Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 17.05.2021, 06:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4065

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


14:40
Чистка рядов. Начало октября выдалось бурным для "осколков" РПЦЗ

Прошлая неделя была отмечена интенсивными событиями в жизни православных юрисдикций, ведущих свое происхождение от РПЦЗ, многие из которых позволяют говорить о новой странице в истории ИПЦ русской традиции.

Русско-сербская святая

8-10 октября по благословению Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) состоялась канонизация во святых основательницы Леснинского Богородицкого монастыря игумении Екатерины (графини Ефимовской). Торжества прошли во Франции, где сейчас располагается монастырь. Ранее РИПЦ совершила две самостоятельных канонизации - Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего первоиерарха РПЦЗ, и Собора исповедников Катакомбной Церкви. РИПЦ позиционирует себя как наследница Русской Катакомбной Церкви, подчеркивая, что именно она, а не Московская патриархия, традиционно воспринималась в РПЦЗ как "Церковь-Мать". Позиция Архиерейского Синода РИПЦ позволяет говорить о том, что эта юрисдикция выступает не просто с охранительных позиций застывшего "исторического наследия РПЦЗ", но активно и успешно формирует свое собственное наследие, которое после некоторых колебаний в сторону либерального "киприанизма" полностью сориентировалось в русле Истинного Православия.

Сегодняшнее единство взглядов далось РИПЦ не просто. Ее ограду покинули двое из шести архиереев, Дионисий Тверской и Новгородский и Ириней Семиреченский и Западно-Европейский, которые присоединились к Синоду РПЦЗ(А). Оставшиеся в Церкви четверо архиереев теперь не торопятся восполнять поредевший архиерейский чин новыми хиротониями. По словам председателя Синода РИПЦ Архиепископа Омского и Сибирского Тихона (Пасечника), "стабильность в Церкви важнее числа епископов".

Тем не менее, прошедший праздник дает повод подумать о возможном расширении горизонтов для этой юрисдикции ИПЦ. Судя по активному участию в торжествах прославления преподобной Екатерины Леснинской представителей Сербской ИПЦ, которая сегодня не имеет собственных епископов и подчиняется "хризостомовскому" Синоду ИПЦ Греции, епископат РИПЦ вполне может увеличиться за счет сербов. Ставший первоиерархом "хризостомовского" Синода Архиепископ Афинский Каллиник (Сарандопулос) до своего избрания на первосвятительский престол был правящим архиереем сербских приходов ИПЦ. Кроме того, именно с его именем связывают срыв переговоров "хризостомовцев" и РИПЦ по установлению евхаристического общения в 2009 году, который активно критиковался сербскими клириками, традиционно ориентированными на близкие отношения с Русской Церковью. Есть у сербов и собственный кандидат в епископы. Речь идет об иеросхимонахе Акакии (Станковиче), духовнике монастыря Новый Стеник и наиболее авторитетном священнике Сербской ИПЦ. Отец Акакий и монахини-стеничанки в последнее время частые гости в Леснинской обители. Конечно, этому есть и историческое объяснение, ведь преподобная Екатерина была не только игуменией Лесны, но и возобновительницей сербского женского монашества, которое вторично распространилось по Сербии из монастыря Хопово, где Леснинский монастырь находился с 1920 по 1943 годы. Однако, при всей любви к истории, очевидно, что пребывание Сербской ИПЦ под омофором "хризостомовцев" в значительной мере зависит от политики нового Архиепископа Афинского Каллиника и нового правящего архиерея, назначенного "хризостомовцами" сербам. Понятно, что греческий филетизм совершенно не разделяется епископами РИПЦ и препятствий для рукоположения о. Акакия русскими архиереями не будет, что значительно усилит вес и позиции этой юрисдикции в среде истинно-православных христиан.

Дополнительным бонусом для РИПЦ стало формирование на базе Леснинского монастыря Западно-Европейской миссии, объединяющей сегодня несколько общин в разных странах. У РИПЦ появился еще один церковный центр, способный к автономному решению миссионерских задач. Сегодня РИПЦ располагает как общецерковными центрами в Омске, Краснодаре, Одессе и Лесне, так и региональными - в Воронеже, Австралии и США. Учитывая тот факт, что полноценное существование приходов ИПЦ на территории РФ представляется затруднительным в ближайшее время, наличие церковной недвижимости за границей – серьезный гарант единства церковной организации.

