Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:12 Энергоимперия нищих: торговля в убыток как «миссия» Кремля | |
«Энергетическая стратегия России» – план ее ускоренной утилизации в интересах экспортно-сырьевой олигархии. В ходе «выгодной» торговли страна лишается не только самих энергоресурсов, но и не покрывает затрат на их добычу и транспорт. А убытки перекладываются на граждан путем «тарифного взрыва»
«Россия – крупнейшая страна-производитель энергоресурсов. Значимость экспорта нефти и особенно газа для экономики страны не подлежит сомнению. В политическом аспекте экспорт природного газа и нефти (последнее – в меньшей степени) – главный инструмент, позволяющий стране участвовать в определении стратегии развития современной Европы. К этому в концентрированном виде сводится позиция сторонников экспорта энергоресурсов, к которым относятся разработчики «Энергетической стратегии России». Подобный консенсус впечатляет, однако не ясны экономические механизмы достижения целей, поставленных Энергетической стратегией. Это очевидно и для субъектов указанной стратегии – нефтяных корпораций. Между тем с самого начала ясно, что Россия в исторической перспективе диктовать на Европейском рынке энергоресурсов не может. Хотя бы потому, что на ее долю приходится примерно 13% доказанных мировых запасов нефти и газа, тогда как на страны Аравийского полуострова – до 40%. Условия добычи и стоимость транспорта нефти на рынки Европы из Саудовской Аравии и из Тюмени, а в дальнейшем – арктических шельфов, также не в нашу пользу. По газу эффективность транспортировки, по-видимому, относительно высока в силу вполне специфических причин: в советский период была создана мощнейшая система магистральных газопроводов «Западная Сибирь – Европа», инвестиции в которую не отягощают себестоимости экспортируемого газа. Но и здесь необходимо анализировать текущие транспортные издержки, а также закладывать резерв для восстановления магистральных газопроводов за пределами относительно близкого срока окончания их безаварийной эксплуатации. Имеются и более общие соображения по проблеме конкурентности экспорта российских энергоресурсов (а более широко – полезных ископаемых) в Европу. Суть этой концепции в том, что Россия неконкурентоспособна на мировом и европейском рынках энергоресурсов по определению, в силу своих географических и природно-климатических условий. Иначе говоря, в условиях мирового рынка российские месторождения энергоресурсов ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕИЗВЛЕКАЕМЫ, а их экспорт наносит прямой экономический ущерб. Эта неконкурентоспособность продукции северных регионов на мировом рынке уже давно предопределена недальновидной стратегией развития Севера России. Были созданы ненужные в столь суровых районах города, размещена избыточная промышленность. Теперь проблема встала со всей очевидностью. Причина – возрастание затрат по сравнению с районами умеренного климата. Естественно, о конкуренции на мировом рынке никто и не думал. Думали о развитии страны и добыче ресурсов для собственных нужд. Однако именно в этих районах находится 60-95% важнейших ресурсов России: энергоносителей, редких металлов, золота, леса. Особенно неблагоприятны условия добычи энергоносителей, которые не относятся к продукции с высокой удельной стоимостью, как, например, золото. Кроме того, внутриматериковое расположение месторождений энергоресурсов, отдаленное на тысячи километров от районов потребления, обусловливает неизбежность транспортировки нефти и газа почти целиком по суше (трубопроводами). В целом по разделу «Энергия и транспорт» производство чего бы то ни было, а тем более доставка продукции из России в направлении «Восток–3апад» по общим экономгеографическим соображениям невыгодны. Эксперты так оценивают область конкурентности российских энергоносителей на рынках Европы сейчас и на перспективу до 2015 года. Возможности экспорта в Европу каменного угля крайне ограничены по следующим соображениям. Старые месторождения в значительной степени выработаны и, в основном, «завязаны» на существующую металлургию и электроэнергетику. Новые месторождения угля России расположены в Печорском и Таймырском бассейнах, на севере Ленского бассейна, в Зырянском бассейне. Массовые поставки в Западную Европу возможны только морским транспортом через Ледовитый океан, то есть с большими затратами на его создание и эксплуатацию. Относительно близки к Европе угольные месторождения Кемеровской области, но угли здесь глубокого залегания, а плечи доставки по железной дороге делают их поставки в Европу заведомо неэффективными. Конкурентность экспорта российской электроэнергии на Запад также проблематична. При передаче энергии ТЭС, работающих на нефти и газе, транспортные издержки аналогичны или выше совокупной стоимости трубопроводного транспорта нефти и газа. Разумеется, это не исключает экспорт избыточных мощностей ТЭС, особенно при «ножницах» внутренних и экспортных цен, но тенденции данный факт