История с дальнобойщиками и системой автоматизированного сбора дани "Платон" еще далека от окончательного разрешения, но пока можно сказать, что в вопросах грабежа населения власть проявляет гораздо большую проницательность и рациональность подходов, чем во многом ином. Ко многим моментам протеста она была готова и довольно четко выруливает на устраивающее ее решение.
Оно вполне очевидно - внедрение системы является ключевой задачей, и никакой ее отмены не будет. Легкость, с которой штраф был снижен в 70 раз (практически на два порядка) говорит о том огромном запасе прочности, который был заложен изначально. Сумма штрафа, что вполне уже понятно, была взята откровенно с потолка - никто в здравом уме не станет так ронять нормально рассчитанные цифры. Видимо, так же с потолка взяты и другие (по крайней мере, многие) показатели.
Логика очевидна - властям нужен был резерв для торговли, они прекрасно понимали, что столкнутся с протестами, хотя, возможно, не могли предполагать конкретные их проявления. Путин при этом весьма ловко перевел "стрелки" на региональные власти, когда объяснял, почему так и не был отменен транспортный налог: дескать, мы уже были готовы, но регионы попросили оставить, так как это наполняет региональный бюджет. Почему это наполнение не идет на дороги, и почему в таком случае потребовался дополнительный сбор по тем же самым основаниям, Путин уточнять не стал. Скорее всего, потому, что тогда бы пришлось объяснять, что таким образом регионам было дано добро затыкать дыры по своему усмотрению.
( Свернуть )Метод кнута тоже был продемонстрирован весьма системный - у дальнобойщиков довольно быстро выявили лидеров, с которыми работали уже точечно. Были и репрессии - показательно и весьма жестоко ряд семей были поставлены перед возможностью выселения из социального жилья с серьезным ухудшением условий.
Скорее всего, в этот раз все будет решено в пользу властей - протест постепенно сходит на безопасный уровень, оставшихся протестующих сразу после того, как тема окончательно исчезнет из СМИ, жестко репрессируют, благо возможностей хоть отбавляй.
***
Протест дальнобойщиков - это своего рода тест. В условиях назревающего экономического кризиса при прогрессирующем управленческом коллапсе иного способа поддерживать бюджет, кроме как уже совсем без стеснения обворовывать насление и обкладывать его поборами за воздух, не остается. Скорее всего, в 16 году практика введения явочным порядком тех или иных сборов будет продолжена. Главное, чем будет в таком случае озабочена власть - делать эти сборы не всеобщими, а так, чтобы каждый из них затрагивал какую-то конкретную и по возможности разобщенную социальную группу. Тактика рассказов про хорошего царя и плохих бояр здесь напрашивается - и скорее всего, выруливать из каждой конкретной ситуации будут поручать либо отдельным ведомствам, либо регионам, с тем, чтобы оставить у правительства, а в наиболее критических случаях и президента поле для маневра, как это произошло с уменьшением штрафов аж в 70 раз.
При этом понятно, что инициаторами новых поборов и грабежа будут как раз правительство и президент - но нижестоящие структуры управления должны будут брать на себя всю ответственность, оставляя верхним структурам возможность выступить защитниками интересов широких народных масс. Здесь еще нужно учесть выборный статус 16 года - властям не нужны дополнительные сложности перед выборами, но раздавать подарки они уже не могут. Тут на своих не хватает, какой народ? Придется выкручиваться.
В случае, если властям удастся держать свои аппетиты на относительно приемлемом уровне - вряд ли им стоит опасаться серьезных проблем, даже если в будущем году запустят в карман людей все свои конечности. Но могут и не удержать - общая обстановка не внушает оптимизма. Нефть падает, рубль падает, показатели не только не улучшаются, но и продолжают валиться вниз. И это даже без учета возможных внешнеполитических новых авантюр.
