Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 10:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта


13:55
Экспертная оценка Институтом экономики РАН достоверности затрат на реформирование РАН
В тексте законопроекта № 305828-6 «О Российской академии наук», представленного к обсуждению в Госдуме РФ на первом чтении, указывалось, что принятие Федерального закона повлечет возникновение дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации в размере 514240 тыс. руб. Вопрос о дополнительных финансовых обязательствах в связи с введением в действие нового закона во втором чтении не обсуждался.

Это позволяет предположить, что дополнительные финансовые обязательства бюджета в связи с проведением реформы сводятся в законопроекте исключительно к вопросу об увеличении академических стипендий членам Российской академии наук. Такой подход многократно занижает действительные издержки по проведению реформы, вследствие чего необходимо оценить их хотя бы в первом приближении.

1. Объединение двух других государственных академий с РАН потребует широкомасштабного аудита академических учреждений, включая оценочные мероприятия в области движимого и недвижимого имущества, активов и земли. По имеющимся приблизительным оценкам, стоимость финансового аудита одного научного Института составляет 3-5 млн рублей. Так что аудит только научных институтов РАН, которых насчитывается 436, потребует минимум 1,5-2 млрд рублей.
В составе Россельхозакадемии находятся 198 научных учреждений, в том числе 191 научно-исследовательский институт, 6 самостоятельных опытных станций и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека; при институтах работают 52 селекционных центра (42 - по растениеводству, 8 - по животноводству, 2 - по биотехнологии).
Научно-производственный потенциал данной Академии представлен обширной экспериментально-опытной базой, в состав которой входят свыше 300 организаций научного обслуживания опытно-производственных хозяйств и экспериментально-промышленных предприятий.
Таким образом, 498 объектов науки и научного обслуживания Россельхозакадемии подлежат государственному аудиту при объединении с РАН. При этом особая роль земельных угодий, подведомственных Россельхозакадемии, потребует комплексной системы мероприятий регистрационного и оценочного характера, то есть кадастровых оценок земельных участков, движимого и недвижимого имущества.
Что касается структуры Российской Академии медицинских наук, то здесь работают 10 научных центров, 22 НИИ, один ФРБОУ «Медицинский колледж РАМН» - всего 33 объекта науки и образования.
В итоге количество научных учреждений, подлежащих контрольно-проверочным мероприятиям, возрастёт на 521 единицу и составит в конечном счете 967 организаций. Соответственно, и общая сумма расходов на эти мероприятия увеличится до 5 млрд рублей.

2. Несмотря на то, что после второго чтения в законопроекте исчезли положения о категоризации институтов, их передача иным органам федеральной исполни-тельной власти остается в силе. Как бы то ни было, любая реструктуризация институтов будет иметь далеко идущие последствия. Вполне вероятно, что увольнения научных сотрудников и работников аппаратов управления будут идти принудительным порядком с массовыми нарушениями прав человека, как это недавно имело место в Минобороны. А это чревато либо социальными конфликтами, либо значительными затратами на выплаты соответствующих компенсаций и пособий. Очень возможны также и значительные судебные издержки для государства. Кроме того лишение ученых РАН остатков социальных льгот в виде ведомственных бесплатных систем здравоохранения и отдыха может привести к их монетизации по уже известному сценарию. Ясно, что это также весьма мощный фактор дополнительных бюджетных расходов.

3. Сам проект организации особого Федерального агентства по управлению имуществом Академии, в сущности, ничто иное, как расширение поля государствен-ного контроля без достаточных объективных оснований, что редко дает ожидаемый эффект, но сопровождается разрастанием госаппарата и усилением бюрократизма. Как правило, это ведёт к увеличению и без того высокого уровня коррупции.

Сопоставимые потери и издержки для государства от этой стороны деятельности «эффективных менеджеров и финансистов», по известным образцам Сочи-2014, проекта «Глонасс», реформ в Минобороны РФ, проектов «саммит АТЭС-2012», «Сколково», «Роснано» могут колебаться от сотен миллионов до десятков миллиардов рублей.
Огосударствление управления РАН, резкое ограничение академических свобод и самоуправления сближает правительственную модель реформы академической науки в России с реформой Национальной академии наук в Белоруссии, проведенной Президентом А.Г. Лукашенко. В России это, без сомнения, отрицательно скажется на эффективности управления. На практике это приведёт и к бюрократизации, и к взлету коррупции, имея в виду коммерческие интересы в отношении движимого и недвижимого имущества, активов и земли Академии. Так что и здесь придётся считаться со значительными непредсказуемыми расходами.

