Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 12:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта


01:53
Дмитрий СОКОЛОВ. Трагедия 2 мая в Одессе в современном искусстве

Je suis Odessa

Массовое убийство противников «евроинтеграции» 2 мая 2014 г. в Доме Профсоюзов в Одессе стало точкой невозврата. Трагедией, которая окончательно похоронила надежду на мирное разрешение конфликта на территории Украины. Слова «Одесса», «2 мая», «Дом Профсоюзов» сегодня являются символами мученической гибели, по меньшей мере, десятков людей. И ассоциируются с болью, страданиями, смертью. Бессилием жертв и безнаказанностью убийц.

Как и противостояние в Донбассе, Одесская драма приковала к себе широкое общественное внимание. Произошедшие ужасные события не оставили равнодушными людей не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире.

Закономерно, что трагедия 2 мая запечатлелась и в современном искусстве. Произведения, посвященные этой кровавой странице новейшей истории Украины, разнообразны.  Видеоролики, плакаты, рисунки, коллажи, песни, стихи. Причем, самые первые отклики на гибель десятков одесситов появились вскоре после случившегося. Так, уже 2 мая в социальных сетях стали распространяться плакаты, выдержанные в минималистическом стиле (лишь черный фон и залитые кровавыми потеками буквы), но при этом весьма выразительные. Именно тогда в сообществах Антимайдана получил распространение лозунг «Украины больше нет», который был на этих плакатах. Не остались в стороне администрация и дизайнеры сайта «Спутник и погром». Осудив преступление украинских национал-радикалов, выложили в широкий доступ плакаты памяти жертв «Одесской Хатыни».

Эти изображения также были выдержаны в минималистическом ключе и быстро завоевали популярность среди интернет-пользователей. Их ставили в качестве картинок -«аватаров» на форумах и в социальных сетях. Примечателен дизайн одного из плакатов: изображенный на черном фоне блекло-золотистый двуглавый орел. Край этого герба был схвачен чернотой, точно опален. Надпись на плакате гласила: «Ничего не забудем. Никого не простим. Одесса, Славянск, 2.5.2014». Другой плакат был представлен лишь текстом «Молитесь, мрази. Одесса, Славянск, 2.5.2014. Ничего не забудем. Никого не простим» выполненным золотисто-блеклыми буквами со следами крови и копоти, на черном траурном фоне.

Сегодня «Одесской Хатыни» посвящены сотни картинок, в том числе, детских рисунков. Так, в день годовщины трагедии, 2 мая 2015 г., в Донецке прошел митинг-реквием памяти погибших в Доме Профсоюзов. Одновременно состоялась выставка детских антивоенных рисунков. В том числе, и на тему годовщины событий в Одессе.

События 2 мая запечатлели тысячи фотографий. Летом и осенью 2014 г. в России и странах Европы проходили мемориальные фотовыставки, на которых демонстрировались фото горящего Дома Профсоюзов, раненные, убитые, похороны погибших. Выставка демонстрировалась в Испании, Италии, Сербии, Словении, Чехии, Индии, Болгарии, Польше, Великобритании, а также в Европейском парламенте в Брюсселе.

Памяти жертв Одесской трагедии во множестве посвящают стихи. Собранные воедино, они бы составили целый поэтический сборник. Некоторые стихи были продекламированы, а затем на них смонтировали видеоряд. Известен пронзительный ролик на стихотворение Милы Щербаковой «Одессы-мамы больше нет». На фоне кадров разгромленного лагеря антимайдановцев на Куликовом поле и коридоров сожженного Дома Профсоюзов детский голос читает от имени погибшего маленького мальчика:


  • Я иду по темному тоннелю,

  • А навстречу светит яркий свет,

  • Я иду и сам тому не верю,

  • Что меня на свете больше нет...

  •  

  • Помню с мамой проходили мимо -

  • Куликово поле пересечь,

  • Помню, дяди, что кричали сильно,

  • Начали палатки сразу жечь.

  •  

  • Помню, с мамой мы бежали с поля,

  • Чтоб спастись от пуль и от камней,

  • И в огромном сером страшном доме

  • Мы укрылись от плохих людей.

