Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 19:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта


18:02
Юрий Болдырев. Диагноз очевиден, но уж очень беспощаден
Недавно мне переслали доклад заместителя директора Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН профессора Г. Малинецкого о перспективах РФ. Перспективы, понятно, безрадостные, хотя ничего принципиально нового в них нет. Просто еще один четкий и недвусмысленный диагноз. Доклад в целом убедительный, объединивший многое из того, что на протяжении многих лет уже пишут и говорят и Сергей Глазьев, и Руслан Гринберг, и Михаил Делягин, и Михаил Хазин… И даже ваш покорный слуга, хотя на лавры первооткрывателя я и не претендую.
 
Ряд постановок вопросов, вполне очевиден, и заслуживают внимания они не столько в силу их новизны, сколько, напротив, в силу совпадения видения ученого с распространенным ощущением, господствующим в умах всех, кто более или менее компетентен в вопросе и не лишен некоторого минимума здравого смысла.
 
Одна из таких постановок – о некоторой «шизофрении» (термин в данном случае автора доклада) нашей государственной власти, в рамках которой (шизофрении) постоянно левая рука делает нечто противоположное тому, что делает правая, и обе они вместе – противоположное тому, что властью декларируется и как будто бы планируется. А вновь обратить внимание читателей на это меня заставляет свежий пример – инициатива нашего «Минэкономдеградация» по переводу всех ключевых междугородных автотрасс на платную основу.
 
Тема благодатная, и многие СМИ сразу же откликнулись: обсудили и живодерскую сущность предлагаемого нововведения, и паразитический характер нашего нынешнего капитализма, проявляющийся в «инновациях» по созданию подобного рода «частных бизнесов».
 
И действительно: сначала создали насос по перекачиванию ресурсов из рук граждан во всякие МММы, затем его «оцивилизовали» - переключили на выкачивание средств из бюджетов и производственного сектора в банковский (а из банковского внутреннего – прямиком за рубеж); производственный же сектор, сначала как будто бы расчлененный и атомизированный, для удобства высасывания соков быстро вновь монополизировали, во всяком случае, ту его часть, что в созданных условиях способна давать доход. Параллельно посадили страховые компании паразитами на посредничество в денежном потоке от государства к медицинским учреждениям, плюс позднее те же страховые компании облагодетельствовали еще и обязательным для водителей ОСАГО… Про параллельные «реформы» в сфере ЖКХ всуе говорить не будем – это требует отдельного внимания, а про «капитализацию» пенсионного обеспечения мы уже на этих страницах говорили неоднократно – также в основу положена заведомо абсурдная и мошенническая идея массового накопления бумажных денег как некоей вечной ценности, способной как будто бы чем-то будущих пенсионеров обеспечить в отрыве от того, что на эти деньги готово будет им предоставить будущее же общество – их дети и внуки; реально же принудительно изъятые у граждан деньги – на тот же финансово-спекулятивный рынок.…
 
Что дальше? Дальше логика естественна: первое - начать брать деньги за проезд по загородным магистралям, благо там нетрудно расставить КПП для сбора денег. Опять же: новые массовые стройки этих самых КПП (вместо строительства дорог) – вот и рост ВВП; а тысячи и десятки тысяч сборщиков платы за проезд – «новые рабочие места», да еще и в «новых секторах экономики»… Второе – ввести то же самое для проезда по внутригородским проспектам и улицам, да еще и под прикрытием заботы об экологии и решения проблемы транспортных пробок. Третий этап, который тоже, видимо, не за горами, это затем за пешеходов взяться – почему это они ходят по благоустроенным асфальтированным тротуарам бесплатно? А по паркам гуляют, а дети в песочницах играют? В общем, логика известной утопии «Продавец воздуха», оказывается, для нашей нынешней страны не столь уж и утопична.
 
Но это все - перспективы с точки зрения механизма доения безальтернативной и несменяемой властью общества и, соответственно, с точки зрения морального самоощущения этого общества. А как же это все выглядит с иной точки зрения – с позиций самой власти, в том числе, с точки зрения ею же продекларированных как общих приоритетов, так и отдельных ранее озвученных лозунгов?
 
С последних и начнем. Причем, начнем издалека – не с главного, а с, может быть, даже и второстепенного (в масштабах всей экономики), но весьма, тем не менее, важного и для развития отдельных регионов, и для жизни и здоровья конкретных сограждан.
 
