Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
17:36 Казахстан: у русских прав меньше, чем у негров в США? | |
Внеочередные президентские выборы, намеченные в Казахстане на 3 апреля, не вызвали за пределами республики особого ажиотажа. Победа действующего президента ни у кого не вызывает сомнений, а значит конфигурация власти внутри Казахстана и его отношения с соседями и мировыми державами не претерпят существенных изменений. Не столь выпукло в ходе начавшейся президентской кампании проявляется и «русский фактор».
Сокращение численности европейского населения за предыдущие два десятилетия привело к тому, что русские, все еще составляющие около четверти жителей Казахстана, уже не являются столь весомой, как ранее, группой электората. К тому же особого выбора у них нет, так как гипотетическая победа оппозиции обещает гораздо худшую перспективу, чем та, что есть сегодня. Снижение политического веса русского населения Казахстана чувствуется и по тем мероприятиям, которые предлагается осуществить в сфере национальной политики. Стремясь не допустить перехвата инициативы националистически настроенной оппозицией, властные элиты гораздо смелее, чем раньше, говорят о необходимости повсеместного введения государственного языка, не забывая, правда, при этом напоминать о необходимости сохранения толерантности и межнационального согласия. Яркий пример подобной риторики – недавнее заявление Н.А. Назарбаева на встрече с представителями ведущих СМИ о том, что «до 2020 число казахстанцев, овладевших государственным языком, должно составить не менее 95%». В то же время, по словам президента, «путь Независимости Казахстана – это путь ответственности представителей 140 этносов за судьбу общей Родины – Казахстана», и это «единство народа» «крайне важно сохранять». Собственно говоря, заявление о необходимости увеличить к 2020 г. число владеющих казахским языком до 95% населения было сделано еще в ежегодном послании президента парламенту, прозвучавшему в январе. Спустя месяц оно просто было встроено в рамки предвыборного контекста. На деле же программа повсеместной замены русского языка казахским реализуется в республике уже не первый год. О роли, отводимой русскому языку, наглядно свидетельствуют расставленные президентом «языковые» приоритеты. «Сегодня в Казахстане работают 1 178 детских садов и центров, где обучение ведется на казахском языке, - подчеркнул он, - число школ, где преподавание ведется на государственном языке, выросло до 3 821». Полностью на государственном языке вещает детский телеканал «Балапан». Что касается сохранения русского языка, то казахстанцам просто важно владеть им, также, как и английским. Фактически в рамках официальной политики «трехъязычия» статус русского языка низводится до уровня иностранного. Подчеркивая необходимость изучения казахского языка и «равноудаленную» ценность русского и английского, власти тем самым отводят им периферийное место в общественной жизни. Однако значению русского языка в Казахстане оно явно не соответствует. По данным последней переписи населения республики, проведенной в 2009 г., казахским языком владеет 64,4%, в то время как русским – 94,4% населения в возрасте старше 15 лет. Английский же язык в той или иной мере знают лишь 15,4% взрослого населения. Высокая степень владения государственным языком характерна в основном для тюркоязычных народов – казахов (99,4%), уйгуров (80,5%) и узбеков (80%). Европейские этносы владеют им слабо и в большинстве своем изучать не стремятся. Те сферы, для которых владение казахским языком является обязательным, прочно заняты представителями титульного этноса, а в остальных случаях вполне достаточно русского языка, которым владеет большинство жителей страны. Наиболее интересным в планах обучить к 2020 г. 95% населения государственному языку являются методы, с помощью которых планируется этого достичь. Если повышение «плановых показателей» произойдет лишь на бумаге, то особого возражения со стороны русского населения это не вызовет. Если же изучать казахский язык будут заставлять административными методами, то результат может получиться не совсем тот, на который рассчитывают власти. Как заметил один из участников казахстанских Интернет-форумов, доля русского населения Казахстана к 2020 г. вполне может составить эти самые 5%, благодаря чему планы властей будут полностью выполнены. Столь резко доля русских, конечно же, не сократится. Однако перспектива значительного снижения численности славянского населения действительно налицо. Его отток происходит как благодаря российской программе переселения соотечественников, которая, несмотря на все свои недостатки, постепенно набирает обороты, так и вне ее рамок. В течение последнего года эмиграция русского населения сдерживается экономическим кризисом, сократившим спрос на квалифицированную рабочую силу в России. Однако с его окончанием миграционный отток вновь начнет расти, и языковая ситуация этому будет только благоприятствовать. Альтернативы государственной языковой политике пока не просматривается. Один из кандидатов в президенты, глава Партии патриотов Гани Касымов, например, предложил ввести для всех граждан трехуровневую систему оплаты за знание государственного языка. В соответствии с ней за владение казахским языком люди будут получать прибавку к зарплате. Доплата за первый уровень - знание бытового, разговорного языка – составит 10%, за второй уровень - умение говорить, писать и читать, вести делопроизводство и деловую переписку - 20%, а за третий уровень - глубокое профессиональное знание языка, умение преподавать на языке, читать лекции, делать переводы научных статей - 30%. Уровень знания языка будут определять специальные комиссии с правом выдачи государственных сертификатов. Реализация этого сценария приведет к формированному вытеснению