Владимир Путин посовещался с
чиновниками, как претворить в жизнь поставленные в его предвыборной
статье задачи по строительству в России социальной справедливости. Глава
Минобразования Андрей Фурсенко со своей стороны предложил более чем
вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах.
«Самое
простое и самое главное практически для каждого гражданина — это
зарплата, — открыл совещание премьер и предложил обсудить ее уровень в
социальной сфере. — Если квалифицированным специалистам приходится
бегать от одной работы к другой, брать на себя дополнительную нагрузку
так или иначе государство вынуждено легализовать этот процесс (мы
понимаем, что это отражается в конечном итоге на качестве работы), то,
наверное, это не самый лучший способ решения социальных проблем».
Многодетные
семьи Путин предложил поддерживать не только на этапе появления
ребенка: «У нас целый набор поддержки есть, но дальше, когда ребенок
появляется, дальше что? И детские сады, и уровень дохода семьи — вот об
этом надо подумать». Региональные власти должны не только земельные
участки раздавать, но и инфраструктуру обустраивать, уверен он. «Иначе
там просто невозможно будет ничего сделать, кроме того, чтобы продать
этот участок и дальше выручить какие-то деньги», — догадался Путин.
Крайне
важной темой избранный президент России назвал трудоустройство
инвалидов. «Из 13 с лишним миллионов инвалидов почти 4,5 млн — это люди
трудоспособного возраста, однако реально имеют работу чуть больше 1
млн, — привел статистику Путин. — Совсем не потому, что не хотят
работать. В прошлом, 2011 году в службы занятости обратилось 272 тыс.
людей с ограниченными возможностями, а трудоустроено лишь 85 тыс.
человек». Стоимость одного специального рабочего места 30 — 430 тыс.
руб. Путин предложил подумать, как государство сможет поддержать бизнес.
В
России почти 523 тыс. врачей, причём врачей и практически на 100 тыс.
персонала, подсчитала глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. При
этом дефицит клинических (152 тыс. человек) и переизбыток стационарных.
«За
счёт всех источников — и бюджетных, и внебюджетных — обучение в вузах
проходят 23,6 тыс. специалистов, которые должны идти в медицину, но, тем
не менее, порядка (по прогнозу на 2012 год) 20% по полученной
специальности работать не пойдёт, — знает Голикова. — Соответственно,
приток свежих сил в отрасль, который мы ожидаем, составляет 18,9 тыс.
человек. В связи со старением специалистов у нас наблюдается ещё и
достаточно серьёзный отток из этой отрасли. В 2013 году повышение
зарплаты врачей по согласованному с Минфином плану можно обеспечить на
24%, в 2014 году — на 13% и в 2015 году — на 17%».
«Врачи,
профессорско-преподавательский состав, научные работники должны иметь к
2018 году средний уровень заработной платы, увеличенный в 2 раза по
региону, — напомнила поручение самого Путина министр. — Но мы же
понимаем, что это невозможно осуществить без структурных изменений, будь
то сфера здравоохранения, образования или науки».
По
версии г-жи Голиковой, нужно несколько шагов. Должна быть произведена
реструктуризация сети. По данным за 2011 год, несмотря на недостаток
кадров и серьёзное совместительство, доходящее до 2,5 ставки, в России
избыток коечного фонда 15%. Министр также предложила реструктуризировать
количество «прочего персонала», превышающее число врачей. А среднему
медперсоналу поднять к 2018 году зарплату пусть не на 200%, но хотя бы
на 100%, продолжили Голикова. Младшему — на 80%. Преподавателям
колледжей прибавка должна быть 100–125%.
Путин
дал слово министру образования Андрею Фурсенко, и, возвращаясь к
зарплатам, привел в пример школьных учителей. «Мы говорим, уровень их
зарплаты должен быть не меньше, чем средний по экономике в регионе, —
напомнил глава правительства. — Губернаторы говорят: да. И в конце IV
квартала средний заработок в некоторых регионах становится равным
среднему заработку по экономике в I квартале года. Ну, это небольшое, но
все-таки манипулирование. Давайте мы все-таки будем работать без такой
ерунды».
Г-н Фурсенко предложил
обязать губернаторов, чтобы со II квартала 2013 года средняя зарплата
работников дошкольных учреждений соответствовала средней зарплате в
образовании 2012 года. «Это существенный прирост, — обосновал он. —
Прогноз — это 18,5 тыс. руб., а сейчас 14 тыс. Мы прикидываем, что в
общей сложности в 2013 году для регионов потребуется около 30 млрд руб.
Субсидии из федерального центра могли бы составлять 15–20 млрд»
На
регионы и работодателей предложили также переложить ответственность за
повышение благосостояния преподавателей средних профессиональных учебных
заведений (210 тыс. человек — это мастера и педагоги). Их средняя
зарплата составляет где-то 17 тыс. руб. Фурсенко предложил довести к
2013 году до средней по экономике региона (до 26 тыс. руб.).
«Деньги,
которые работодатели будут вкладывать в развитие базы начального и
среднего профобразования, могли бы быть изъяты из налогообложения на
прибыль», — рассказал о подготовленном законопроекте министр.
По
данным мониторинга, средняя зарплата профессорско-преподавательского
состава в вузах в 2009 году составляла 16 тыс. руб., в 2011-ом — 21 тыс.
руб. Это ниже средней по экономике. При этом во многих вузах
соотношение количества студентов на одного преподавателя заметно выше
нормативного, иногда в 1,5–2 раза.
«Предлагается
довести зарплаты до средней по экономике регионов, то есть до 26 тыс.
руб. в среднем по стране, — предложил Фурсенко. — По нашей оценке, для
всей системы высшей школы в 2012 году для этого потребуется более 6 млрд
руб. из федерального бюджета». С 2013 года не менее трети от
необходимых средств министр предложил изыскивать за счет повышения
эффективности, увеличив соотношение количества студентов на одного
преподавателя как минимум в 1,5 раза. Фурсенко также предложил вдвое
сократить количество бюджетных мест.
«Сейчас
надо учить 170 человек на 10 тыс. населения за счет бюджета, — поведал
он. — Из-за того, что у нас резко сократилось количество молодежи,
получается, что мы сейчас должны за бюджет принимать более половины
выпускников школ. Мы подготовили и внесли законопроект: 800 человек
должны обучаться за бюджет от 10 тыс. ребят от 15 до 30 лет. Это
означает, что мы сможем набирать примерно то же самое количество
выпускников школ, но не вести к тому, что практически каждый выпускник
будет обучаться за счет бюджета». Другую часть средств на повышение
зарплат министр предложил вузам изыскать за счет платных услуг.