В тексте законопроекта № 305828-6 «О Российской
академии наук», представленного к обсуждению в Госдуме РФ на первом чтении,
указывалось, что принятие Федерального закона повлечет возникновение
дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации в размере 514240
тыс. руб. Вопрос о дополнительных финансовых обязательствах в связи с введением
в действие нового закона во втором чтении не обсуждался.
Это позволяет
предположить, что дополнительные финансовые обязательства бюджета в связи с
проведением реформы сводятся в законопроекте исключительно к вопросу об
увеличении академических стипендий членам Российской академии наук. Такой
подход многократно занижает действительные издержки по проведению реформы,
вследствие чего необходимо оценить их хотя бы в первом приближении.
1. Объединение двух других государственных академий с РАН потребует
широкомасштабного аудита академических учреждений, включая оценочные
мероприятия в области движимого и недвижимого имущества, активов и земли. По
имеющимся приблизительным оценкам, стоимость финансового аудита одного научного
Института составляет 3-5 млн рублей. Так что
аудит только научных институтов РАН, которых насчитывается 436, потребует
минимум 1,5-2 млрд рублей.
В составе Россельхозакадемии находятся 198 научных учреждений, в том числе
191 научно-исследовательский институт, 6 самостоятельных опытных станций и
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека; при институтах работают 52
селекционных центра (42 - по растениеводству, 8 - по животноводству, 2 - по
биотехнологии).
Научно-производственный потенциал данной Академии представлен обширной
экспериментально-опытной базой, в состав которой входят свыше 300 организаций
научного обслуживания опытно-производственных хозяйств и
экспериментально-промышленных предприятий.
Таким образом, 498 объектов науки и научного обслуживания Россельхозакадемии
подлежат государственному аудиту при объединении с РАН. При этом особая роль
земельных угодий, подведомственных Россельхозакадемии, потребует комплексной
системы мероприятий регистрационного и оценочного характера, то есть
кадастровых оценок земельных участков, движимого и недвижимого имущества.
Что касается структуры Российской Академии медицинских наук, то здесь работают
10 научных центров, 22 НИИ, один ФРБОУ «Медицинский колледж РАМН» - всего 33
объекта науки и образования.
В итоге количество научных учреждений,
подлежащих контрольно-проверочным мероприятиям, возрастёт на 521 единицу и
составит в конечном счете 967 организаций. Соответственно, и общая сумма
расходов на эти мероприятия увеличится до 5 млрд рублей.
2. Несмотря на то, что после второго чтения в законопроекте исчезли положения о
категоризации институтов, их передача иным органам федеральной исполни-тельной
власти остается в силе. Как бы то ни было, любая реструктуризация институтов
будет иметь далеко идущие последствия. Вполне вероятно, что увольнения научных сотрудников и работников
аппаратов управления будут идти принудительным порядком с массовыми нарушениями
прав человека, как это недавно имело место в Минобороны. А это чревато либо
социальными конфликтами, либо значительными затратами на выплаты
соответствующих компенсаций и пособий. Очень возможны также и значительные
судебные издержки для государства. Кроме того лишение ученых РАН остатков социальных льгот в виде ведомственных
бесплатных систем здравоохранения и отдыха может привести к их монетизации по
уже известному сценарию. Ясно, что это также весьма мощный фактор
дополнительных бюджетных расходов.
3. Сам проект организации особого
Федерального агентства по управлению имуществом Академии, в сущности, ничто
иное, как расширение поля государствен-ного контроля без достаточных
объективных оснований, что редко дает ожидаемый эффект, но сопровождается
разрастанием госаппарата и усилением бюрократизма. Как правило, это ведёт к
увеличению и без того высокого уровня коррупции.
Сопоставимые
потери и издержки для государства от этой стороны деятельности «эффективных
менеджеров и финансистов», по известным образцам Сочи-2014, проекта «Глонасс»,
реформ в Минобороны РФ, проектов «саммит АТЭС-2012», «Сколково», «Роснано»
могут колебаться от сотен миллионов до десятков миллиардов рублей.
Огосударствление управления РАН, резкое ограничение академических свобод и
самоуправления сближает правительственную модель реформы академической науки в
России с реформой Национальной академии наук в Белоруссии, проведенной
Президентом А.Г. Лукашенко. В России это, без сомнения, отрицательно скажется
на эффективности управления. На практике это приведёт и к бюрократизации, и к
взлету коррупции, имея в виду коммерческие интересы в отношении движимого и
недвижимого имущества, активов и земли Академии. Так что и здесь придётся
считаться со значительными непредсказуемыми расходами.