По моим ощущениям, выдержать баланс властям не удастся, и тогда придется применять безотказные, но крайне опасные средства. Наличие внешнего врага в первую очередь. Искать внутреннего врага и переводить гнев населения на него сейчас не получится - для того, чтобы бороться с внутренним врагом, нужны мобильные и охочие до массовых репрессий органы безопасности. Нынешние же насквозь коммерциализированы и заняты в первую очередь сугубо денежными интересами, и уже поэтому ни к какой системной работе по назначению не пригодны. Точечно кого-то посадить - это да, но устраивать 37 год - скорее всего, нет. Кроме того системный террор очень сложно ограничивать какой-то конкретной социальной группой - любая война (в том числе и с внутренним врагом) имеет свою логику. Слишком велика опасность, что вкусившие вражьей крови чекисты переключатся на тех, кого трогать нельзя - тогда нужно будет приводить в чувство уже их. Проще вообще ничего не затевать. Собственно, Путин поэтому неоднократно и заявляет - 37 года не будет. Он прекрасно понимает все последствия такого шага, и скорее всего, понимает свою неспособность контролировать этот процесс.
***
С социодинамической точки зрения наше общество искусственно последние лет 10 было введено в состояние переохлажденного - то есть, характеризующегося принудительно ликвидированными хаотическими процессами в самом обществе. Это на самом деле не благо, так как при этом ликвидируются источники социального движения, а значит - общество, как социальная система, перестает совершать полезную деятельность. Такое состояние неустойчиво и поддерживается до тех пор, пока имеются ресурсы. Проблемы начинаются тогда, когда ресурсы заканчиваются, и общество начинает возращаться к нормальному состоянию - но в случае, если этот возврат происходит быстро, оно неизбежно проскакивает точку равновесия и переходит уже в перегретое состояние. Переход может занять считанные дни или в лучшем случае недели, если произойдет событие (или цепь событий) из серии "черных лебедей" - то есть, непрогнозируемых, но вполне рационально объяснимых уже после своего появления.
Власть может пойти на еще одну внешнюю авантюру, попытавшись взрывом патриотизма прикрыть катастрофу внутри страны - и чем хуже будут идти дела внутри, тем выше вероятность такого сценария. Но война, да еще при разрушенной экономике - это игра с очень предсказуемым финалом, и именно такой финал, если он произойдет внезапно, может сорвать ситуацию.
В этом смысле рассматривать вполне рациональные действия властей по удушению протестов без учета совершенно безумных авантюр вне наших границ бессмысленно - это две стороны одного и того же процесса. Поэтому я бы ожидал от 16 года увеличения вероятности нарастания хаотических процессов внутри страны - и скорее всего, они будут связаны с внешними факторами, которые в конечном итоге и запустят срыв обстановки.
Наконец, нужно дополнительно учитывать, что наши противники могут рассматривать выборы в парламент как удобный повод "покачать" ситуацию, тем более, что особо и стараться в таком качании не нужно - все делается и без них. Это еще один неизвестный фактор, величину которого оценить заранее невозможно.
***
Собственно, эти три фактора: дальнейшие провалы во внутренней политике, авантюры во внешней и выборы - они и будут определять ход событий 16 года. Возможно, все закончится просто новым проседанием и продолжением распада, тогда к концу 16 года можно будет оценить обстановку с учетом глубины этого проседания. В принципе, если не произойдет каких-то совсем внезапных провалов или событий - то 16 год мы все-таки еще переживем в нынешнем виде. Запас прочности пока, как мне кажется, еще есть. Но надеяться на то, что власти будут делать хоть что-то для запуска антикризисных программ, я бы не стал. Надеяться на это никаких оснований нет.
Наша проблема в том, что власть состоит из людей, которые состоялись именно в такой системе власти и управления. В нормальной у них нет ни единого шанса - более бездарных и бестолковых управленцев, наверное, найти вообще весьма сложно. Поэтому они никогда и ни при каких обстоятельствах не станут строить нормальную систему власти - в такой им места не будет никогда. |