Итак, если не ошибаюсь, нас призывают не летать по Турциям и Египтам, а шире пользоваться своими российскими курортами? И в обоснование, среди прочего, не только родной язык, российские деньги и внутренний паспорт, а также свои культура/бескультурье, плюс весь возможный патриотический пафос, но еще и возможность проще и дешевле добираться. Так было – пока дороги были для проезда бесплатными. Но если ту же «олимпийскую» трассу на черноморское побережье сделают не местами, как уже в виде «эксперимента» начали под Воронежем, а повсеместно платной, то дорога от Москвы до района Туапсе для таких экономных туристов, как моя семья (на дизельной или оснащенной газовым оборудованием машине), будет обходиться не в три тысячи рублей туда и обратно, а уже тысяч в шесть-двенадцать, а то и более – в зависимости от того, какую установят плату. Но за такие деньги, если к ним добавить более чем конкурентоспособные в этих странах расходы на сам отдых по принципу «все включено», семейная пара на чартере вполне способна слетать в тот же Египет – чего же зря мучить себя сутками за рулем в стремлении поддержать «родные» курорты? И получается, что левая рука (или, как будто бы, даже голова!) заботится о развитии российских курортов, готова вложить в их развитие под олимпиаду совершенно немыслимые государственные деньги, но ее правая рука – этот самый наш «Минэкономдеградация» - целенаправленно уничтожает одно из немногих оставшихся относительных конкурентных преимуществ отечественных курортов для наших российских граждан. Причем, если бы это был саботаж, то что рассусоливать – должны были бы незамедлительно последовать жесткие оргмеры по отношению к саботажникам. Но и на этот раз, как это неоднократно бывало и ранее, никаких экстренных кадровых решений мы не наблюдаем. Значит, остается одно – то, на что указывает проф. Малинецкий - шизофрения?
 
Идем дальше. Если не ошибаюсь, одним из приоритетов в промышленной политике российская власть выбрала автопром? Почему именно автопром, а не, например, авиастроение, судостроение и плюс производство на российской территории всего комплекса оборудования для нашего сырьевого сектора экономики – отдельный вопрос. Для меня, например, обоснованность и верность выбора приоритета, мягко говоря, не очевидна.
 
Но мы сейчас - не о верности выбора приоритета, а о другом – о последовательности дальнейших действий. По логике, если вы хотите добиться масштабного развития автопрома, то создайте условия для того, чтобы людям было выгодно столь же масштабно перемещаться именно на личных машинах (низкие налоги и прочие принудительные сборы с автомобилистов, дешевое топливо, хорошие и бесплатные для автомобилей дороги и столь же дешевые массовые мотели) – и они начнут покупать автомобили. И, напротив, если хотите, чтобы люди от автомобилей отказывались, то сделайте подороже (доведите цены до «мирового уровня») топливо, увеличьте налоги не только на дорогие и шикарные, но и на самые простые машины (в этом году принято решение повысить в два раза), придушите необоснованно дорогой страховкой ОСАГО не самые мощные, дорогие и скоростные машины, а именно средний сегмент (как, например, именно в этом году снизили коэффициент для мощных машин, но одновременно увеличили для самых простых – в диапазоне от семидесяти до ста лошадиных сил), и, конечно, сделайте платным сначала проезд по загородным трассам, а затем (что уже периодически вбрасывается как пробный шар) и въезд в города. И тогда уже неважно, что ночевка в самом простом мотеле у нас стоит почему-то чуть ли не на порядок (!) дороже, чем, например, в Чехии – уже не до того. Уже после этого можете сколько угодно компенсировать процентные ставки банкирам, кредитующим покупку новых автомобилей, но масштабного развития автопрома в стране при такой реальной политике в ее комплексе, разумеется, не будет.
 
Следующий вопрос - территориальная мобильность населения. В кризисный период встал вопрос о том, чтобы люди не сидели на насиженных местах, а перемещались туда, где есть работа и зарплата – к этому нас призвали с самых высоких трибун. Плюс разрабатываются целые программы переселения моногородов. И как наше начальство себе представляет выбор гражданами нового места жизни и работы – исключительно по Интернету? А съездить на разведку и все посмотреть своими глазами, да еще и по пути изучить несколько промежуточных точек на карте, обследовать окрестности – это все предполагается при помощи самолета или поезда? Или для того и призывают, чтобы на пути расставить пункты по сбору в качестве платы за проезд остатков накоплений и без того на данном жизненном этапе в силу кризиса не слишком успешных граждан?
 