4. Особого внимания заслуживает финансовая сторона создания специального органа
федеральной исполнительной власти для управления имуществом, находящимся в
ведении РАН. В ходе реформ федеральной исполнительной власти в 2004-2005 годах
для управления наукой в структуре Минобрнауки РФ было создано Федеральное агентство
по науке и инновациям0 (Роснаука), в функции которого входило финансирование
российской фундаментальной науки. Стартовый бюджет этого агентства составлял
более 5 млрд руб, из которых почти 2/3 приходилось на текущие расходы.
Агентство просуществовало до 2009 года и на пике своего развития имело бюджет
более 30 млрд руб. Затраты на аппарат в Роснауке были не велики. Но там не было
и таких функций по управлению имуществом и хозяйством Академии, которые будут
вменены новому федеральному органу власти. Окончательная величина расходов не
поддается точному определению. И все же есть основания более или менее уверенно
предполагать, что бюджет нового учреждения вряд ли окажется меньше бюджета
Федерального агентства по науке и инновациям на пике его деятельности.
5. Установка правительства на заимствование модели организации научной
деятельности по американскому образцу потребует создания в России практически с
нуля соответствующей инфраструктуры национальных лабораторий и научных центров.
При этом даже небольшое сокращение 3-х – 10-ти кратных разрывов в уровнях
зарплат, приборной и технологической обеспеченности, финансово-экономической
мощи соответствующих научных структур в США и России предполагает выделение
огромных средств для хотя бы минимальной компенсации вреда от разрушения Российской
Академии наук, в лоне которой сегодня создается подавляющая часть новых знаний
и инноваций.
6. Политические, организационные,
финансовые и имиджевые потери, грозящие РАН в результате ее реформирования по
имеющемуся законопроекту, сведут на нет многолетние усилия по профессиональной
подготовке кадров ученых и омоложению исследовательских коллективов.
Бесполезными окажутся уже затраченные средства на обучение в аспирантурах и
докторантурах институтов РАН. Преданные науке выпускники вузов обратят свои взоры
на иные сферы деятельности и, конечно, на зарубежные научно-исследовательские
центры. Утечка умов, скорее всего, заметно возрастет и, соответственно,
увеличатся затраты на восполнение потерь от отъезда высококвалифицированных
специалистов за рубеж.
В том же ряду следует рассматривать неизбежные попытки решить проблемы потерь
от собственных политических и управленческих ошибок с помощью привлечения
зарубежных авторитетов, известных соотечественников за рубежом, то есть путем
«импорта мозгов»*.
7. Феномен неуправляемости российских реформ общеизвестен. Институциональные
реформы 2000-х захлебнулись. Они либо не были завершены, либо «не доведены до
ума». В ряде случаев пошло очевидное движение вспять. В 2004-2005 годах
разбалансированность и хаос в системе государственного управления продолжались
от двух до пяти лет, вплоть до наступления глобального кризиса. Во многом это
было связано с тем, что политические решения о проведении реформ не
были просчитаны ни в экономическом, ни в социальном плане. И судя по всему,
рассматриваемая «реформа» уж точно не явится исключением.
В этом смысле удар, который может быть нанесен Российской Академии наук,
будет иметь долговременные системные последствия, масштаб которых может
превысить все мыслимые и немыслимые предположения, в том числе и в оценках
компенсирующих затрат.
В любом случае стране придется заплатить огромную
цену, чтобы предотвратить сползание в технологическое захолустье.
Суммируя сказанное, можно с большой вероятностью утверждать, что действительные
затраты на «реформу» окажутся никак не меньше 50-60 млрд руб, то есть суммы,
соразмерной годовому бюджету РАН.
*Представление об угрозе второй волны «утечки мозгов» можно получить из
предшествующего опыта. К середине 2000-х годов количество учёных-исследователей
уменьшилось примерно в три раза по сравнению с 1991-м годом. Эмигрировали более
800 тыс. научных сотрудников в основном из области технических и естественных
наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников
вузов. По подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим
образованием наносит стране ущерб в размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов.
В последние годы «утечка мозгов» из России за границу существенно сократилась,
но до сих пор существует массовый внутренний отток научных
инженерно-технических талантов из области исследований и разработок в сферу
обслуживания, коммерческие организации и другие сферы, далекие от их
образования и опыта работы. Кроме этих традиционных видов «утечки мозгов»,
появились и новые формы, такие, как «утечка идей», не сопровождающаяся
физическим перемещением умов, их генерирующих. Многие ученые, живущие в России,
работают по различным научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных
заказчиков. Другой скрытой формой «утечки мозгов» является наем на работу
лучших российских специалистов иностранными компаниями, находящимися на
территории России. Таким образом, эти ученые и специалисты «эмигрируют», не
выезжая за границу, а результаты их исследований становятся собственностью
иностранного работодателя.
Руслан
Гринберг --экономист, член-корреспондент РАН, директор Института экономики
РАН
http://www.inecon.org/
|