Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
02:40 Forbes составил рейтинг королей госзаказа. В лидерах оказались друзья Путина | |
Журнал Forbes
узнал, кому выгодна существующая в России власть, проанализировав
госконтракты, которые были заключены за последние четыре года, когда
первым лицом в стране был Дмитрий Медведев. Подсчитав госзакупки на общую сумму более 5 трлн рублей,
издание составило рейтинг бизнесменов, получивших самые крупные заказы
государства. Оказалось, что так называемые друзья Путина сегодня
являются главными партнерами государства.
«Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты». Это цитата из программной статьи Владимира Путина «Нам нужна новая экономика», опубликованной в газете «Ведомости». Собственно, эта «новая экономика» уже полным ходом работает в России. Почти все лидеры списка получают сотни миллиардов на дорожное и инфраструктурное строительство. Прокладка трубопроводов, обустройство месторождений, строительство мостов и тоннелей – именно эти работы приносят главные доходы господрядчикам. При этом издание отмечает, что там, где речь идет о больших заказах, не остается места конкуренции. Значительная доля федеральных инфраструктурных проектов достается всего 5-6 компаниям Аркадия Ротенберга, Зияудина Магомедова, Геннадия Тимченко и других участников рейтинга. «Конечно, это можно было бы объяснить тем, что не так много компаний в России способны реализовывать масштабные проекты, обладают для этого техникой и технологиями. А ведь, как замечает Владимир Путин в той же статье, «конкуренция лежит в основе современной экономики», – добавляет журнал. Характерно, что, работая над этим рейтингом, журналисты Forbes лишь несколько раз видели названия зарубежных компаний, хотя именно они обладают столь необходимыми России ноу-хау и технологиями. Лидер рейтинга Аркадий Ротенберг (см. ниже), давний сподвижник Владимира Путина, выигрывает тендеры в разных секторах экономики. Кроме него в список попал еще один старый знакомый Путина, Геннадий Тимченко. Из новых королей госзаказа, резко усилившихся в период президентства Дмитрия Медведева, отметим группу «Сумма» Зияудина Магомедова. Есть в рейтинге и давние герои журнала, такие как Зияд Манасир, Искандер Махмудов или Олег Дерипаска. Есть и владельцы малоизвестных компаний, например члены семьи Геворкян. Если судить по планам правительства, будущее для этих «бизнесменов» выглядит вполне благополучно. Владимир Путин, акцентируя внимание на развитии инфраструктуры, обещает «десятилетку большой стройки» – по его словам, только на строительство дорог до 2020 года государство потратит 20 трлн рублей. В свою очередь, чтобы избежать «топливных кризисов», правительство готово потратить на строительство трубопроводов более 350 млрд рублей. Грандиозны и планы госмонополий. Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2012 год запланирован в размере 428,4 млрд рублей. Новая инвестпрограмма является самой масштабной и превышает программу 2011 года на 32 млрд рублей. В свою очередь «Газпром» запланировал на 2012-2013 годы инвестпрограмму на сумму $94 млрд. Кажется, что короли госзаказа могут уверенно смотреть в будущее. Первое место в рейтинге Forbes занял Аркадий Ротенберг. Он давний сподвижник Владимира Путина, выигрывает тендеры в разных секторах экономики. Сумма господрядов составила, по расчетам Forbes, 889 млрд рублей. Заказчики: «Газпром», РЖД, «Олимпстрой», «Автодор», Росавтодор, Администрация гражданских аэродромов, Росморпорт и др. Друг детства и спарринг-партнер Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг ворвался в крупный бизнес в начале 2000-х годов. До этого Аркадий был тренером в Ленинграде, а его младший брат Борис – в Финляндии, где учредил фирму, которая стала заниматься бартерными поставками для «дочки» «Газпрома»; Аркадий обеспечивал работу бизнеса в России. В оплату Ротенберги получали газовый конденсат. В 2003 году фирма Бориса «Газтагед» стала поставщиком «Газпрома». Затем место «Газтагеда» заняли «Трубная промышленность» (принадлежала Борису) и «Трубный металлопрокат» (Аркадий). В начале 2010 года обе фирмы вошли в капитал «Северного европейского трубного проекта» (СЕТП, братьям принадлежит по 38,1%). По результатам проверки ФАС, в 2010 году СЕТП поставила «Газпрому» 93,6% труб большого