Ну вот (во всяком случае, с одной стороны), ситуация с Донбассом обрела законченную форму. В план, озвученный через «Гельмана-Лукина», как погляжу, поверили, а когда я более полугода назад говорил, что он именно таков, со мной стали спорить как украйнофилы (немало меня насмешив, приписывая П. такие представления и замыслы, как будто это не он, а я сижу в Кремле), так и поклонники П., вообразившие его собирателем земель и главой «русского мира» (и зачислившие меня в разряд презренных интеллигентов-предателей).
Но П. есть только то, что он есть, а РФ не является ни продолжателем исторической России, ни «русским государством», и с тем, что некоторым виделось «русской весной», они не совместимы. С самого начала событий я писал, что генеральная линия П. состоит в том, чтобы договариваться с Западом и «умеренными яценюками» за счет украинских радикалов и едва приподнявшего голову пророссийского движения (которое, после катастрофического провала двадцатилетней ставки на кучмо-януковичей пришлось несколько поощрить, чтобы использовать в качестве рычага воздействия на укрополитику). Таковая неуклонно и проводится.
Визиту Кургиняна я особого значения не придал (хотя, наверное, он действительно был предвестником), а вот когда в самой тяжелой ситуации вдруг заговорили о переходе в наступление, сразу подумал, что Стрелкову конец. Потому что представить людей типа него во главе победившей Новороссии при существовании путинской РФ было совершенно невозможно, а в наступление (понимая, что оно означает) я поверить мог. Связь между отстранением Бородая и Стрелкова и наступлением совершенно очевидна: Донбассу наконец-то помогли и позволили наступать только в обмен на отказ от первоначально провозглашенной цели.
Теперь условия для переговоров, наконец, озвучены. ДНР-ЛНР больше не претендуют на независимость, а лишь на «особый статус» в рамках пресловутой «федерализации». Какие бы успехи впредь ими еще ни были одержаны и какие бы жертвы еще ни были принесены, они отныне воюют не за воссоединение с «русским миром» и не за Новороссию, а за то, чтобы остаться в составе Украины и быть там для П. гарантом ее невступления в НАТО и т.д.
Так что дело Путина живет и побеждает, а вот «Русской весне» пришел конец (как на Юго-Востоке, так и в Крыму, где активисты русского движения заменяются путинскими чиновниками). Я вот удивляюсь: неужели мысль, что за границами РФ ничто не может принципиально измениться, пока ничего не изменится в самой РФ, так трудна для понимания?
Сказанное не означает, впрочем, что «генеральная линия» непременно будет реализована полностью в желаемом варианте, потому что не все зависит от П. Свою-то часть по кастрированию и укрощению пророссийского движения на Ю-В он выполнил (что было совсем несложно: альтернатива для Ю-В – только полная сдача), а вот способность Порошенко выполнить свою, укротив украинских радикалов – под большим вопросом. Договоренность может и не выгореть, а в этом случае П., возможно, придется совершать и нежелательные для него поступки (в сторону либо капитуляции, либо активизации). |