Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
01:49 Более 300 храмов сняты с госохраны - одним росчерком пера | |
Закройщики из Нижнего Новгорода перещеголяли закройщиков из Торжка
Константин Михайлов
Недавно к Анне Давыдовой, эксперту и координатору нижегородского градозащитного «СпасГрада», обратился за помощью исследователь, занимающейся историей села Мотовилова, что в Арзамасском районе Нижегородской области. В этом селе находится классическая Покровская церковь 1837 года, поставленная на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия еще в 2000 году. Первым делом коллеги решили проверить – каков ныне статус памятника, ведь за 15 лет храм вполне мог стать памятником регионального значения.
Был сделан запрос в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (УГООКН). К большому удивлению, в официальном ответе за подписью руководителя Управления В.Ю. Хохлова (№ 508 от 1 декабря 2015 года, копия имеется в распоряжении редакции) Покровская церковь в Мотовилове именовалась не более как “объект недвижимости”, который “не относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) и выявленным объектам культурного наследия”.
Дан приказ…
Поскольку на дворе не 1930-е годы и снятие с государственной охраны храмовых зданий, да еще таких старинных – вещь неправдоподобная, градозащитники решили сначала, что это какая-то ошибка. И стали проверять остальные объекты, объявленные, как и Покровская церковь в Мотовилове, выявленными памятниками согласно официальному приказу Департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 г. N 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия».
Провели свое экспресс-расследование и мы.
Результат превзошел все ожидания.
Приказ № 5-ОД не опубликован на официальной интернет-странице нижегородского УГООКН. В общедоступных базах правовых документов можно обнаружить его текст: “Отнести находящиеся на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области культовые здания, сооружения и архитектурные комплексы, построенные до 1925 года включительно, к объектам историко-культурного наследия согласно приложению”. А вот “Приложение” в этой публикации обрывается на пункте 7.
На самом деле пунктов там было гораздо больше – почти 350. Мы располагаем (см. "Досье" ниже) полным списком “объектов историко-культурного наследия” из Приказа № 5-ОД (терминология слегка отличается от нынешней, поскольку приказ издавался до принятия в 2002 г. ныне действующего Федерального закона об объектах культурного наследия). Это был масштабный и подробный правовой акт, впервые наделявший охранным статусом большое количество религиозных построек Нижнего Новгорода и разных районов Нижегородской области. В “Приложении” перечислено 304 церкви и часовни, комплексы 5 монастырей (в том числе 3 храма и 14 зданий), 2 мечети, 1 католический костел плюс еще 16 зданий, принадлежавших когда-то храмам (дома причта и т.п.) Всего почти 350 объектов XVII – начала XX вв.!
Вооружившись актуальной официальной базой объектов культурного наследия Нижегородской области на сайте правительства региона, мы попытались найти в ней те объекты из Приказа № 5-ОД, которые по возрасту и архитектурным достоинствам уж никак не могли ее миновать. Любознательный читатель может повторить наш печальный опыт. Покровской церкви в Мотовилове среди охраняемых объектов нет, в полном соответствии с цитированным выше письмом УГООКН. Нет там, например, и классической усадебной Спасской церкви 1812-1814 гг. в селе Воротынец – а в Приказе 2000 года была! Ну ладно, это сельские храмы, но уж в самом-то Нижнем Новгороде не могли же втихаря снять с охраны церковь 1803 года, наивно думали мы. И стали искать в современном списке городскую Троицкую (Сергиевскую) церковь в Копосове (улица КИМа, 77). И опять не нашли, хотя в списке 2000 года она фигурирует. Ну хорошо, но храм семнадцатого-то века не мог же остаться в Нижегородской области без охраны? Мог и остался. Успенская церковь в одноименном селе датируется 1696 годом. В приказе 2000 г. она есть, а в нынешней базе объектов - увы. Успенская церковь в селе Успенском. 1696 г. Отчаявшись, мы попытались найти среди охраняемых нижегородских памятников Покровскую церковь 1816 года в селе Большой Макателем. Ведь это имение семейства Карамзиных, принадлежавшее сначала жене знаменитого историка Екатерине Андреевне, а затем - их сыну Александру, который похоронен у алтаря храма. Но и карамзинское имение госохраны в Нижегородской области не удостоено. Накануне Года Карамзина, каковым объявлен в России 2016-й, такие открытия особенно поучительны.
Покровская церковь в Мотовилове. 1837
А был ли приказ?
Да полно, спросили мы себя, может быть, и не было никакого приказа № 5-ОД?
Нет, он был.
Причем он не просто фигурировал в перечнях региональных нормативных правовых актов. Им руководствовались, на него опирались при издании нормативных актов и УГКОКН, и Правительство Нижегородской области. Ссылки на приказ № 5-ОД как на документ о включении в список выявленных объектов Нижегородской области содержатся и в Приказе УГООКН от 10 мая 2007 года, и в Постановлении Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года. Более того, на Приказ № 5-ОД опирались еще в 2013 году и суды при вынесении решений.
Кстати говоря, нижегородскими приказом 2007 года и постановлением 2011 года ряду объектов из Приказа № 5-ОД (соответственно, 4 и 6) было отказано во включении в госреестр наследия, они были исключены и из списков выявленных памятников. Но что сталось с остальными 340 выявленными памятниками?
Новое нижегородское сетевое издание, исследуя этот вопрос, пришло к напрашивающемуся выводу:
“Несколько сотен вновь выявленных объектов культурного наследия в Нижегородской области могли лишиться своего статуса”. Журналистам подтвердили в УГООКН, что “вышеназванные объекты не имеют в настоящее время ни статуса памятника, ни статуса вновь выявленных объектов культурного наследия”.
