Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
01:33 И в кризис зарплаты в госкорпорациях неприлично высоки | |
Размеры зарплат руководителей и менеджеров компаний с госучастием устанавливаются специальными контрактами, которые подписывается по согласованию с правительством РФ и утверждаются советом директоров. Долгое время эти цифры не разглашались, чтобы не будить в честном народе, живущем на сущие гроши, негативные чувства к управленцам, облеченным особым государственным доверием.
Но обнародовать сведения об имуществе и доходах работников госкомпаний и "иных организаций, созданных на основании федеральных законов", а также членов их семей обязал Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. N 613 г. Теперь на сайтах 65 госкомпаний можно найти декларации о доходах их руководителей. Только вот из такой декларации все равно нельзя понять, каково же реальное материальное положение того или иного государственного менеджера. В ней не указаны цены, по которым приобретены недвижимость или авто. При этом источник средств для их покупки указываться по закону лишь в случае, если ее сумма превышает трехлетний доход руководителя.
Неограниченные возможности
Сами руководители госкорпораций объясняют свои неприлично высокие оклады тем, что оплата их труда для престижа должна соответствовать уровню зарплат руководителей зарубежных компаний.
А то, что они в десятки раз отличаются того, что получают на производстве простые граждане – это уже другой вопрос и задавать его надо не им, а совсем другим людям... Такой ответ не выглядел бы так вызывающе, если бы оклады и надбавки служащих всех госкорпораций и госкомпаний, в которых доля государства превышает 50 процентов, были сопоставимыми с системой оплаты труда работников бюджетной сферы. То есть выплачивались с учетом четких квалификационных критериев и категорий, а не росли с "потолка".
Несмотря на то, что по закону деньги, переданные в госкорпорации, перестают быть бюджетными деньгами, зарплаты их сотрудников относятся к графе "расходы". Так же, как и у частных предприятий. Однако с доходов госкорпораций государство вправе получать дивиденды в бюджет. Даже при весьма скромных дивидендах в 5 –7 процентов от миллиардных доходов, которые сегодня обязаны отчислять в казну госкорпорации и госкомпании (в других странах, заметим, дивиденды достигают 30 процентов), в бюджет могли бы дополнительно стекаться значительные финансовые потоки. А значит, чем умереннее зарплаты людей, делающих бизнес на государственных активах и деньгах, тем больше доходы и, соответственно, сборы, которыми мог бы пополняться бюджет страны. Народ волнует вопрос: отчего в бюджетных учреждениях на аналогичных с госкомпаниями и госкорпорациями должностях, с сопоставимыми квалификационными требованиями, уровнем образования, выслугой лет и стажем работы трудятся равнозначные специалисты – юристы, бухгалтеры, главные специалисты, начальники отделов и управлений, налоговые инспекторы, технический персонал, а получают они по сравнению с "везунчиками" из госкорпораций сущие гроши? Вал нареканий по поводу "зарплатной дискриминации" растет с каждым годом. В общероссийской общественной организации "Деловая Россия" предлагают тарифную часть зарплаты госкорпораций сделать фиксированной, соответствующей статусу госслужащих, в том числе начиная от первых лиц госкорпораций. Чтобы не дразнить гусей, можно было бы установить реестр заработных плат для сотрудников госкорпораций. Но главная проблема, на которую не раз указывали и Счетная палат России, и Генпрокуратура, – при сверхзарплатах неэффективно осваиваются бюджетные средства – остается нерешенной. Руководители госкорпораций и госкомпаний отвечают на это обычно так: поскольку их сотрудники не являются госслужащими, то и идея тарификации здесь неприменима. Что вы хотите, стоимость труда компаний с госучастием определяется рынком, а система оплаты труда – утверждается Наблюдательными советами и "обеспечивает стимулирование сотрудников на достижение поставленных перед той или иной корпорацией целей". "Жирные" оклады руководители корпораций оправдывают тем, что они должны привлекать только самые лучшие кадры – поэтому и зарплаты должны быть выше, чем в коммерческом секторе. Сейчас у зарплат сотрудников госкорпораций нет верхнего предела, их доходы должны контролироваться государством, но не ограничиваться.