Объединительные усилия РИПЦ, направленные в прошлом на поиск контактов с РПЦЗ(В) и РПЦЗ(А), были отвергнуты и, похоже, что этот Синод окончательно встал на путь самостоятельного существования, предпочитая интегрироваться с Истинно-Православными Церквами других поместных традиций.

Эмиграция по-тихому

Имущественно-юридическая атака на Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ), предпринятая департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области при молчаливой, но существенной поддержке РПЦ МП и полпредства президента РФ в Центральном федеральном округе, стала приносить противникам РПАЦ общественно значимые плоды. Изъятие 10 храмов РПАЦ, располагавшихся в городе Суздале и продолжающиеся процессы по изъятию у общин 6 храмов в Суздальском районе, сказались на "боевом духе" некоторых клириков. Количество прихожан и треб в остающихся у Церкви храмах Суздальского района сократилось. Более того, постепенно отнятые у РПАЦ храмы передаются в пользование Владимирской епархии РПЦ МП. В скором будущем в этих храмах появятся и новые священники. Вернее - старые, которые поминают нового епископа. Трое священников РПАЦ из 11, которыми располагала Церковь в Суздале, на этой неделе покинули ее и были приняты в клир РПЦ МП.

Речь идет о бывшем благочинном Суздальского округа РПАЦ митрофорном протоиерее Аркадии Маковецком (впрочем, вряд ли после перехода в РПЦ МП он сохранил все свои "знаки отличия"), протоиерее (ныне священнике) Алексии Чеснокове и священнике Андрее Смирнове. Двое последних были приняты в клир Владимиро-Суздальской епархии РПЦ МП через перерукоположение и назначены служить в Цареконстантиновский собор, который 20 лет был главным храмом РПАЦ. Протоиерей Аркадий, по всей видимости, останется настоятелем церкви св. Василия Великого в селе Борисовском Суздальского района, в которой располагалась кафедра архиепископа Борисовского и Отрадненского Феодора (Гинеевского), заместителя председателя Синода РПАЦ.

Наиболее неприятными для первоиерарха этой Церкви, Митрополита Сузадальского и Владимирского Валентина (Русанцова), стал факт принадлежности "беглых" клириков к "ближайшему кругу" Синодального дома. Алексий Чесноков и Андрей Смирнов с детства воспитывались при воскресной школе Цареконстантиновского собора, а о. Аркадий был рукоположен тогда еще епископом Валентином в 1993 году. За "беглыми" клириками последовала и часть прихожан, которые желают молиться не в малоприспособленных помещениях, что представляет собой большинство храмов ИПЦ в РФ, а в настоящих исторических церквях. Получается, что за 20 лет пребывания в ИПЦ этим людям так и не объяснили существо их веры, которая "не в бревнах, а в ребрах".

Отец Аркадий был принят в РПЦ МП "в сущем сане", что объясняется не только значимостью его прихода, но и тем фактом, что он был рукоположен в то время, когда епископ Валентин являлся архиереем РПЦЗ, которая сегодня признается уже не "карловацким расколом", а "благодатной частью Церкви". Двое молодых священников получили сан в "суздальском расколе", что считается худшим "грехом", нежели принадлежность к неправославной, но исторической Церкви - например, Католической, священники которой принимаются "в сущем сане".

Перешедшие к "сергианам" "суздальцы" до последних минут скрывали собственное решение и продолжали сослужить с Митрополитом Валентином и его клириками. В качестве оправдания собственных действий они указывали на низкие доходы священников РПАЦ и "нравственные грехи" Митрополита. Если такую аргументацию и можно по-человечески объяснить, но доверять ей затруднительно.

Продолжающиеся гонения на РПАЦ серьезно сказываются на внутренней жизни Церкви. Исторически сложилось так, что суздальский центр был основным и единственным для нее. В этом была как сила, так и слабость РПАЦ. Несмотря на то, что ее приходы расположены в разных государствах мира, полноценных региональных центров вокруг них так и не сложилось. В случае полного разгрома Суздальской епархии теоретически возможен перенос церковного управления РПАЦ в США, но вряд ли можно сказать, что он улучшит управляемость Церкви и положительно повлияет на ее рост.

