«Сочинение, вышедшее из-под пера известного кинематографиста, представляет собой повторение уже многократно звучавших с властных трибун тезисов. Единственная новизна данного многостраничного документа состоит в том, что все это теперь надлежит называть "просвещенным консерватизмом". Надо полагать, что всякий другой консерватизм Никита Михалков предпочитает рассматривать как "непросвещенный"», - говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» комментарии председателя партии «Великая Россия» Андрея Савельева о «Манифесте просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова по итогам обсуждения этой темы в клубе «Русский Форум».
«"Манифест Никиты" в патриотической среде одними встречен бурным протестом, другими - полным равнодушием, - пишет Савельев. - И только в "партии власти" царит заметное оживление. Им дали идеологию, которой у них никогда не было! Теперь дело за высшими чиновниками. Если они утвердят данную редакцию, мы получим новую доктрину, которая другими словами повторяет то, что уже много раз говорилось с высоких трибун. Правда, без каких-либо практических последствий».
По словам политика, обсуждение в клубе «Русский Форум» показало, что обнародованное произведение не встречает поддержки у русских интеллектуалов. «Отторжение вызывает и фигура автора, уже многие годы столь близкого власти и известного скандальными историями. Похоже, что Никита Михалков, не сумев утвердиться в своей профессии как неоспоримый авторитет, пытается теперь взять реванш на чужом поле - там, где он не имеет ни необходимых знаний, ни опыта общения со знающими людьми. Сувенирные, лубочные образы из фильмов Михалкова перекочевывают в политику и просят закрепить их достоверность высоким покровительством, которым кинематографист не только бравирует, но и обращает его в материальную выгоду (известная история с перечислением нового налога на болванки CD-дисков)», – считает Савельев.
«"Манифест" представляет собой собрание банальностей, выписки из передовиц подвластной либеральной прессы и "пудру" в виде имен русских философов и экскурсов в русскую историю. Не удивительно, что мы имеем дело с подделкой под консерватизм, с невольной пародией на него. Ведь Михалков не обладает заметными знаниями общественной мысли России, относящейся как к прежним векам, так и к современности. В "манифесте" автор упоминает фамилии русских философов, но никакого отношения его сочинение к русской философии не имеет. Напротив, в ряде положений оно имеет очевидные признаки неолиберализма, который просто описывается иными словами», - отметил лидер партии «Великая Россия».
Особое негодование Савельева вызвало утверждение Михалкова о том, что разрушение государства и экономики России в 90-е годы - это «плата за свободу и суверенитет». «Нынешнее положение дел, надо понимать, он считает высшим достижением за всю историю нашей страны. А в разрушении ее видит нечто позитивное, за что народ можно даже похвалить», - пишет Савельев.
Также, по его словам, в «манифесте» содержатся явные признаки доктрины мультикультурализма: «Михалков полагает, что Россия - это место смешения культур, а вовсе не историческое пространство самобытной русской культуры. Под русским народом Михалков понимает всех граждан России, игнорируя очевидный факт: в нашей стране проживает государствообразующий русский народ и национальные меньшинства, составленные по большей части дружественными русским коренными народами».
В документе Михалкова, убежден Савельев, нет признаков русского консерватизма, традиций русской мысли и необходимой для современных условий новизны, а озвученные кинорежиссером тезисы – «набор банальностей», который напоминает «навязшие в зубах темы 15-20-летней давности».
«Обсуждающие "манифест Никиты" представители русских научных и общественных кругов убеждены, что в этом сочинении нет ничего полезного и жизненного. Это попытка придворного чиновника от культуры предстать корифеем всех наук. Она смехотворна и постыдна. И не имеет никакого отношения к настоящему консерватизму, имеющему в русской мысли прочный интеллектуальный фундамент», - заключил Андрей Савельев. Источник |