Не от того ли госкорпорации, созданные якобы для решения проблем экономики, сами превратились в ее проблему?
Сегодня депутаты Госудмы признают, что законы о госкорпорациях действительно принимались в спешке, без должного обсуждения. И потому достаточно быстро появились сомнения в целесообразности предоставления госкорпорациям особого правового статуса. Это сделало их деятельность крайне непрозрачной, бесконтрольной.
Благие пожелания
По результатам проверки Генпрокуратуры и Контрольного управления Администрации Президента, проведенной несколько лет назад, выходило, что госкорпорации не выполняли свои уставные функции, нецелевым образом, неэффективно использовали переданное им госимущество. Были выявлены факты злоупотребления полномочиями, корысти. Генпрокуратура возбудила 22 уголовных дела. Еще 225 — антимонопольная служба. Чем закончились расследования, полной информации нет. Но судя по тому, что все топ-менеджеры и менеджеры средней руки остались на прежних местах и при прежних премиях, бонусах, никаких существенных перемен в жизни госкорпораций вопреки всеобщим ожиданиям не произошло. Генпрокурор никого не напугал. В докладе Президенту РФ Юрий Чайка, помнится, назвал Фонд ЖКХ примером расточительства. Годовое вознаграждение председателя правления Фонда в несколько раз превышало годовой доход главы государства. После такой огласки руководитель Фонда вернул вознаграждение. Но грозы мимолетны, и через год его доход по основному месту работы оказался даже выше прежнего.
Президент не раз предупреждал, что сотрудники госкорпораций, других структур с госучастием не должны "разъедаться", "раскармливать свои аппетиты". С президентом никто не спорит – но и "аппетиты не ограничивают".
Со вступлением в силу поправок в законы о некоммерческих организациях, о госкорпорациях и госкомпаниях появилась надежда, что доходы менеджеров всех рангов приведут, наконец, в соответствие с эффективностью их деятельности… Давно назрела необходимость реформирования законодательства о госкорпорациях. Их статус необходимо официально закрепить в законодательстве на уровне Гражданского Кодекса РФ и принять федеральный закон «О государственных корпорациях». Ведь на сегодняшний день госкорпорации существуют у нас «де факто» в виде особых форм юридических лиц, функционируют на основании отдельных федеральных законов в форме фондов, инновационных центров и т. д. При этом они не вмещаются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ. Понятно, что принятие одного лишь закона о госкорпорациях не позволит всецело законодательно закрепить их самостоятельный статус. Госкорпорации должны быть выведены из состава некоммерческих организаций, так как их основные функции не совпадают с их основными критериями. Но на это пока никто не идет. Вместо конкретных шагов по сдерживанию госкорпоративной вольницы министр финансов РФ Антон Силуанов, как и его предшественник Алексей Кудрин, призывает к необходимости побуждать государственные компании сокращать зарплаты своим сотрудникам. Но слова остаются пока лишь благим пожеланием. Администрация Президента РФ не регулирует величину заработной платы в госкорпорациях, решение о сокращении зарплат должны принимать руководители этих компаний. А они на этот шаг никак не отважатся. Недавно к совести руководителей госкорпораций обратился министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. С высокой трибуны он старался убедить топ-менеджеров компаний с госучастием соблюдать Кодекс корпоративного управления, установить себе фиксированное годовое вознаграждение и дифференцировать его в зависимости от объема обязанностей. Только вот будет ли поддержан министерский призыв? Российское законодательство не обязывает госкорпорации соблюдать нормы корпоративной этики. Иван Полетаев Специально для «Столетия» | |
Категория: Экономика | Просмотров: 564 | |