диаметра. Получив контроль над денежными потоками от трубных поставок, Ротенберги начали диверсифицировать бизнес. В 2008 году Аркадий купил пять строительных «дочек» «Газпрома» и создал из них «Стройгазмонтаж». Эта компания стала выигрывать тендеры монополии. А некоторые заказы получила и вовсе без конкурса: заказ на строительство газопровода Джубга – Лазаревское – Сочи (31,5 млрд рублей) или Сахалин – Хабаровск – Владивосток (127 млрд рублей, по расчетам Forbes). За 2008-2011 годы тендеры на газопроводы принесли «Стройгазмонтажу» подряды на сумму более 400 млрд рублей. В 2010 году Ротенберг купил 25% «Мостотреста», а тот приобрел 50% другого инфраструктурного гиганта – «Инжтрансстроя». Компании в 2011 году выиграли многомиллиардные госконтракты, среди которых олимпийские объекты и федеральные трассы. Второе место занял Зияд Манасир Сумма господрядов: 728 млрд рублей. Заказчики: «Газпром», «Транснефть», Росавтодор. Выходец из Иордании Зияд Манасир окончил институт в Баку, затем работал в одном из московских объединений кооператоров, а в начале 1990-х занялся торговлей. В 1994 году он купил в Тюмени домостроительный комбинат и познакомился с видным советским партработником, который когда-то возглавлял Оренбургский обком и знал будущего главу «Газпрома» Виктора Черномырдина. Так Манасир стал подрядчиком одной из «дочек» монополии. К середине 1990-х годов «Стройгазконсалтинг» Манасира был уже заметным игроком газового строительства, а в 2000-х начал выигрывать крупнейшие тендеры «Газпрома», которые приносят ему большую часть выручки. Он обустраивает месторождения, строит рекордно дорогой газопровод Бованенково – Ухта, уникальную компрессорную станцию «Портовая» (оценочная стоимость $1-2 млрд), которая гонит газ в Европу по дну Балтики. Манасир – один из крупнейших строителей трубопроводов для «Транснефти». На третьем месте Искандер Махмудов Сумма господрядов: 364 млрд рублей. Заказчики: РЖД, метрополитены, минпром. Владелец «УГМК-Холдинга» Искандер Махмудов начал собирать машиностроительные заводы в «Трансмашхолдинг» в 2002 году. Сегодня это крупнейшая компания отрасли, объединяющая полтора десятка предприятий. Все они работают на государство. До 70% выручки холдинга составляют заказы государственной монополии РЖД, которая ежегодно заказывает электровозы, тепловозы, электропоезда и пассажирские вагоны на десятки миллиардов рублей (с 2007 года РЖД владеет блокпакетом холдинга). Еще 7-8 млрд рублей в год дают заказы российских метрополитенов. В 2010-2011 годах РЖД заключила с «Трансмашхолдингом» два долгосрочных контракта на закупку современных грузовых и пассажирских электровозов на сумму около 80 млрд рублей. Их разработкой холдинг занимается совместно с французской Alstom, которая купила 25% «Трансмашхолдинга». На четвертом месте Зияудин Магомедов Сумма господрядов: 226 млрд рублей. Заказчики: «Транснефть», РЖД, ФСК. В декабре 2011-го бывший однокурсник Аркадия Дворковича Зияудин Магомедов победил на конкурсе знакомого Путина Аркадия Ротенберга. Он получил госконтракт на строительство 143 км железной дороги на линии Кызыл – Курагино (сумма контракта – 44 млрд рублей). Первые бюджетные деньги Магомедов заработал в начале 2000-х, после знакомства с тогдашним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком. Его компания «Стройновация» с момента создания в 2005 году успела построить более 1000 км магистральных трубопроводов, став одним из крупнейших подрядчиков «Транснефти». По данным «Глобал Электросервис» (входит в группу «Сумма» Магомедова), портфель заказов от ФСК насчитывает 14 проектов на сумму 60 млрд рублей. Магомедова также привлекают культурные объекты: после завершения реконструкции Большого театра он планирует реконструировать «Мариинку». Forbes не учитывал деньги, полученные для реконструкции Большого театра (более 20 млрд рублей), поскольку реализация проекта началась задолго до 2008 года. На пятом месте Дмитрий Пумпянский Сумма господрядов: 146 млрд рублей. Заказчики: РЖД. Дмитрий Пумпянский известен как основной акционер Трубной металлургической компании, главного производителя стальных труб в России. Но он еще и глава группы «Синара», в числе активов которой – Уральский завод железнодорожного машиностроения. На базе завода в 2010 году было создано СП «Уральские локомотивы», основанное «Синарой» (51%) и немецким концерном Siemens (49%). А вскоре ОАО «РЖД» заключило с этим СП масштабные контракты на поставку современных электровозов, которые будут строиться по технологиям Siemens. На первом этапе проект будет скорее «отверточным»: степень локализации электропоездов Desiro составит всего 30%. Отношения РЖД и СП весьма долгосрочные. Так, контракт на сервисное обслуживание электричек на сумму €500 млн рассчитан на 40 лет. На шестом месте Геннадий Тимченко Сумма господрядов: 113 млрд рублей. Заказчики: «Транснефть», Федеральная Сетевая Компания, департамент транспорта и связи города Москвы. В 2007-2009 годах структуры Тимченко приобрели около 80% некогда крупнейшего нефтегазового подрядчика «Стройтрансгаз». Ранее компания принадлежала «Газпрому», подряды газовой монополии приносили до 70% выручки. Но после продажи «Стройтрансгаз» начал терять свои позиции в газовой отрасли. Компания переориентировалась на «Роснефть» и «Транснефть». В 2010-м она получила первый подряд ФСК. Сейчас объем заказов от электросетевой монополии составляет более 54 млрд рублей. В 2011 году «Стройтрансгаз» приобрел блокпакет столичного генподрядчика «Аркс», специализирующегося на инфраструктурном строительстве. Сейчас портфель госзаказов «Аркса» составляет около 7,4 млрд рублей и, скорее всего, будет расти. На седьмом месте Олег Дерипаска Сумма господрядов: 104 млрд рублей. Заказчики: ЖД, Росавтодор, Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Росморпорт, «Олимпстрой», Департамент транспорта и связи города Москвы. Шестой номер списка богатейших Forbes имеет самые диверсифицированные источники доходов от государства. Компания Дерипаски «Трансстрой» участвует в олимпийских стройках и строит дублер Курортного проспекта в Сочи за 52 млрд рублей. Она также выполняет дорожные заказы РЖД и Росавтодора по всей стране. Автозаводы Дерипаски в 2011 году получили от московских властей заказы на поставку автобусов более чем на 17 млрд рублей. Его «Ингосстрах» побеждает в тендерах на право обязательного медицинского страхования. В декабре компанию Аркадия Ротенберга не допустили к конкурсу на право строительства взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево, и заказ на 22,4 млрд рублей достался «Трансстрою». Работы планируется завершить к 2015 году. На восьмом месте Владимир Костылев, Евгений Сур Сумма господрядов: 90 млрд рублей. Заказчики: Росавтодор, РЖД. Строительная компания «Мост» существует более 20 лет. Молодые мастера одного из трестов – строителей БАМа Владимир Костылев и Евгений Сур собрали команду из бамовцев и, имея три подержанных крана и шесть самосвалов, сумели получить подряд на ремонт объектов Забайкальской железной дороги. Гарантированные деньги госкомпании помогли встать на ноги: строители увеличили парк техники, занялись производством и постепенно стали расширять географию присутствия. За 20 лет СК «Мост» построила более 286 мостов, а реконструировала более 2000. Крупнейшие заказы: совмещенная автодорога Адлер – «Альпика-Сервис» в Сочи и мост на остров Русский с длиной пролета 3 км. Представитель СК «Мост» подтвердил, что большая часть ее заказов приходится на структуры. Основные владельцы – Костылев и Сур (по 45,2%), в совет директоров «Моста» входят их супруги. На девятом месте Арас Агаларов Сумма господрядов: 62 млрд рублей. Заказчики: Дальневосточная дирекция министерства регионального развития. На строительство объектов к саммиту АТЭС, который должен состояться в 2012 году во Владивостоке, столичного девелопера Агаларова сначала привлекли как консультанта. Ответственный за саммит вице-премьер Игорь Шувалов возмущался тем, что подрядчики просят слишком много денег. Шувалов обратился к Агаларову, и тот пообещал построить Дальневосточный университет почти втрое дешевле. В итоге Агаларов получил подряд на строительство университета стоимостью 53 млрд рублей. Всего должно быть построено 93 объекта на площади 900 000 кв м. Строительство пяти корпусов, где будут жить главы государств, уже закончено. Еще один проект на острове – это конференц-центр стоимостью почти 9 млрд рублей. На десятом месте Вазген Геворкян Сумма господрядов: 46 млрд рублей. Заказчики: «Транснефть». Ветеран нефтегазового строительства Симон Геворкян в советское время руководил строительно-монтажным объединением