казахским языком русского, который окажется на общественной периферии. Приход к власти оппозиции, имеющей в Казахстане яркое националистическое кредо, обещает европейскому населению еще более мрачные перспективы, чем те, что есть сейчас. Если сегодня политика «казахизации» имеет «ползучий» характер, то в случае прихода к власти представителей националистического лагеря она явно будет форсированной. Основные их требования – ускоренное и повсеместное внедрение казахского языка, отказ от последних оставшихся русских названий, включая переименование областных центров – Петропавловска, Павлодара, Уральска и Усть-Каменогорска, приоритетное развитие казахского этноса и культуры. Как крайний вариант – выход из Таможенного союза с Россией и Белоруссией и ориентация на интеграцию с тюркоязычными странами, прежде всего – с Турцией. На деле это будет означать ускоренное выдавливание из Казахстана оставшегося славянского населения. Русское население Казахстана сегодня поставлено перед небогатым выбором: приход к власти оппозиции сулит быстрое, а сохранение существующей ситуации – медленное ухудшение его положения. Однако в отличие от предыдущих президентских выборов 2005 г., на которых русское население практически единодушно поддержало Н.А. Назарбаева, его политическая позиция на этот раз далеко не столь однозначна. Вскоре после начала активного обсуждения идеи референдума о продлении полномочий Назарбаева часть русских организаций поспешила выступить в его поддержку. Председатель Координационного совета русских, славянских и казачьих организаций республики Сергей Машканцев, в частности, заявил, что «русские, славянские и казачьи организации намерены собрать более 1 млн. голосов избирателей в поддержку президента на возможном референдуме о продлении его полномочий до конца 2020 года». Его поддержали заместитель председателя Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций Анатолий Чесноков и представитель двух казачьих организаций - Семиреченской казачьей общины и Союза казаков Семиречья - Василий Резван. Тем не менее, сама по себе способность этих деятелей говорить от лица русского населения Казахстана была поставлена под сомнение. По словам обозревателя интернет-ресурса «Русские в Казахстане» Леонида Красноперова, «попытка этими лицами представить всю русскоязычную диаспору Казахстана выглядит, мягко говоря, неуклюжей и неубедительной. Хотя бы потому, что все вышеназванные организации просто отсутствуют в информационном и политическом пространстве республики. Фамилии их лидеров и… названия организаций ровным счётом ничего не говорят русскому обывателю», поскольку «ни в каких кампаниях по улучшению положения русского и русскоязычного населения они также замечены не были». Еще более однозначно выразился заместитель председателя республиканского движения «Лад» в Казахстане Пётр Кузьменко. По его словам, подобные заявления говорят «об интеллектуальном уровне и потенции большинства российских соотечественных организаций», многие из которых попросту обслуживают интересы властей и «к настоящей общественно-политической деятельности и представительству русских интересов» никакого отношения не имеют. Наиболее резкое заявление по поводу участия русских в предстоящих президентских выборах было сделано 18 февраля 2011 г. в Кокшетау председателем «Лада» Максимом Крамаренко. Напомнив о социально-экономических успехах республики за 20 лет, прошедших со времени распада СССР, он подчеркнул, что «Казахстан выказывает все признаки государства этнократического, ориентированного на последовательное свёртывание русского присутствия». Признаками этого является исчезновение русской топонимики, сужение сферы применения русского языка и нарастание «ассимиляционного давления», основным инструментом которого является административное внедрение казахского языка. Тем самым нарушаются конституционные права русского населения, которое в соответствии с конституцией и законом «О языках» 1997 г. наравне с казахским вправе пользоваться русским языком. В сфере государственного управления русские представлены «чисто имитационно», а в судах и прокуратуре доминирование титульного этноса является практически абсолютным. В демографическом плане положение русских в Казахстане, по мнению М. Крамаренко, напоминает ситуацию с афроамериканским населением США. И русские, и негры составляют около четверти общей численности населения. Однако политический статус и правовое положение афроамериканцев в США, инкорпорированных во все структуры исполнительной и законодательной власти, включая администрацию президента, несравненно выше. Поддержка русским населением Н.А. Назарбаева на предыдущих выборах 2005 г. фактически была властями проигнорирована: «В процессе госстроительства… мнения русских как не спрашивали, так и не спрашивают, поскольку властями в принципе не признаётся политическая субъектность 3-х млн. русского «нацменьшинства». Если требования казахских национал-радикалов власти вынуждены учитывать, то никакого диалога с русской общественностью никто не ведет. Политика «триединства языков» является лишь «PR-прикрытием», позволяющим «через жёсткое администрирование сокращать функциональное пространство русского языка». Единственным реальным претендентом на пост главы государства, способным обеспечить политическую стабильность, русские организации в лице «Лада» по-прежнему считают Н.А. Назарбаева. Однако его поддержка на этот раз вовсе не является безусловной и связана с надеждой на то, что власти будут «воспринимать голос русских казахстанцев как равноправных граждан страны, имеющих свои законные национальные интересы». Иначе Казахстан ждет дальнейшая эмиграция русского населения, которая превратит его в моноэтничное государство «по образцу соседних азиатских этнократий». | |
Категория: Обломки Империи | Просмотров: 561 | |