Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 23.05.2022, 17:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4076

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта


19:13
Ю.В. Фоменко. «Реформаторы» языка
В июне 2009 г. произошло событие, потрясшее страну: министр образования и науки А.Фурсенко издал приказ №195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации».

В этот список вошли Орфографический словарь русского языка Б.Букчиной, И.Сазоновой и Л.Чельцовой, Грамматический словарь русского языка А.Зализняка, Словарь ударений русского языка И.Резниченко и Большой фразеологический словарь русского языка В.Телии. Поскольку некоторые из этих словарей дают рекомендации, противоречащие ныне действующей языковой норме («доʹговор», «йогуʹрт», «черное кофе» и т.п.), общественность страны буквально взорвалась. Люди воспринимают произошедшее как атаку Фурсенко на язык, культуру, менталитет и достоинство русского народа. Невольно возникает мысль об агентах влияния и о личной заинтересованности чиновника.
Любому человеку понятно, что компетенция министра образования и науки распространяется на структуру и функционирование учреждений образования и науки, но не распространяется на содержание школьных и вузовских дисциплин и разнообразных наук. Министр может подписать приказ о закрытии малокомплектных сельских школ, об открытии нового вуза, о введении ЕГЭ, но не может отдать приказ о решении той или иной научной проблемы, проблемы физики, химии, математики, истории, биологии, медицины, астрономии и т.д., о неопознанных летающих объектах, об Атлантиде, о Бермудском треугольнике и т.д. Все эти проблемы относятся к компетенции физиков, химиков, математиков, историков, биологов, медиков, астрономов и других ученых. Точно так же не может быть приказа «об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» и об утверждении ударения в нескольких русских словах. К проблемам языка, языковой нормы, к ударению в тех или иных русских словах министр не имеет никакого отношения. Эти вопросы относятся к компетенции лингвистики.
Если же Фурсенко считает, что вопросы языкознания, проблемы языковой политики и «утверждение» ударений относится к его компетенции, то, очевидно, подобные приказы должны появляться регулярно. Как часто? Каждый месяц? Квартал? Год? Отвечая тележурналистам, Фурсенко сказал, что список грамматик, словарей и справочников будет расширяться, а «норма постоянно меняется». Значит, этот процесс бесконечен.
Пресловутый приказ, повторяю, потряс общественность страны. Отовсюду слышны голоса протеста. Нельзя идти «на поводу у митрофанушек» «и их либеральствующих опекунов от власти»! - восклицает В.Вишняков (Правда, 10 сентября 2009 г.). «Общественная палата РФ раскритиковала приказ Министерства образования и науки... По мнению зампреда комиссии Общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия Елены Зелинской, министерству «осталось легализовать мат» (Вечерний Новосибирск, 5 сентября 2009 г.). «...В защиту русского языка, попавшего под реформы Минобрнауки, выступили депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В своем обращении к Фурсенко они потребовали оградить русский язык от «безграмотных нововведений». По мнению народных избранников, становится вполне реальной «угроза инфляции ценностей культуры». Депутаты также предложили Фурсенко уйти в отставку». Давний оппонент министра образования и науки - президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков так прокомментировал это обращение: «Я считаю, что к Фурсенко нет никакого смысла обращаться. Потому что он не понимает, что делает. ...Глава Минобразования либо полностью утратил чувство реальности, либо он делает все преднамеренно...» (Вечерний Новосибирск, 11 сентября 2009 г.).
В приказе упоминается Постановление правительства «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации». Но нормы языка не утверждаются, а лишь изучаются, описываются, фиксируются. И, разумеется, не министром, а специалистами (языковедами). И не может быть никакого «порядка утверждения норм языка». Наконец, ошибочным является выражение «утверждение норм языка при его использовании». Получается, что нормы языка «утверждаются» в процессе его использования, в процессе говорения (чего не может быть). Язык (и его нормы) предшествуют говорению (речи).
Критериями нормативности считаются распространенность языкового варианта, его соответствие общим законам языка и общественное одобрение. Общественное одобрение - это одобрение со стороны передовой части общества, носительницы культуры: писателей, ученых, журналистов, публицистов, политиков, вузовских преподавателей, учителей, инженеров и т.д. А какими критериями руководствуется господин министр?
Что произошло со словами «договоʹр», «йоʹгурт», «черный кофе» и другими накануне 8 июня 2009 г.? Произошел ли с ними «перерыв постепенности»? Нет! Образованные люди как говорили «договоʹр», так и говорят. И будут говорить, несмотря на приказ Фурсенко. Но многие люди, привыкшие к беспрекословному повиновению (а их большинство) и подчиняющиеся любому приказу, считают себя обязанными подчиниться и этому и начать переучивать детей: в противном случае их ждут двойки. Для этих людей приказ Фурсенко - катастрофа. Министр образования разрушает народное образование всеми способами - и с помощью ЕГЭ, и с помощью «реформы языка».

Ю.В. Фоменко,
доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного педагогического университета.

Новосибирск.
http://www.za-nauku.ru/

Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 785 | Добавил: rys-arhipelag