Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 23.04.2024, 12:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта


14:14
Бюджетный переворот. Одобренный «Единой Россией» законопроект может поставить крест на бесплатном образовании
Принятый еще в феврале голосами "Единой России” в первом чтении проект федерального закона со скучным названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” постепенно обретает широкий общественный резонанс. Это вполне объяснимо: в случае принятия законопроекта (а в том, что это произойдет, мало кто сомневается), долгосрочные последствия для социальной стабильности в стране могут значительно превысить резонанс, связанный с приснопамятной монетизацией льгот.

Законопроект направлен на масштабное реформирование существующей сети бюджетных учреждений, которое, по мнению российского правительства, будет способствовать улучшению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. Законопроектом предлагается внести изменения в 18 законодательных актов Российской Федерации, из которых 15 – акты в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы. Концептуальные изменения, вносимые данным законопроектом, потребуют реформирования без малого 328 тысяч бюджетных учреждений (в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысяч региональных и муниципальных). Законопроектом предусматривается разработка значительного количества нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

С 2011 года будут созданы федеральные казенные учреждения, финансирование которых будет осуществляться по сметному принципу. Таким статусом будут обладать государственные учреждения в сфере обороны и безопасности и некоторые лечебные учреждения (специализированные психиатрические больницы, лепрозории и противочумные учреждения). Что же касается всех остальных (то есть школ, абсолютного большинства больниц, вузов, научно-исследовательских организаций), то они будут получать бюджетные средства исключительно на выполнение конкретных госзаданий и на содержание имущества. Недостающие суммы им предложат зарабатывать самостоятельно.

Чем это может обернуться? Даже поверхностный анализ нововведений показывает, что речь идет о переводе большей части бюджетных учреждений де-факто на платную основу. Лишь один пример. Пунктом 5 статьи 4 законопроекта предлагается дополнить федеральный закон "О некоммерческих организациях” статьей "Бюджетное учреждение”. Отныне и впредь такому учреждению (а они будут функционировать в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах) предоставляется право выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В заключении на законопроект Счетной палаты справедливо указывается: в целях обеспечения социальной защиты населения необходимо на законодательном уровне определить предельный объем платных услуг в деятельности бюджетных учреждений, а порядок определения платы за их оказание должны устанавливать соответственно правительство, органы исполнительной власти регионального и местного уровня.

Таким образом, в проекте закона соответствующие параметры не определены. Тем самым создаются условия, при которых бесплатные виды услуг будут вытесняться платными. На эту же мысль наводит и отсутствие какой бы то ни было ответственности в случае невыполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания. Финансовым обеспечением для выполнения этого задания являются субсидии из бюджета соответствующего уровня. Следовательно, услуги, оказываемые в рамках такого задания, должны вроде бы оказываться населению бесплатно. Однако и здесь не все так просто. Помимо невозможности привлечь бюджетное учреждение к ответу в случае срыва этого самого задания, в законопроекте содержится хитрая формулировка: "Бюджетное учреждение вправе при выполнении государственного (муниципального) задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников”.

Исполнение законопроекта в том случае, если он все-таки станет законом, неизменно будет сопровождаться специфическими схемами распределения государственных заданий. И это только одно, причем не самое главное, из негативных последствий принятия данного закона. Научный редактор журнала "Эксперт” Александр Привалов совершенно справедливо указывает на возможность появления после отказа от сметной системы финансирования нового типа "откатных схем”. А также на парадоксальность ситуации, которая сложится в сфере бесплатного, согласно нынешним конституционным установлениям, школьного образования: "Если госзадание хотя бы для одной российской школы покрывает бесплатное обучение не всех окрестных детей, надо менять Конституцию. А если всех, и школе не надо коммерциализоваться – зачем отменять сметы?”.


Некоторые конкретные параметры грядущей "модернизации” в образовательной сфере уже активно обсуждаются пользователями интернета. Еще в конце прошлого года, со ссылками на информацию с курсов повышения квалификации для директоров школ Ленинградской области, озвучивалась следующая модель: ученик приходит на три урока, которые оплачиваются государством. Затем идет на обед, а после по выбору идет на следующий предмет – это может быть биология или любая другая дисциплина. Эта вторая тройка часов финансируется государством уже на 30 %. Причем, в открытую было сказано, что до учителей школ эту информацию доводить не стоит. По мнению редактора известного интернет-ресурса "Завуч.инфо” Евгения Барановского, все последние события однозначно свидетельствуют: фактически в России собираются вводить платное среднее образование (и это при том, что в высокотехнологичной Японии все высшее образование бесплатно, а в ФРГ к 2020 году станет бесплатным 90 % высшего образования). Учитывая, что 40 % населения России живет у черты бедности, перевод системы среднего образования на платную основу означает, что как минимум 40 % детей гарантированно останутся полуграмотными.

И вот теперь, с принятием закона о реформе бюджетных учреждений процесс умственной деградации населения окончательно обретет нормативно-правовую основу.

Остается, правда, последняя помеха в виде действующего Основного закона. В этой связи, может быть, имеет смысл предложить единороссам, дружно проголосовавшим за принятие законопроекта, инициировать всенародный референдум с целью изменения статей 41 и 43 российской Конституции, гарантирующих гражданам бесплатное здравоохранение и образование?

Источник: Новая Политика
Категория: Образование и наука | Просмотров: 583 | Добавил: rys-arhipelag