  •  

  • Помню, как не мог дышать от дыма,

  • Помню, ногу перебил топор,

  • Помню, кто-то с флагом Украины,

  • Прямо в маму выстрелил в упор.

  •  

  • А теперь не чувствую я боли,

  • Только всё же не могу понять:

  • Те, кто заперли нас в этом доме,

  • Для чего пришли нас убивать?

  •  

  • Мы же каждый родились в Одессе,

  • Все на этих улицах росли,

  • Почему же с моей мамой вместе,

  • Мы для вас вдруг стали как враги?

  •  

  • Я иду по темному тоннелю,

  • И навстречу яркий светит свет,

  • Я иду и сам тому не верю,

  • Что Одессы-мамы больше нет...


  •  

Среди авторов, которые обладают определенной известностью, примечательно творчество писательницы и поэтессы, главного редактора литературно-общественного журнала «Голос эпохи», Елены Семеновой. Событиям на Украине она посвятила цикл стихотворений. Одно из них, «Памяти погибших в Одессе», написано на следующий день после трагедии.


  • Прощайте все. В глазах чернеет дым.

  • Нам не покинуть братский крематорий.

  • Нас обложили, перекрыв ходы,

  • На растерзанье бросив пьяной своре.

  •  

  • Ты слышишь визг? "Убей его! Добей!"

  • Так нежить в лютой злобе сатанеет.

  • И выбор наш: в огонь или в лапы к ней...

  • И помощь к нам добраться не успеет.

  •  

  • А помощь - шла ль? Где целый город был,

  • Когда и на земле нас добивали?

  • Когда поэт последний гимн твердил?

  • И как еретиков нас здесь сжигали?

  •  

  • Ну, что же, верно! Мы - еретики!

  • Мы дьяволу присяги не давали.

  •  


  •  

В 2015 г. у Елены Семеновой вышла книга «Русский жребий (новороссийская повесть)», являющаяся первой и очень удачной попыткой отразить украинские события в прозе. Трагедии 2 мая в Одессе в произведении посвящена одна из первых глав.

Как и другие эпизоды «украинской смуты», «Одесская Хатынь» широко запечатлелась в музыкальном и песенном творчестве. Стилистика треков памяти погибших в Доме Профсоюзов, разнообразна. От бардовской песни и рока до рэпа и экспериментальной электроники. Музыку этих артистов не крутят в эфире ведущих радиостанций, их клипы не транслируют по центральным телеканалам. Авторы и исполнители песен стали известны частично благодаря живым выступлениям, частично благодаря интернету и социальным сетям.

Наибольшую известность получили работы музыкантов Артема Гришанова («Я не верю»), Никиты Вятчанина («Ангел над Полем Куликовым»), KO$$RJ («Крик души»), рэперов Vo1 и Космоса («Черноморская Хатынь»). Есть треки, где массовое убийство одесситов в Доме Профсоюзов упоминается вместе с другими эпизодами смуты (Саграда – «То, что я должен сказать»; Русская Весна (РВ) при участии Саграды – «ПСы»; Куба – «Вставай, Донбасс»; Flaminem – «Прости, Украина»).

Тема «Одесской Хатыни» понемногу начинает звучать и в игровом художественном кино. Трагедия 2 мая проходит фоном в российском фильме «Военный корреспондент» режиссера Павла Игнатова, вышедшем в 2014 г. и повествующем о войне в Донбассе глазами американского журналиста.

Трудно прогнозировать, как будут развиваться события в Одессе и на остальной территории Украины. Возможно, когда-нибудь справедливость восторжествует, и виновные в чудовищном преступлении понесут наказание, а память о жертвах трагедии будет увековечена в граните и бронзе. Сегодня именно народное творчество во всех его проявлениях является своего рода мемориалом погибшим и замученным украинскими национал-радикалами  в одесском Доме Профсоюзов 2 мая 2014 года.
http://c-eho.info/politika/novorossiya/item/1334-je-suis-odessa

Категория: Обломки Империи | Просмотров: 296 | Добавил: Elena17