньгами, разумеется. Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2091801 | ||||||
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 910 | |