Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
15:16 Юрий Болдырев. Какой культуры не хватает для модернизации России? | |
Пока мы тут отдыхали, во власти, оказывается, не покладая рук трудились. Думали, как нам модернизировать страну и чего для этого не хватает. И додумались. Известный чиновник президентской администрации, которому уже давно приписывают лавры и роль некоего серого кардинала Кремля, заявил, что не хватает… культуры. Надо понимать, не высокопоставленным чиновникам, а всему населению. Что ж, кто станет спорить? Наверное, подлинная культура (не путать с теми или иными отдельными произведениями культуры и культурными мероприятиями) – это именно то, чего всегда не хватает: кому больше, кому меньше; кто это осознает лучше, а кто-то и вообще не понимает, о чем речь… И уместно предположить, что подобные заявления сверху могут найти соответствующий отклик в различных слоях населения, прежде всего, среди самих «деятелей культуры», особенно если под сурдинку подбросят деньжат на те или иные «культурные мероприятия». Но вот только одно ли и то же мы имеем в виду, когда беспокоимся о культуре? С чего начать? Начнем со «здравствуйте». Но здесь, вроде бы, принципиальных отличий нет. Нельзя сказать, чтобы «здравствуйте» и «до свидания», а также «спасибо» и «пожалуйста» наши люди, в отличие от немцев, французов и американцев, так и не освоили. И с мытьем шеи и чисткой зубов тоже, вроде бы, особых проблем нет. А уж чтобы все «модернизированные» как один радикально лучше нас знали свою отечественную и мировую литературу и музыку, разбирались в живописи, наконец, сами писали картины и сочиняли поэмы – этого и в помине нет. Значит, речь о какой-то иной культуре? Тогда зайдем с другого - простого и, казалось бы, бесспорного. Выезжаешь с дачи, поворачиваешь на дорогу – и кругом свален мусор. Причем, очевидно, выброшенный из проезжавших мимо машин. То есть, не от безысходности выброшен, не от того, что действительно некуда девать, а до мусорного бачка дотащить сил не хватает. Нет. Просто культура такая: что я его в своей машине буду везти до ближайшего контейнера, если можно просто взять и выбросить… А теперь в стране небывалая сушь – и полыхают пожары. Но почему они полыхают – все само загорается? Нет, в огромном количестве случаев налицо либо целенаправленный поджог, либо поджег непреднамеренный – связанный с особенностями этой самой культуры. Действительно: если бросать мусор на дороге нельзя, но, тем не менее, можно, то и в лесу и в поле костер разводить или, как минимум, курить, с одной стороны, конечно, нельзя, но, с другой стороны, разумеется, можно… И получается, что большой чиновник как будто совершенно прав: все дело в народной культуре. А власть – она лишь сокрушается, что ей, такой здравой, профессиональной и ответственной (помните наши министры финансов какими-то доброхотами неоднократно признавались даже «лучшими в мире»), тем не менее, народец какой-то такой неудачный достался. И хорошо бы его как-то перевоспитать, а то, может быть, и вообще заменить… Но что-то слушаешь, читаешь о том, как живут другие, например, те же немцы, которые, как известно, просто образец воспитанности именно в тех вопросах, где у нас полный провал. И выясняется, что культура, прежде всего, культура поведения, даже в таких вопросах, как обращение с мусором и защита от лесных пожаров, живет и развивается не сама по себе, а весьма и весьма в русле, целенаправленно задаваемом или, как минимум, поддерживаемом государством. И нельзя не заметить, что чистота на дорогах поддерживается, в том числе, просто драконовскими штрафами за любой выброшенный в окно машины даже и окурок. А от лесных пожаров немцев защищает не просто культура (в данном случае – сознательная дисциплина), но еще и повсеместно на въездах в лес устанавливаемые видеокамеры. И, разумеется, система жестких и совершенно неотвратимых наказаний для тех, кто рискнет нарушить правила и запреты. Кто это все устанавливает и затем реализует? Разумеется, государство, государственная власть. И вот уже ей совсем даже не приходится сетовать на то, что культура у немцев слабовата. Была слабовата – подтянули. Причем, конечно, подтягивали не один десяток и даже не одну сотню лет. Но ведь интегрально, если рассматривать господствующую тенденцию за весь период, именно подтягивали, а не напротив - не разрушали. Вот и результат. И возвращаемся к нашим пенатам. Да, была и у нас попытка расставить всюду даже не на въездах