Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
00:58 Марина Алексинская. Музы не молчат (Московский Пасхальный фестиваль) | |
20 апреля, Светлый день Христова Воскресения. Лучи солнца пробивают стрельчатые окна Большого зала Московской консерватории, и воздух в зале сверкает золотой крошкой. На сцене - маэстро Валерий Гергиев. Словно черный лебедь крыльями, он охватывает руками, берет под свой оберег оркестр. И оркестр, эта «цитадель индивидуалистических недотрог», выглядит как супермашина. Взлетают смычки, играют бликами валторны, в лаке скрипок проблески тайны звучания Амати. Как ход швейцарских часов, оркестр не имеет права на сбой, на ошибку. «Гергиевский» трепет кистей рук, с которых срываются божественные звуки. Божественные – ибо во славу Воскресения Господне. А это значит, XIII Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева - в Москве. Концерты симфонического оркестра Мариинского театра, одного из лучших симфонических оркестров мира, с участием солистов – насельников музыкального Олимпа – открыты для публики столицы. Пинхас Цукерман (скрипка, США), Нельсон Фрейе (фортепиано, Бразилия) – открытие первого концерта фестиваля. Пинхас Цукерман. Вот уже на протяжении четырех десятилетий говорят о нем, как о фигуре уникальной. В дискографии музыканта более ста записей, за которые дважды присуждена премия «Грэмми». И если есть сон, похожий на бой звезд из кристаллов льда с огненными хвостами комет на фоне бархата неба, то этим сном был «Концерт для скрипки с оркестром» Бетховена в исполнении оркестра Мариинского театра, солист - Пинхас Цукерман. Виной ли тому отзывчивость Валерия Гергиева на героико-драматический стиль? Способность ли Пинхаса Цукермана вобрать в звучание одной своей скрипки массивы стихий оркестра, извлечь один щемящий, изысканно-тревожный штрих, и довести им до умопомрачения, чтобы растворить потом в океане Rondo оркестра?.. «Забытые приношения» Оливье Мессиана – забвение. «Забвение человека перед вечной жертвой Христа» - такова сакраментальная идея произведения. Сочинение 1930 года, оно отмечено «глубиной медитации, полной отрешенности и скорбного смирения, время от времени сотрясаемой мятежным взрывом чувств». В интерпретации «Приношений» маэстро Гергиевым тихую грусть сменяла светлая печаль под покровом философической безмятежности. Словно дымка окутывала оркестр, на нет сходило piano, дыхание публики замирало… В какой-то момент маэстро Гергиев как будто бы застыл… Пауза нависла над оркестром. Так для того лишь, чтобы взять дыхание публики перед вступлением к кульминационной части - «Святое причастие». Вагнер – несомненно, композитор Валерия Гергиева. Эмблема оркестра Мариинского театра. И невозможно было бы представить первый концерт XIII Пасхального фестиваля в Москве без Вагнера, прелюдии к «Нюрнбергским мейстерзингерам». Тогда как сокровенным сочинением стал Концерт №4 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. В хрупкости, тонкости рисунка звучания Концерта вырисовывался орнамент весны. Воспоминания о чем-то прекрасном, безвозвратно ушедшем тревожили душу… И дух захватывало: сколь страстно и безоглядно вся эта русская рефлексия, все эти «мусатовские» видения опустевших «гнёзд» завладели Нельсоном Фрейе, выдающимся пианистом из Бразилии. Едва касаясь клавиш, он извлекал из рояля звуки, в каждом из которых искрилась энергия и одновременно сквозила меланхолическая грусть. XIII Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева войдет в историю музыкальной жизни России как проект фантастический. Проект-гигант для страны-гиганта. Его открытию в Москве предшествовал гастрольный тур. Впервые Брасс-оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил перед военным моряками и их семьями в Калининграде, Североморске. Впервые «Страдивари-ансамбль» под управлением Пинхаса Цукермана дал Мурманску концерт. И сразу же после двух первых концертов в Москве Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева специальным поездом Пасхального фестиваля выехал в Казань. Екатеринбург, Омск, Красноярск, Иркутск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Томск, Тюмень, всех городов не перечислить, ждут Пасхальной радости. Пасхального фестиваля Валерия Гергиева на своих филармонических площадках, во Дворцах культуры и в тесных клубах. Масштаб XIII Пасхального фестиваля Валерия Гергиева вскруживает голову. И трудно предположить даже на каких полустанках, в каких зонах железнодорожных вокзалов маэстро успевает проводить репетиции с оркестром. Невольно, думая о Валерии Гергиеве вспоминаешь Герберта фон Караяна. И не только потому, что впервые Пасхальный фестиваль Герберт фон Караян устроил в Зальцбурге. И не только потому, что гастрольные туры оркестра под управлением Караяна прокладывали дорогу в столичные и малые города Европы и мира… Что за сила влечет маэстро Гергиева ко всему тому, что мчится со скоростью реактивного самолета и оборачивается в торжество музыки? Валерий Гергиев одержим. Вера маэстро в силу музыки преобразовать российскую жизнь не знает препятствий. В его планах – возродить уникальность и многоголосие хоров России (услышав в Беломорске Поморский хор, Валерий Гергиев пригласил коллектив выступить в Санкт-Петербурге). Хоровая программа XIII Пасхального фестиваля представит публике хор Мариинского театра, Пражский филармонический детский хор, хор Сретенского монастыря, Минский Праздничный хор Свято-Елисаветинского монастыря, Ереванский Камерный хор «Ховер» и десятки других всемирно известных коллективов. В его задачах - преодолеть разруху 80-90-х, перелистнуть страницы истории, когда города русской глубинки погружались во тьму неустроенности, и звуки симфонических оркестров угасли в них. Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева – это радость Пасхального Воскресения. Особенность XIII фестиваля в том еще состоит, что он проводится в условиях снизведения России на международной арене до уровня «региональной державы». И когда грохочут пушки «информационных войн», музы Пасхального фестиваля Валерия Гергиева не молчат. Трубят в ангельские горны. Колокольные звоны XIII Пасхального фестиваля разнесут в небе над Москвой, Петербургом, Вологдой, Ярославлем, etc, etc благую весть. В звонильной программе фестиваля примут участие более 35 лучших профессиональных звонарей из десятков регионов России. 9 мая, день Победы. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступит для ветеранов и многотысячной аудитории в Москве, на Поклонной горе. Гастрольный тур XIII Пасхального фестиваля Валерия Гергиева завершится 10 мая во Пскове. http://zavtra.ru/content/view/muzyi-ne-molchat/ | |
Категория: Культура | Просмотров: 481 | |