Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 23:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта


00:58
Марина Алексинская. Музы не молчат (Московский Пасхальный фестиваль)

20 апреля, Светлый день Христова Воскресения. Лучи солнца пробивают  стрельчатые окна Большого зала Московской консерватории, и воздух в зале сверкает  золотой крошкой. На сцене - маэстро Валерий Гергиев. Словно черный лебедь крыльями, он охватывает руками, берет под свой оберег оркестр. И оркестр, эта «цитадель индивидуалистических недотрог»,  выглядит как супермашина. Взлетают смычки, играют бликами валторны, в лаке скрипок проблески тайны звучания Амати.  Как ход швейцарских часов, оркестр не имеет права на сбой, на ошибку.  «Гергиевский» трепет кистей рук, с которых срываются божественные звуки. Божественные – ибо во славу Воскресения Господне.  А это значит, XIII Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева - в Москве.  Концерты симфонического оркестра Мариинского театра, одного из лучших симфонических оркестров мира, с участием солистов – насельников музыкального Олимпа – открыты для публики столицы.  

Пинхас Цукерман (скрипка, США),  Нельсон Фрейе (фортепиано,  Бразилия) – открытие первого концерта фестиваля.  Пинхас Цукерман. Вот уже на протяжении четырех десятилетий  говорят о нем, как о фигуре уникальной. В дискографии музыканта более ста записей, за которые дважды присуждена премия «Грэмми».  И если есть сон, похожий на бой звезд из кристаллов льда с огненными хвостами комет на фоне бархата неба, то этим сном был «Концерт для скрипки с оркестром» Бетховена в исполнении оркестра Мариинского театра, солист -  Пинхас Цукерман. Виной ли тому отзывчивость Валерия Гергиева на героико-драматический стиль? Способность ли Пинхаса Цукермана вобрать в звучание одной своей скрипки массивы стихий оркестра,  извлечь один щемящий, изысканно-тревожный штрих, и  довести им до умопомрачения, чтобы растворить потом в океане Rondo оркестра?..    

«Забытые приношения» Оливье Мессиана – забвение. «Забвение человека перед вечной жертвой Христа» - такова сакраментальная идея произведения. Сочинение 1930 года, оно отмечено «глубиной медитации, полной  отрешенности и скорбного смирения, время от времени сотрясаемой  мятежным взрывом чувств».  В интерпретации «Приношений»  маэстро Гергиевым тихую грусть сменяла светлая печаль под покровом философической безмятежности. Словно дымка окутывала оркестр, на нет сходило piano, дыхание публики замирало…  В какой-то момент маэстро Гергиев как будто бы застыл… Пауза нависла над оркестром. Так  для того лишь, чтобы взять дыхание публики перед вступлением к кульминационной части - «Святое причастие».     

Вагнер – несомненно, композитор Валерия Гергиева. Эмблема оркестра Мариинского театра.  И невозможно было бы представить первый концерт XIII Пасхального фестиваля в Москве без Вагнера, прелюдии к «Нюрнбергским мейстерзингерам».  Тогда как сокровенным сочинением стал Концерт №4 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.  В хрупкости, тонкости рисунка звучания Концерта вырисовывался орнамент весны. Воспоминания о чем-то прекрасном, безвозвратно ушедшем тревожили душу… И дух захватывало: сколь страстно и безоглядно вся эта русская рефлексия, все эти «мусатовские» видения опустевших «гнёзд» завладели Нельсоном Фрейе, выдающимся пианистом из Бразилии. Едва касаясь клавиш, он извлекал из рояля звуки, в каждом из которых искрилась энергия и одновременно сквозила меланхолическая грусть.   

XIII Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева войдет в историю музыкальной жизни России как проект фантастический. Проект-гигант для страны-гиганта.  Его открытию в Москве предшествовал гастрольный тур. Впервые Брасс-оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил перед военным моряками и их семьями в Калининграде, Североморске. Впервые   «Страдивари-ансамбль» под управлением  Пинхаса  Цукермана дал Мурманску концерт. И сразу же после двух первых концертов в Москве Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева  специальным поездом Пасхального фестиваля выехал в Казань. Екатеринбург, Омск, Красноярск,  Иркутск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Тюмень, всех городов не перечислить, ждут Пасхальной радости.  Пасхального фестиваля Валерия Гергиева на своих филармонических площадках, во Дворцах культуры и в тесных клубах.

Масштаб XIII Пасхального фестиваля Валерия Гергиева вскруживает голову. И трудно предположить даже на каких полустанках, в каких зонах железнодорожных вокзалов  маэстро успевает проводить репетиции с оркестром. Невольно, думая о Валерии Гергиеве вспоминаешь Герберта фон Караяна.  И не только потому, что впервые Пасхальный фестиваль Герберт фон Караян устроил в Зальцбурге. И не только потому, что гастрольные туры оркестра под управлением Караяна прокладывали дорогу в столичные и малые города Европы и мира… Что за сила влечет маэстро Гергиева ко всему тому,  что мчится со скоростью реактивного самолета и оборачивается в торжество музыки?

Валерий Гергиев одержим. Вера маэстро в силу музыки преобразовать российскую жизнь не знает препятствий. В его планах – возродить уникальность и многоголосие хоров России (услышав в Беломорске Поморский хор, Валерий Гергиев пригласил коллектив выступить  в Санкт-Петербурге).  Хоровая программа XIII Пасхального фестиваля представит публике  хор Мариинского театра, Пражский филармонический  детский хор, хор Сретенского монастыря, Минский Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря,  Ереванский Камерный хор «Ховер» и десятки других всемирно известных коллективов. В его задачах - преодолеть разруху 80-90-х, перелистнуть страницы истории, когда города русской глубинки погружались во тьму неустроенности, и звуки симфонических оркестров угасли в них. Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева – это радость Пасхального Воскресения.  Особенность XIII  фестиваля в том еще состоит, что он проводится в  условиях снизведения России на международной арене до  уровня «региональной державы».  И когда грохочут пушки «информационных войн»,  музы Пасхального фестиваля Валерия Гергиева не молчат. Трубят в ангельские горны. Колокольные звоны XIII Пасхального фестиваля разнесут в небе над Москвой, Петербургом, Вологдой, Ярославлем, etc, etc благую весть.  В звонильной программе фестиваля примут участие более 35 лучших профессиональных звонарей из десятков регионов России.

9 мая,  день Победы.  Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит для ветеранов и многотысячной аудитории в Москве, на Поклонной горе. Гастрольный тур XIII Пасхального фестиваля Валерия Гергиева завершится 10 мая во Пскове. 

http://zavtra.ru/content/view/muzyi-ne-molchat/

Категория: Культура | Просмотров: 481 | Добавил: rys-arhipelag