5 сентября председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011–2012 годы» в г. Череповце. На конференции премьер-министр, в частности, затронул вопрос, связанный с развитием российского судостроения.
«И конечно, судостроение Северо-Запада должно укрепить свои позиции в качестве главного арсенала российского Военно-морского флота. По сути, после многолетнего перерыва мы начинаем большую судостроительную программу: до 2020 года на переоснащение Военно-морского флота России будет направлено 4,7 трлн рублей. Цель понятна: это создание современного флота, способного решать все задачи - от ядерного сдерживания до присутствия в Мировом океане, охраны наших экономических интересов и биоресурсов России», - сказал, в частности, Путин, передает сайт председателя Правительства РФ.
По его словам, в прошлом году с верфей «Севмаша» были спущены на воду атомные подводные лодки четвётого поколения «Александр Невский» и «Северодвинск», успешно проходит испытания стратегический ракетоносец «Юрий Долгорукий» (уже в текущем году он должен быть передан Тихоокеанскому флоту), ведётся строительство субмарин «Владимир Мономах» и «Казань», а также серии фрегатов и корветов.
Мы попросили прокомментировать слова премьера известного военного эксперта, доктора военных наук, вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова.
«Состояние российского флота на сегодня очень печальное. По численному составу флот способен решать лишь ограниченный круг задач по обеспечению прикрытия прибрежных регионов РФ, а также очень ограниченный круг задач по поддержке политико-дипломатических действий в океанской зоне», - сказал Сивков.
«Если учитывать техническое состояние флота, то даже этот ограниченный круг задач флот полноценно решать не способен. Процент исправных кораблей в зависимости от их класса колеблется от 20-30 до 40-50%. Все остальные корабли небоеспособные и нуждаются в капитальном или среднем ремонте. Поэтому большая судостроительная программа, предполагающая обновление флота, восстановление имеющегося корабельного состава, жизненно необходима», - отметил эксперт.
«Вопрос состоит в другом: какая это будет программа, и куда пойдут эти деньги? В том, что выделяемые деньги реально пойдут на развитие российского флота, у меня большие сомнения. Основания для этого следующие: во-первых, это закупка абсолютно ненужных для обеспечения национальной безопасности России кораблей типа "Мистраль". Они совершенно не нужны Российской Федерации, т.к. могут обеспечить только проведение Россией в интересах Запада операций десантного характера в дальних океанских зонах. Для России в этом нет никакой необходимости», - продолжил аналитик.
«Второе - это направление двух учебных кораблей на капитальный ремонт в Болгарию. Не говорю о том, что идти в Болгарию очень далеко для Балтийского флота, это будет осуществляться, по сути дела, в обход всего европейского континента, через Атлантический океан, в Средиземное и затем в Черное море. Я не говорю о том, что стоимость этого ремонта будет существенно выше, чем на судоремонтных верфях России. Этот проект в стране-члене НАТО проводится в условиях, когда на Балтийском судостроительном заводе отсутствуют заказы на работу и по этой причине есть реальная угроза социального взрыва», - подчеркнул Сивков.
«Все выше сказанное дает основания говорить о том, что "судостроительная программа" Путина может пройти, мягко говоря, не в интересах России. Или она будет включать в себя некую коррупционную составляющую - в виде закупки иностранных кораблей и ремонта кораблей, причем опять же на иностранных верфях. Так что все благие идеи в итоге, скорее всего, уйдут в пустоту. А российский флот так и не сможет решить задачи, которые стоят перед ним», - заключил Константин Сивков.
РНЛ |