4. Особого внимания заслуживает финансовая сторона создания специального органа федеральной исполнительной власти для управления имуществом, находящимся в ведении РАН. В ходе реформ федеральной исполнительной власти в 2004-2005 годах для управления наукой в структуре Минобрнауки РФ было создано Федеральное агентство по науке и инновациям0 (Роснаука), в функции которого входило финансирование российской фундаментальной науки. Стартовый бюджет этого агентства составлял более 5 млрд руб, из которых почти 2/3 приходилось на текущие расходы. Агентство просуществовало до 2009 года и на пике своего развития имело бюджет более 30 млрд руб. Затраты на аппарат в Роснауке были не велики. Но там не было и таких функций по управлению имуществом и хозяйством Академии, которые будут вменены новому федеральному органу власти. Окончательная величина расходов не поддается точному определению. И все же есть основания более или менее уверенно предполагать, что бюджет нового учреждения вряд ли окажется меньше бюджета Федерального агентства по науке и инновациям на пике его деятельности.

5. Установка правительства на заимствование модели организации научной деятельности по американскому образцу потребует создания в России практически с нуля соответствующей инфраструктуры национальных лабораторий и научных центров. При этом даже небольшое сокращение 3-х – 10-ти кратных разрывов в уровнях зарплат, приборной и технологической обеспеченности, финансово-экономической мощи соответствующих научных структур в США и России предполагает выделение огромных средств для хотя бы минимальной компенсации вреда от разрушения Российской Академии наук, в лоне которой сегодня создается подавляющая часть новых знаний и инноваций.

6. Политические, организационные, финансовые и имиджевые потери, грозящие РАН в результате ее реформирования по имеющемуся законопроекту, сведут на нет многолетние усилия по профессиональной подготовке кадров ученых и омоложению исследовательских коллективов. Бесполезными окажутся уже затраченные средства на обучение в аспирантурах и докторантурах институтов РАН. Преданные науке выпускники вузов обратят свои взоры на иные сферы деятельности и, конечно, на зарубежные научно-исследовательские центры. Утечка умов, скорее всего, заметно возрастет и, соответственно, увеличатся затраты на восполнение потерь от отъезда высококвалифицированных специалистов за рубеж.
В том же ряду следует рассматривать неизбежные попытки решить проблемы потерь от собственных политических и управленческих ошибок с помощью привлечения зарубежных авторитетов, известных соотечественников за рубежом, то есть путем «импорта мозгов»*.

7. Феномен неуправляемости российских реформ общеизвестен. Институциональные реформы 2000-х захлебнулись. Они либо не были завершены, либо «не доведены до ума». В ряде случаев пошло очевидное движение вспять. В 2004-2005 годах разбалансированность и хаос в системе государственного управления продолжались от двух до пяти лет, вплоть до наступления глобального кризиса. Во многом это было связано с тем, что политические решения о проведении реформ не были просчитаны ни в экономическом, ни в социальном плане. И судя по всему, рассматриваемая «реформа» уж точно не явится исключением.
В этом смысле удар, который может быть нанесен Российской Академии наук, будет иметь долговременные системные последствия, масштаб которых может превысить все мыслимые и немыслимые предположения, в том числе и в оценках компенсирующих затрат.

В любом случае стране придется заплатить огромную цену, чтобы предотвратить сползание в технологическое захолустье.
Суммируя сказанное, можно с большой вероятностью утверждать, что действительные затраты на «реформу» окажутся никак не меньше 50-60 млрд руб, то есть суммы, соразмерной годовому бюджету РАН.

*Представление об угрозе второй волны «утечки мозгов» можно получить из предшествующего опыта. К середине 2000-х годов количество учёных-исследователей уменьшилось примерно в три раза по сравнению с 1991-м годом. Эмигрировали более 800 тыс. научных сотрудников в основном из области технических и естественных наук, обескровив реальный сектор. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников вузов. По подсчётам экспертов ООН, отъезд за рубеж человека с высшим образованием наносит стране ущерб в размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов.
В последние годы «утечка мозгов» из России за границу существенно сократилась, но до сих пор существует массовый внутренний отток научных инженерно-технических талантов из области исследований и разработок в сферу обслуживания, коммерческие организации и другие сферы, далекие от их образования и опыта работы. Кроме этих традиционных видов «утечки мозгов», появились и новые формы, такие, как «утечка идей», не сопровождающаяся физическим перемещением умов, их генерирующих. Многие ученые, живущие в России, работают по различным научным программам, осуществляемым в интересах зарубежных заказчиков. Другой скрытой формой «утечки мозгов» является наем на работу лучших российских специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России. Таким образом, эти ученые и специалисты «эмигрируют», не выезжая за границу, а результаты их исследований становятся собственностью иностранного работодателя.

Руслан Гринберг --экономист, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН

http://www.inecon.org/

Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 564 | Добавил: rys-arhipelag