Мингазпрома, которое называлось «ЗНГС-Прометей». В начале 1990 года объединение стало акционерным обществом, а Симон Геворкян сначала возглавил совет директоров. Господрядчик еще в середине 1990-х занимался газификацией Орловской и Астраханской областей, строил участки газопровода Ямал – Европа. В 2009-м он выиграл крупный госконтракт «Транснефти» – строительство самого длинного (456 км) участка второй очереди БТС-2 стоимостью 45,6 млрд рублей, благодаря чему и попал в рейтинг. Сейчас 100% ЗНГС принадлежит семье Геворкян. Крупнейшим пакетом (34,3%) владеет сын Симона Вазген Геворкян, который руководит компанией. Forbes обращает внимание и на такую деталь: «монополизация» госзаказа каким-то одним подрядчиком часто встречается и на региональном уровне. При этом заказчики неохотно делятся информацией о контрактах и тендерах. Например, на сайте ВЭБа есть лишь положение о госзакупках, утвержденное наблюдательным советом. На сайте «Ростехнологий» за четыре года размещены только два тендера – на проведение финансового аудита. Представители ВЭБа и «Ростехнологий» пояснили, что обязанность публично размещать тендеры и публиковать годовые планы появилась у госкорпораций только в этом году и они начнут это делать в ближайшее время. Сотрудники госкорпораций имеют в виду закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который вступил в силу с 1 января. Теперь все госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий будут обязаны публиковать контракты по единой методике, а с 1 июля – и на общем сайте. А «Транснефть» и «Газпром» раскрывают информацию не полностью – объявляют тендеры и публикуют информацию о победителях, не указывая сумму контракта. К примеру, на официальном сайте «Транснефти» нет данных о начальной и итоговой цене строительства трубопровода ВСТО-2. А данные о конкурсах на распределение подрядов по строительству БТС-2 и вовсе отсутствуют («Транснефть» эту ситуацию не комментирует, так же как и победители конкурсов). В итоге стоимость строительства нефтепроводов удалось оценить только с помощью аналитиков из «ВТБ Капитала» и Номос-Банка. В случае с «Газпромом» все еще сложнее. В извещениях о закупках труб перечисляется ассортимент, но, как правило, отсутствует требуемый объем закупок. Большая удача, если в извещении о подведении итогов конкурса будет обозначена длина участка трубопровода. На просьбу Forbes раскрыть крупнейших поставщиков и подрядчиков, а также общую сумму выигранных контрактов «Газпром» не ответил. Крупнейшие подрядчики «Стройгазмонтаж» и «Стройгазконсалтинг» тоже отказались от комментариев. Из крупных контрактов «Газпрома» и «Транснефти» журналистам издания не удалось подсчитать бюджеты на разведку, разработку, обустройство месторождений и затраты на ремонт. В итоге Forbes все же посчитал бюджеты подрядов по строительству линейной части газопроводов и компрессорных станций, а также доступную для подсчета часть (2010-2011 годы) поставок труб большого диаметра. За основу был взят объявленный объем труб, закупленных «Газпромом» в 2007-2010 годах, а также итоги расследования ФАС, подсчитавшей, что в 2010 году 93,6% закупок приходилось на «Северный европейский трубный проект». Цену одной тонны труб издание определило, полагаясь на оценки аналитиков «Уралсиба». ФСК нашла другой метод. Компания, которая в последнее время тратит на инвестиционную программу от 130 млрд до 170 млрд рублей ежегодно, не раскрывает многие контракты на поставку и капитальный ремонт оборудования, прокладку кабелей и сетей. Значительная часть контрактов ФСК, реализуемых в рамках крупных проектов (Олимпиада в Сочи, АТЭС и др.), вообще не проходит в отчетности. Очень часто крупные контракты дробятся на несколько лотов. Значительная часть контрактов, которые выкладываются на сайте, публикуются без указания стоимости. На просьбу Forbes прокомментировать эту тему в ФСК не ответили. Среди подрядчиков ФСК встречаются любопытные компании вроде ООО «Медведь», учредителями которых выступают никому не известные офшорные компании. Это только видимая часть айсберга. Никуда не делись старые уловки чиновников и менеджеров – неработающий поиск на сайтах, выкладывание договоров в виде файлов PDF, «битые» ссылки и др. © 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0 | |
Категория: Власть и народ | Просмотров: 774 | |