Модернизации России мешают русские – основная масса наших соотечественников живёт в прошлом веке и развиваться не хочет. Так считает председатель правления Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс, которого называют идеологом всех реформ, проводимых президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Отвечать на вопрос: «Что мешает модернизации России?» эксперт начал с тезисов, озвученных президентом на форуме в Ярославле: «На верху по поводу модернизации все уже договорились. В процесс нужно включать народные массы. Народ нужно «зажигать». У русских должно возникнуть чувство модернизации, как неизбежности».

«Согласно данным опросов социологов, которым я доверяю, реальных социологов, а не паркетных, русские считают, что мы – страна с богатыми природными ресурсами, и это уже дает нам позицию на международной арене, титул энергетической сверхдержавы. И до свидания. Мы богатые, великие и больше нам ничего не нужно. Разговоры о наукоемком производстве, технологиях и так далее в широких народных массах не встречают понимания. Поэтому «зажечь» народ трудно», – говорит Юргенс.

Другая опасность и помеха развитию – патернализм.

«На западе люди переселились из деревни в город уже давно, поэтому у них в сознании закрепилась индивидуальность: нужно пробиваться, надеяться на себя, развиваться, расти. Русские еще очень архаичны. В российском менталитете общность выше чем личность. Поэтому «государство все, а мои усилия – ничего». Пускай кто-то что-то делает, борется, а у меня своих проблем хватает, какая модернизация», – делает психологические зарисовки эксперт.

Выпаривать из российского народа общинно-коллективистскую архаику, по прогнозу Юргенса, предстоит еще лет пятнадцать.

«Только к 2025 году русский народ станет совместим со среднеевропейским», – предсказывает политолог.

Огромную опасность для процесса модернизации, по мнению руководителя ИНСОРа, представляет состояние человеческого капитала.

«Большая часть находится в частичной деквалификации, – поясняет он. – Учили не тому, не тем профессиям, устаревшим знаниям. Другая часть – общая деградация. Это тревожная тенденция. Происходит люмпенизация рабочих».

Для модернизации нужны квалифицированные рабочие и специалисты, нужны граждане, которые готовы участвовать в жизни страны.

«Есть воля президента, объем инвестиций. Но все это не изменит ситуации. Потому что человеческий капитал не созрел», – уверен Игорь Юргенс.

Впрочем, несмотря на деградацию и люмпенизацию низов, надежда есть. Модернизация хоть потихоньку, но уже идет.

«Сформировался средний класс. Он пока маленький, но это достаточный ресурс, чтобы начать те процессы, о которых говорит президент. У предпринимателей все планы модернизационные, потому что у них конкуренция и без модернизации не выжить. Средний класс, предприниматели, передовая часть интеллигенции, молодежь, для которой граница уже не в Шереметьево, а в лэптопе. Даже если не трогать руками, не заниматься в ручном режиме, модернизация идет», – утверждает Юргенс.

По словам политолога, Медведев уже добился многого. Это только кажется, что в стране ничего не изменилось за время его президентства.

«Быстрее не получается. Даже если бы на месте Владимира Владимировича... Оговорка по Фрейду. Даже если на месте Медведева был гений, кто угодно – по другому не получается. Политическая реформа, судебная реформа, реформа отношений с бизнесом. Сделано очень много. Пиар слабый, раз вы задаете этот вопрос – значит есть ощущение, что сделано мало. Но это не так», – утверждает Юргенс.

«Это реальная политика, – резюмирует политолог. – Что можно, – Медведев сделал с высоким темпом. Насколько это возможно с этим народом, с войной кланов в элите и так далее. За два года сделано много, осталось еще полтора. Нам всем нужно помочь ему подойти к избирательной кампании с успехом».