в леса, но хотя бы по столице, по Москве видеокамеры наблюдения – и что? И сначала выяснилось, что примерно из сотни тысяч камер, на которые были полновесно выделены деньги, тридцать тысяч оказались фальшивыми – просто муляжами. А затем к этому добавилось, что даже и там, где камеры настоящие, тем не менее, видят и фиксируют происходящее они почему-то весьма избирательно, а, например, трагическое ДТП с участием вице-президента «Лукойла» взяли и якобы проморгали… И что здесь – культура населения виновата? Следующий пример. Слушаю интервью с каким-то чиновником, имеющим отношение к принятию решения о строительстве дублера Ленинградского шоссе через Химкинский лес. И с его слов получается, что противники строительства ничего не предлагают и потому деструктивны и даже некультурны – в смысле культуры принятия решений. Хорошо, допускаю, но в чем здесь культура принятия решения? В том, что где-то кто-то что-то публично обсуждал? Или в том, что какие-то органы власти написали решения, приняли их, поставили на них подписи и синие печати? А вот в чем отсутствие этой самой «культуры» (но только не у защитников леса, а у власти), это очевидно: права и интересы граждан не уважаются. Специально подчеркиваю: не взгляды и мнения, а именно права и интересы. Ведь упомянутый в начале статьи работник нашей сверх либеральной администрации, говоря о нехватке у населения культуры, надо понимать, имел ведь в виду не какую-то там культуру общего дела, а культуру взаимоотношений между субъектами именно в рыночной среде – я не ошибаюсь? Так в чем же эти совершенно неуважаемые властью индивидуальные права и интересы? Да в элементарном. Люди ведь у нас теперь живут не во временном государственном (которое и в советские времена было практически постоянным и почти полной собственностью), а в своем личном, собственном, имеющим не только те или иные более или менее спорные характеристики комфортности и удобства, но еще и прямую рыночную оценку. А каков главный девиз риэлтеров всех времен и народов? Известно: месторасположение, месторасположение и еще раз месторасположение. И вот принимается решение, прямо и недвусмысленно снижающее рыночную стоимость вашего жилья, например, в полтора раза. Я не говорю о таких понятиях как «малая Родина», о привычном образе жизни и удобстве и т.п. Я говорю о сугубо рыночных категориях, легко поддающихся учету. Что должны делать люди, чья собственность от таких решений радикально падает в цене? Что они собственно вообще должны «предлагать», в чем должна быть их «конструктивность»? Очевидно: искать пути решения проблемы, в данном случае – оптимальный маршрут новой трассы – дело власти, может быть, по согласованию с обществом. Но и найти способ в полном объеме скомпенсировать ущерб всем тем, по кому те или иные варианты решения, принимаемого в общих интересах, тем не менее, бьют самым непосредственным образом – это тоже дело и ответственность власти. Но эту обязанность и ответственность (кроме, может быть, уже случаев совсем явных – сноса домов для освобождения площадки) власть с себя сняла. Так и у кого же после этого не хватает культуры? Более того, можно привести и примеры уже совсем явного ущемления прав жителей тех или иных территорий, никоим образом даже не спровоцированных каким-либо «общим благом». Один из ярких примеров – насыпные территории в Финском заливе на окраине Васильевского острова в Петербурге. Представьте: у вас была квартира в доме, окна которого выходят на залив. И не то, чтобы какая-то там уплотнительная застройка – нет перед заливом больше места для стройки. Значит, стоимость Вашей квартиры определяется, в том числе, таким понятием как «первая линия у воды». Но кто-то другой решил вашу собственность у вас прямо и очевидно украсть, только не путем кражи непосредственно квартиры, но путем оттеснения вас с первой линии от воды куда-то вовнутрь квартала. Сказано – сделано. И вот работает техника, в заливе насыпается грунт, затем стройка, новые кварталы… – и вот уже ваша собственность имеет совершенно иную стоимость, а «первую линию» снова продали за очень не маленькие деньги. Вновь купившие, конечно, надеются, что уж их-то никто не подвинет. И, может быть, у них и есть тому основания. Но, может быть, сегодня основания есть, а завтра их уже и не будет – на нынешних «крутых» найдутся и еще более «крутые». И тогда другой вор у вора снова дубинку украдет. Это что ли «культура принятия решений»? Или это у народа «культуры не