Вопрос тесно связанный с предыдущим: крупные города сверхперегружены, необходима их разгрузка. Для этого логично сознательно и целенаправленно приводить и бюджетную обеспеченность, и уровни заработных плат в малых городах в соответствие с уровнем этих показателей в столицах. Но жители столиц, кроме прочего, еще и не хотят терять связь с прежней средой, и это, даже при сопоставимости уровней жизни, тем не менее, один из факторов, препятствующих переезду в малые города. Введите еще и платность проезда по автодорогам от этих самых малых городов в крупные центры, и тогда об идее добровольного переселения вполне успешных граждан в малые города можно будет окончательно забыть – кому же хочется, пользуясь еще образом советских времен, оказаться выселенным, что называется, «за сотый километр», то есть туда, откуда обратно в центр не добраться или добираться слишком дорого?
 
Особого разговора заслуживает идея нашего прорыва в будущее на основе глобального повышения конкурентоспособности. Кто против? Вроде, все «за». Против же – только этот самый наш «Минэкономдеградация». Судите сами. На основной «олимпийской» трассе черноморского направления, как я уже об этом писал, пункты сбора средств уже интенсивно обустраиваются - еще и до всяких публичных инициатив наших неутомимых борцов за полную и окончательную экономическую деградацию России. Так, как вы думаете, после введения платы за проезд по трассам южного направления конкурентоспособность на московском и питерском (не говоря уже об архангельском и мурманском) рынках адыгейских, краснодарских, белгородских и ростовских овощей и фруктов повысится по сравнению с завезенными морем зарубежными или понизится? А доходы агрофирм и фермеров? А их способность закупать новое оборудование и семенной материал, обучать и удерживать лучшие кадры? А возможность получить заказы для наших машиностроительных и семеноводческих предприятий? Не говоря уже о сальдо внешней торговли…
 
Но, может быть, я не прав, а подлинный замысел тоньше? Может быть, во избежание утечки стратегически важной информации и ради продолжения дезинформирования противника, наша власть просто не может публично признаться в том, что на самом деле она уже сменила приоритеты – на те самые, за которые выступаю и я. Может быть, наша власть на самом деле решила отдать приоритет развитию авиационного, железнодорожного и водного транспорта, а плата за проезд по автодорогам для того и вводится, чтобы простимулировать спрос и населения, и грузоперевозчиков на услуги именно этих видов транспорта?
 
Но надо быть очень наивным, чтобы предположить, что в нашей чрезвычайно высокомонополизированной экономике введение платы за проезд по автодорогам приведет к перетеканию грузо- и пассажиропотока на авиационный, железнодорожный и водный транспорт. Реальность наша такова, что на деле это приведет лишь к скачку цен и на эти виды транспорта – а почему бы и нет, если можно содрать денег больше, и этому государство не только не создает препятствий, а, напротив, содействует? И конечный прогнозируемый результат - дальнейшее ограничение мобильности граждан, сокращение грузопотока и стагнация деловой активности.
 
И, конечно, стоит напомнить о священной корове нашей власти – о неустанной борьбе за снижение инфляции. Разумеется, как мы это видим и на последнем примере, отнюдь не путем снятия всех барьеров и препятствий для свободной конкуренции и деловой активности, ограничения излишних инфраструктурных расходов. Нет, инфраструктурные издержки (плановый рост тарифов на газ, электроэнергию и ЖКХ, введение платы за проезд по автодорогам и т.п.) мы будем наращивать, но инфляция при этом будет каким-то чудодейственным образом снижаться.
 
Но разве так бывает?
 
Не хотелось бы использовать какие-то жесткие и грубые слова, необратимые медицинские диагнозы… Но как еще охарактеризовать в совокупности логики и прогнозируемых последствий новые инициативы наших «либералов» от экономики, причем не тех, что советуют откуда-то со стороны, а тех, что облечены реальной властью и миссией заботиться об экономическом развитии государства?
http://www.stoletie.ru/
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 715 | Добавил: rys-arhipelag