Приказ? Другой приказ
По нашей информации, в связи с обнаружением общественностью и СМИ тайного снятия с госохраны нескольких сотен памятников Нижегородской области, в регионе распространяется сейчас следующее разъяснение. Приказ департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24.04.2000 № 5-ОД "Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» был, дескать, признан утратившим силу в соответствии с положением части 1 статьи 27 Закона Нижегородской области от 03 июля 2007 года № 86-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области». Об отмене Приказа № 5-ОД УГКОКН издало новый приказ - № 159 от 20 октября 2014 года.
Аргументация разъяснения такова: Приказ № 5-ОД был издан в целях реализации пункта 1 решения Нижегородского областного Совета народных депутатов от 20.10.1992 года № 299-м «О порядке передачи религиозным организациям культовых зданий, сооружений и архитектурных комплексов, являющихся объектами историко-культурного наследия, на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области» - стало быть этим приказом объекты на государственную охрану не принимались, а всего лишь включались в перечень подлежащего передаче религиозным организациям. Покровская церковь в карамзинском селе Большой Макателем. 1816 г.
Приказ 2014 года № 159, по доброй нижегородской традиции, в открытых источниках не опубликован, как и «разъяснение». Однако в его реальности убеждает официальный документ за подписью главы администрации одного из городов Нижегородской области, где четко сказано: «До 2014 года на основании приказа департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24.04.2000 № 5-ОД «Об отнесении культовых объектов к объектам историко-культурного наследия» на территории городского округа объектом культурного наследия, находящимся в муниципальной собственности, являлась Никольская церковь начала 20 века, расположенная в с. Кошелиха. В 2014 году данный приказ отменен приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 20.10.2014 № 159, поэтому объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности на территории городского округа отсутствуют».
Церковь Спаса Нерукотворного в селе Воротынец. 1812-1814 гг.
Заявляйте 300 храмов
Как мы видели, до 2014 года и суды, и Правительство Нижегородской области, и даже само УГООКН рассматривали и использовали Приказ № 5-ОД в работе именно как документ о постановке зданий на госохрану. Да собственно, это в нем и написано русским языком, черным по белому: «Отнести к объектам историко-культурного наследия».
Ссылка же на часть 1 ст. 27 регионального закона об объектах культурного наследия (добавлена к закону 2007 года в 2008-м) – также ни о чем, вернее, не о том. Она звучит так:
“Нормативные правовые акты Нижегородского областного Совета народных депутатов и Законодательного Собрания Нижегородской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей федеральному законодательству и законодательству Нижегородской области, и действуют до принятия Правительством области в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области”.
Во-первых, чем, спрашивается, Приказ № 5-ОД противоречит федеральному или региональному законодательству?
Во-вторых, даже если бы и противоречил - это приказ Департамента госохраны памятников, а никак не правовой акт регионального парламента, о которых говорит статья закона.
Тем не менее, нижегородским градозащитникам теперь советуют заново “заявлять” все оставшиеся без охранного статуса 300 храмов на государственную охрану.
Давайте, ребята, а мы потом еще что-нибудь тайком отменим.
Комментарий Анны Давыдовой (“СпасГрад”):
- Вырисовывается следующая картина: как мы предполагаем, в нарушение порядка включения/невключения выявленных объектов в госреестр объектов культурного наследия, Правительство Нижегородской области руками Управления госохраны объектов культурного наследия без всяких экспертиз и постановлений лишило несколько сотен храмов статуса выявленных памятников, отменив приказ 2000 года. А ведь с 2000-х годов эти объекты всегда включались УГООКН в списки выявленных памятников, предоставляемые по запросам граждан! На некоторых из этих объектов проводились комплексные реставрационные мероприятия - в соответствии с законодательством и с тем, что у них был статус выявленных памятников, на них распространялась государственная охрана. Естественно, нам придется обжаловать отмену Приказа № 5-ОД в прокуратуре и, видимо, в суде.
Комментарий «Хранителей Наследия»: Творческая биография нашего сайта начиналась с материала «Закройщики из Торжка», где рассказывалось об одномоментном снятии с госохраны 45 выявленных памятников в этом прекрасном городе. Этот позорный «рекорд» с лихвой побит в Самарской области, где памятники с охраны в последние годы снимают сотнями. Однако и там и там люди все же стремились соблюсти хотя бы видимость приличий: объявляются конкурсы, организуются историко-культурные экспертизы. А здесь – просто росчерком пера, был приказ и нету.
Феноменально.
Закройщиков из Торжка можно уже и не вспоминать – нижегородские круче.
О чем думали в Нижнем Новгороде, оставляя без госохраны, например, постройки XVII и XVIII века? Храмы, десятки и сотни храмов?
Что про приказ 2014 года никто не узнает, а приказ 2000 года за давностью лет позабудется?
Что так улучшается статистика, сокращается число бесхозных и неотреставрированных объектов?
Что так облегчается жизнь сельским приходам?
На эти вопросы у меня, конечно, нет ответа.
Но есть четкое убеждение, что люди 2000 года, готовившие и выпускавшие отменяемые ныне приказы, знали и понимали что-то такое, чего их нынешним сменщикам понять уже не дано.
Досье. Приказ Департамента охраны историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 24 апреля 2000 г. N 5-ОД.
Заглавное фото: Троицкая (Сергиевская) церковь в Копосове – Нижний Новгород. Фото: pravsormovo.ru, blog.northernsky.ru, sobory.ru (Владимир Бакунин), sarpust.ru, xpampervomaysk.ru http://hraniteli-nasledia.com/articles/gosorgany/bolee-300-khramov-snyaty-s-gosokhrany-odnim-roscherkom-pera/ | |
Категория: Культура | Просмотров: 796 | |