хватает»? Или же это власть себе присвоила право относиться к народу как к не людям, никакими правами не обладающим. Но тогда нехватка культуры у народа только и исключительно в одном – что он такую власть терпит. И, наконец, о моральном климате, обеспечивающем или возможность или, напротив, принципиальную невозможность вообще какой-либо модернизации. Почему представители некоторых религиозных сект в рыночной конкурентной экономике массово достигают весьма впечатляющих успехов? На эту тему известно множество работ, исследований. А суть проста: если у кого-то не принято врать и обманывать, то, значит, к нему можно обращаться, он не подведет. Где-то подобное культивируется лишь на религиозном уровне, а где-то и на уровне всего государства, в том числе, используя весь его имеющийся аппарат принуждения и подавления. И если подобное поведение культивируется тщательно и последовательно, то можно пытаться выстраивать сложные производственные и технологические связи, без чего реальный научно-технологический прогресс невозможен. И, с другой стороны, если быстро «срубить» легкие деньги на обмане и махинациях невозможно, то капитал вынужден искать себе иные сферы применения, в том числе, связанные с долгим и кропотливым процессом подлинного научно-технологического развития. А что же культивируется у нас? Что люди, ранее отличившиеся отнюдь не кристальной честностью и добросовестностью, а поведением на госслужбе и около нее совершенно противоположным, затем в награду получают и далее высокие должности и (или) лакомые куски госсобственности в управление, это общеизвестно. И тогда молодые, перефразируя Маяковского, «делать жизнь должны с кого»? О кормлении и начетничестве, фактическом макропаразитировании вокруг «нанотехнологий» мы говорили уже неоднократно. Но разве это в безвоздушном пространстве, разве этого все вокруг не видят? Какая «модернизация», если самым недвусмысленным образом поощряется и культивируется откровенное и наглое мошенничество, желательно сразу в особо крупных размерах? Ладно, это там, наверху, а что внизу? Проезжаю по федеральной трассе «Дон» и в южной ее части вдоль дороги идут рынки – персики, абрикосы, арбузы и т.п. В одном месте персики по 40-45 рублей килограмм, в другом рядом – по 50-60. Спрашиваю, почему так дорого – вон у соседей дешевле? Ответ: зато у них весы такие, что они вам намеряют. Ради интереса проверяю – и действительно: обвес идет явный, чуть ли не в два раза. И дело не в том, что кто-то где-то жульничает. Дело в том, что делается это в нашей стране (не только на уровне правительства и «нанотехнологий», но и в самом низовом уровне и, понятно, не только на трассе «Дон» - просто здесь пример уж очень для всех очевидный) совершенно открыто и безбоязненно. Ладно, юг далеко, но что в центре столицы, например, в метро? Массовая откровенная реклама жульнических конторок, «решающих проблемы»: торговля дипломами, трудовыми и медицинскими книжками, больничными листами и т.п. Это что – власть не видит? Что долго дискутировать о всяческой фальсификации всего и вся, о контрафакте, об опасностях, связанных с подделкой лекарств и авиазапчастей, если вся низовая откровенно преступная деятельность, ее прямая реклама осуществляется явно и открыто не где-то в стороне от властного взора, но на самом стратегическом и тщательно охраняемом объекте – в метро. Все видно и легко вычисляемо, а значит, и легко пресекаемо. Но только если есть такая задача… Так это - вопрос культуры населения, которую теперь власть возьмется повышать? Или же это вопрос полной недееспособности власти, не умеющей или не желающей обман и воровство пресекать? А то еще и сознательной воли власти, не пресекающей жесточайше малейшие попытки и проявления мошенничества, а напротив, фактически именно такое поведение людей поощряющей и культивирующей? И тогда какая «модернизация»? Вопрос навскидку: если, предположим, в одной стране живут люди такие культурненькие-культурненькие (очень начитанные и в музеях побывавшие), умненькие и шустренькие, но очень жуликоватенькие, а в другой, предположим, пусть по сравнению с первыми как будто немножечко даже и тупенькие, но с культом честности и недопустимости какого-либо обмана, то в какой стране жизнь организовать достойно (в том числе, если требуется, и технологическую модернизацию провести) можно, а в какой, как ни крути, но все равно никак не удастся? Специально для Столетия | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 530 | |