не изменяет. Экспорт электроэнергии угольных электростанций, во-первых, сопряжен с экологическими ограничениями, а во-вторых, возможен лишь из центра страны. Здесь запасы энергетических углей истощаются. Что касается экспорта в Европу электроэнергии от гидростанций, то ситуация вполне определилась: мощные и эффективные гидростанции или остались за пределами России (Нурекская и Рогунская ГЭС, например), или находятся в Восточной Сибири, то есть за пределами эффективной дальности транспортировки электроэнергии на Запад. Гидроресурсы Среднерусской равнины на рынке не эффективны. Себестоимость добычи нефти на Ближнем Востоке и в Ливии составляет 2-6 долл. США за баррель при глубине залегания до 2 км. Нефть расположена вблизи океанских портов, что резко сокращает транспортные издержки. В России себестоимость добычи нефти оценивается в 6-14 долл. США за баррель без полного учета затрат на создание и поддержание инфраструктуры, при крайне низкой заработной плате. При выравнивании уровня заработной платы со стандартами развитых стран, доведении производственной и социальной инфраструктуры районов добычи до приемлемого минимума, можно ожидать увеличения средней себестоимости добычи действующих месторождений в полтора раза. Себестоимость нефти с новых месторождений ввиду увеличения глубины залегания пластов достигнет 22-24 долл. США, даже если не полностью учитывать удорожание инфраструктуры. Стоимость транспортировки российской нефти в несколько раз выше транспортировки ближневосточной: средняя дальность доставки по нефтепроводам превышает 3000 км (Ливия – 600 км, Норвегия –1000 км); часть поставок производится на речных судах и железнодорожном транспорте, тогда как основную массу мировых поставок нефти из Ближнего Востока осуществляют океанские суда (в десятки раз дешевле железнодорожного транспорта). В целом, относительное по сравнению с основными конкурентами удорожание по транспортной составляющей в себестоимости нефти из России достигает 2 и более раз. В связи с этим возможное снижение мировых цен на нефть ниже 40 долл. США за баррель сделает экспорт российский нефти невыгодным. Все же, при прогнозируемой вилке цен 50-60 долл. за баррель, объем поставок российской нефти в Западную Европу останется существенным, а основным конкурентом России станет нефть прикаспийских месторождений. Европейский рынок газа монополизирован и управляется долгосрочными контрактами, в которых активно участвует Газпром. Некоторый элемент рыночной конкуренции вносят поставки сжиженного природного газа (СПГ) по краткосрочным контрактам. В настоящее время Россия обеспечивает 26% потребления и 66% импорта природного газа в страны ЕЭС но при этом «Газпром» имеет 75 млрд дол. внешнего долга. Однако из-за кризиса российская доля импорта природного газа может сократиться до 24%. Среднее транспортное плечо для газа по России – 2200 км, а при экспорте (если учесть страны СНГ) – порядка 3700 км. Себестоимость российского газа на скважине - 4 долл. США за 1000 кубометров. Это последний относительно «дешевый» газ: себестоимость газа со Штокмановского месторождения Охотского моря, по расчетам Газпрома, поднимется до 5,7-6,0 долл. США за 1000 куб.м. Средняя цена же транспортировки из России может вырасти вдвое. Экспорт газа из Западной Сибири, уже сейчас идет до середины Франции. Далее, к западу континента, экспорт российского газа откровенно убыточен. Сильным конкурентом выступают новые газовые месторождения Прикаспия, Ливии и Алжира, а также Центральной Африки, транспортные плечи которых существенно короче, а условия добычи, как минимум, не хуже. Вместе с тем, имеется уверенность в масштабном экспорте на Европейский рынок больших количеств российского природного газа. В итоге серьезные эксперты, не связанные с Кремлем, оценивают долгосрочные перспективы российских энергоносителей на рынке Европы как «не вполне надежные». Это не может не препятствовать крупномасштабным инвестициям в энергетический сектор России. А без крупных инвестиций в развитие отставшей на двадцать лет и исчерпавшей старые месторождения энергетики России ее роль «энергетической сверхдержавы», пусть и торгующий в убыток, за счет ограбления вымирающего населения становится проблематичной. Итак, значительная часть разведанных ресурсов России, а тем более перспективных, неконкурентны на мировом и, особенно, европейском рынках. В России не так уж много месторождений энергетических ресурсов, пригодных для разработки в условиях свободного мирового рынка, а тем более – конкурентных на рынках Европы: цена энергоресурсов становится меньше себестоимости, так что обогащающий олигархию вывоз энергоресурсов становится открытым грабежом страны и ее граждан. Иными словами, в ходе «выгодной» торговли страна лишается не только самих энергоресурсов, но и не покрывает затрат на их добычу и транспорт. А убытки перекладываются на граждан путем «тарифного взрыва». М.Ч. http://www.snd-su.ru/ | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 562 | |