Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 20.04.2024, 01:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта


19:11
Кризис-2010: разбитое корыто, как оптимальный сценарий
Осторожно, кризис продолжается: по реальным оценкам, падение продолжится до 2015 г., после чего, в идеальном случае, валовые показатели 1990 года будут достигнуты в 2020 году. После 30 лет блужданий в трех соснах мы вернемся к разбитому корыту. Налить продырявленную олигархами бочку до уровня 1990 года – амбициозная, хотя и заведомо невыполнимая, задача. Не пора ли сменить караул?

Прогноз: осторожно, кризис продолжается!

Решение правительства об оказании в 2010 году очередной кредитной поддержки коммерческим банкам в размере 100 млрд. руб. является косвенным свидетельством неуверенности кабинета по поводу начала выхода из экономического кризиса. Ранее предполагалось выделить 250 млрд., но, по словам В.Путина, 150 млрд. будут направлены в антикризисный фонд и использованы для финансирования различных программ восстановления экономики.
Осенью 2008 года российские банки испытывали острую нехватку ликвидности, в связи с чем правительству пришлось оказать им финансовую помощь в виде субординированных кредитов на 950 млрд. руб. Основная часть этих денег распределилась между тремя ведущим госбанкам - Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Одновременно была разработана программа докапитализации кредитных учреждений с помощью государства.
Сейчас в пересчете на доллары банки получат порядка 3 млрд.
Для сравнения: на подготовку к олимпиаде в Сочи затрачивается (пока) порядка 14 млрд. долл., расходы на обустройство острова Русский к саммиту АТР по предварительным прикидкам превысят 200 млрд. руб. (около 7 млрд. долл.).
Но главное в том, что из суверенного финансового оборота в результате необузданного монетаризма выведено почти 2 трлн. долларов.
Объективный анализ свидетельствует, что финансовый и экономический кризис, продолжающийся спад инвестиций и промышленного производства во многом обязаны непродуманной финансовой политике. Основной целью такой политики провозглашается борьба с инфляцией, но сейчас стало очевидно, что в действительности она изначально создавала барьеры для социально-экономического развития и приближала российскую экономику к краху. А гиперинфляция ( более 13% в год) как была, так и остается.
Абсурд, но правительство в условиях кризиса, подпитывая, пусть в незначительных объемах, банки бюджетными средствами, в то же время продолжает держать на голодном пайке экономику, продолжая сжатие внутреннего рынка.
Уровень монетизации страны с начала кризиса упал более чем на 5% и не восстанавливается.
Момент истины – доступность кредитов. Ставка рефинансирования до ста раз выше, чем в развитых государствах, и определяется не потребностями экономики, а интересами Центробанка, который из национального финансового регулятора трансформировался в обычное коммерческое учреждение, обслуживающее валютные операции по сырьевым экспортным сделкам.
Израсходовав в 2008 году около 200 млрд. долл. на «плавную девальвацию» рубля, правительство не пытается удержать даже эту «победу». Сейчас рубль демонстрирует тенденцию к укреплению (министр финансов и глава ЦБ ведут дело к свободному курсу национальной валюты), что, при сохраняющейся экспортной ориентированности экономики, неизбежно вызовет ту же девальвацию. Обоснованного, разумного ответа на вопрос о целесообразности расходования 200 млрд. мягко говоря, не существует.
По мнению не ангажированных профессионалов-экспертов, России следует готовиться к новому этапу экономического кризиса, по масштабам и длительности схожему с 90-ми годами.
Без радикальных, качественных переориентаций экономики и самого правительственного курса ( а их не будет – из несырьевого развития будет только электронное голосование, биометрические микрочипы и прочая полицейская информатика), апогей кризиса придется на 2014-15 гг.
И только после этого может начаться ( а может и не начаться – на пике кризиса возможен распад страны) восстановительный рост, и выйти на уровень 1990 года Россия сможет примерно к 2020 году.

Обсуждение
В итоге, что же мы имеем с реформ? Тридцать лет блуждания в рыночной пустыне – и в лучшем случае выход на уровень валовых показателей 1990 года. Что, с учетом рекордного расслоения по доходам, для большинства окажется откатом к уровню 50-60 годов – но уже без советской стабильности и социальных гарантий ( образование, гарантия рабочего места, возможно – бесплатная квартира). Не говоря об утрате неэкономических конкурентных преимуществ – единой территории, технологического задела, военного потенциала, контроля над стратегическими инфраструктурами и ресурсами.
Если же говорить об относительных позициях РФ, то, даже вернувшись на 30 лет назад, мы оказались далеко позади тех стран, которые не стояли на месте.
Между тем, и без того неутешительное сравнение РФ с Советским Союзом образца 1990 года заведомо некорректно, поскольку советская модель экономики, при всех реальных и мнимых недостатках, в течение многих десятилетий обеспечивала устойчивый рост, не зависящий от внешнеэкономической коньюнктуры и пресловутых внешних инвестиций. Рост, более чем обеспеченный внутренними ресурсами и научным потенциалом. В последние годы «застоя» - как минимум 2% в год.
Но, помимо инерционного, были возможны и другие, более благоприятные, сценарии развития советской модели 1990 года, о параметрах которых можно судить по результатам реформ в том же Китае или Вьетнаме.
Таким образом, параметры СССР-2010 ( и РСФСР-2010, как части) как базы для корректного сравнения с результатами «реформ», даже по инерционным сценариям должны превосходить показатели 1990 года минимум на 30-50 %. : заведомо тупиковая сырьевая экономика не выдерживает сравнения с экономикой реального социализма.
Почему? Как минимум, по причинам балансового порядка: из года в год нарастающего вывоза сырьевых товаров ( и разрушения обрабатывающих отраслей) и бегства капиталов. В этом отношении попытка к 2020г. налить продырявленную олигархами бочку до уровня 1990 года монетаристскими методами – вполне амбициозная, хотя и заведомо невыполнимая, задача. Так не проще ли сменить команду и двинуться не к разбитому корыту, а вперед, в СССР?

Действия

Впрочем, вернемся к реальности. В связи с отсутствием реальных перспектив смены режима или хотя бы его курса ( существующий курс идеально соответствует интересам внутренней и глобальной олигархии), надо готовиться к продолжению кризиса: выплаты корпоративных долгов, набранных Путиным, никто не отменял.
Визы, новое гражданство, билет с открытой датой? Это не наш метод, хотя лучше быть бомжом в Швейцарии, чем лауреатом Госпремии в России.
Отсюда – приоритеты: при наличии денежных резервов запасаем и хорошо прячем под диваны антикризисную валюту неограниченного срока хранения: соль, спички, сахар, спирт, мыло. Спать станет значительно мягче. Закупаем запас лекарств: парацетамол, дешевые антибиотики, аскробиновую кислоту ( цинга – штука конкретная). Кстати, тоже валюта. Продумываем эвакуацию в сельскую местность и технологию выращивания картофеля. Кто сказал, что ремни безопасности придумал трус?

А. Ермолаев
http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=div2&page=4&type=2484&what=1001
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 1038 | Добавил: rys-arhipelag