Затянувшийся Собор

В воскресенье, 10 октября, в Киеве после недельной работы завершился Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей под управлением архиепископа Владимира (Целищева) (РПЦЗ(В-В)). От Собора ждали выборов нового Митрополита РПЦЗ, либо раскола архиереев на фракции. К счастью для чад этой Церкви, Собор завершился мирно, хотя дальнейшее развитие этого "осколка" РПЦЗ приобрело достаточно явную перспективу. До сих пор внутри РПЦЗ(В-В) сосуществовали три примерно равных по силам и влиянию региональных центра и церковных лидера: председатель Синода архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Владимир в Северной Америке, епископ Салтановский и Молдовский Алексий (Пергаменцев) в Киеве и епископ Владивостокский и Дальневосточный Анастасий (Суржик) на Дальнем Востоке.

Епископ Алексий, который располагает значительной недвижимостью в Киеве и около него, значительно усилил свое влияние. Самым заметным деянием прошедшего Собора стала хиротония трех новых епископов, а в его итоговом Послании прозвучала мысль, что все переговоры об объединении "осколков" РПЦЗ возможны лишь на путях их присоединения к РПЦЗ(В-В). Сам Собор от термина "осколки" отказался, назвав его "экуменическим" и приписав его Митрополиту Агафангелу (Пашковскому), предстоятелю РПЦЗ(А). Правды ради, стоит отметить, что до сих пор ни одна из юрисдикций русских ИПЦ не признавала "теорию "осколков" своим официальным учением, осуждая ее и допуская только в качестве публицистического термина.

Двое из новохиротонисанных епископов были выдвинуты епископом Алексием. Речь идет о его долголетних сотрудниках о. Тихоне (Антонове), ставшем викарным епископом Васильковским, и о. Мартине (Лапковском), ставшем в последний день Собора епископом Алексинским и Южно-Российским. Новости Собора публиковались не на официальных церковных сайтах, а на коммерческом сайте "Православное искусство", посвященном реализации продукции мастерских при Иоанновском монастыре в Киеве, где находится кафедра епископа Алексия. Стоит отметить, что даже питались архиереи за закрытыми дверями, отдельно от приглашенных на Собор клириков и мирян. Таким образом, "киевляне" получили возможность консолидированного влияния на дальнейшие решения Собора епископов РПЦЗ(В-В), а епископ Алексий продемонстрировал свои возможности "эффективного менеджера" для решения внутрицерковных вопросов.

В дальнейшем очевидно, что мощь киевского центра РПЦЗ(В-В) будет только нарастать, и вполне возможно, что на территории Украины появится еще один первоиерарх РПЦЗ. Перспективы межъюрисдикционного диалога прошедший Собор свел до точки замерзания, предложив его потенциальным участникам "присоединиться с покаянием". Примерно так же ставят вопрос и в РПЦЗ(А), предельно мягко обставляя возможные условия присоединения потенциальным союзникам.

***

На фоне последних событий в "осколках", довольно тихо прошел архипастырский визит Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Агафангела (Пашковского), первоиерарха РПЦЗ(А), в США. Он продемонстрировал, что в его Синоде очень серьезно относятся к правильному обеспечению жизни собственной юрисдикции. Внимание Митрополита было направлено на обустройство нового церковного центра в США и развития собственных СМИ, как печатных, так и сетевых. Уже сегодня эта юрисдикция располагает наиболее серьезной имущественной базой в разных странах мира. В США и Одессе действуют полноценные церковные центры. Новые региональные центры формируются вокруг Санкт-Петербурга и в Южной Америке. Несмотря на то, что объединительные инициативы Митрополита Агафангела пока не нашли встречного отклика среди архиереев "осколков", он готов ждать, наводя попутно порядок в собственной ограде, где уж точно в ближайшее время не ожидается расколов и нестроений.

Протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"

Категория: Религия | Просмотров: 521 | Добавил: rys-arhipelag