Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
01:17 Марина Алексинская. Ничто не ново: ротации министерства культуры | |
Случайность – каприз богов. Вот так случайно, с Божьей помощью, стало известно мне имя Анны Колупаевой, чиновницы от культуры высокого полета, в настоящее время представляющей культуру в Администрации президента РФ. Дело было в Центральном доме художника, в дни проведения Международного Фестиваля музеев «Интермузей». Стенд музея «Эрмитаж» привлек моё внимание еще и потому, что не утихали разговоры в ту пору вокруг предложения Ирины Антоновой вернуть в Москву из Эрмитажа часть московской коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова. И вот в моих руках оказались листки, взятые со стенда, где краем глаза прочитала следующее: «существует массовое незнание истории и сознательное использование этой исторической безграмотности со стороны Ирины Александровны». Немало заинтересовало, кто же это решил уличить легендарного директора ГМИИ имени Пушкина в «сознательном использовании исторической безграмотности»? Чтение продолжила, речь шла о стремлении Ирины Антоновой» восстановить «репрессированный» Музей западного искусства». Ничто не ново под луной, Прокофьев и Шостакович – сообщалось на той же странице - «творили не по указанию Сталина, но он запретил исполнять их музыку». Даже неловко как-то и припомнить было: Прокофьев и Шостакович – лауреаты, и не одной, Сталинской премии... Пока я изучала досье автора вышеупомянутых строк: «Анна Сергеевна Колупаева, член-корреспондент РАХ…», глаза моей знакомой стали как блюдца! Так округлились. «Колупаева? Член-корреспондент РАХ???» - только и выдохнула она… Потом были случайные встречи с сотрудниками Министерства культуры, случайные разговоры. Анну Сергеевну Колупаеву – члена-корреспондента РАХ никто не признал, а вот Анну Сергеевну Колупаеву – чиновницу Министерства культуры – таким словом вспоминали, что у меня уже у самой глаза становились как блюдца. Хотя, ничто не ново под луной. Ирина Алексеевна Петрова (имя из этических соображений изменено), экс-сотрудник Министерства культуры РФ, специально для «Завтра» согласилась поделиться воспоминаниями. «ЗАВТРА». Ирина Алексеевна, беседуя, время от времени, с людьми, чья деятельность была связана с Министерством культуры РФ, лейтмотивом светских бесед оказывались два имени: Михаил Швыдкой и Анна Колупаева. Ну, господин Швыдкой – в представлении не нуждается, а вот имя Анны Колупаевой известно разве что в музейных кругах. Почему до сих пор вызывает оно священный ужас? Ирина ПЕТРОВА. Аню Колупаеву я знаю с 80-х годов, ей было тогда лет 18-19 и она пришла в Управление изобразительных искусств Министерства культуры РСФСР, которым руководил совершенно замечательный человек и большой знаток своего дела, искусствовед Вера Александровна Лебедева. В тот период в музейном деле были такие яркие личности как Ирина Александровна Антонова, Ирина Александровна Родимцева и Вера Александровна Лебедева, которая о музеях в России знала всё. Вера Александровна была, конечно, личностью, очень знающий был человек, Аня Колупаева была «при ней», вела себя тихо, подавала чай. «ЗАВТРА». Серая мышка? Ирина ПЕТРОВА. Да, Аня Колупаева производила такое впечатление, что её нужно было непременно жалеть. Вот сколько её помню тогда, она ходила в одной замызганной, желтой кофте, имела неопрятный вид. И многие возмущались как это при такой интеллигентной Вере Александровне Лебедевой такая странная Аня Колупаева. Лебедева приходила на заседания с целым портфелем документов, распоряжений, чтобы в выступлении своем никогда не быть голословной, и все эти документы носила тихая Аня Колупаева. «ЗАВТРА». В тихом омуте, как говорится, черти водятся. Когда произошли статусные перемены? Ирина ПЕТРОВА. В 90-х в Министерстве культуры начались пертурбации. Вера Александровна в силу семейных обстоятельств, в силу возраста не могла продолжать руководство. К тому времени министром культуры стала Наталья Леонидовна Дементьева, до этого в Петербурге она возглавляла музей «Петропавловская крепость», и как говорили, Дементьева терпеть не могла Лебедеву. Был создан самостоятельный Отдел музеев, начальником которого Дементьева назначила Колупаеву. «ЗАВТРА». С чем связан тот факт, что Наталья Леонидовна Дементьева долго в кресле министра не продержалась? Ирина ПЕТРОВА. Дело в том, что Наталья Леонидовна Дементьева знала лишь музейный мир Петербурга, этот тонкий закрытый мир. Но она не знала Москвы, тем более, не знала провинции, театральный, музыкальный мир тоже был для неё далёк. Швыдкой работал заместителем министра с 1993 года, уже знал «ходы-выходы», и надо ли удивляться, что, как говорили в министерстве, Швыдкой Дементьеву и подставил. Министру культуры предложили посреди года перевести музыкальные, театральные коллективы с государственного на муниципальный уровень финансирования. В момент поднялась волна возмущения, в министерство пошли письма негодования от губернаторов, мэров, эта волна и смела Дементьеву с поста министра культуры. «ЗАВТРА». Профессиональная интрига! Швыдкой получает портфель министра культуры! Ирина ПЕТРОВА. В 2000-м году Михаил Швыдкой стал министром культуры. И что он, хитрый Швыдкой, делает? Проводит реструктуризацию министерства. Приводит в министерство финансиста Малышева, с его помощью начинает реорганизацию департаментов. И, что важно, теперь каждый департамент начинает получать свое отдельное финансирование. Бюджет министерства культуры – терра инкогнита, каждый «танцует» из бюджета своего департамента. Разделяй и властвуй. «ЗАВТРА». Какое место занимает Анна Колупаева? Ирина ПЕТРОВА. Отдельное. Под её начало попадают не только музеи, но и передаются полномочия ведения кадровой политики: назначения директоров федеральных музеев, представление разрешений на выдачу из фондов музеев музейных предметов для вывоза за рубеж на выставки, а также, насколько известно мне, огромные суммы федеральной целевой программы «Культура». «ЗАВТРА». Краем уха я слышала, что она сразу же ярко заявила о себе. Ирина ПЕТРОВА. Да, в году, наверное, в 1996-м, под её началом был разработан, а впоследствии принят закон «О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Этот закон до сих пор является камнем преткновения для работы музеев. Дело в том, что он перевернул порядок юридического оформления музейных предметов, но не создал инструментов для реализации оформлений по-новому. Гигантские деньги были выделены для создания Государственного каталога учета музейных ценностей. Каталог так и не был создан. В противовес независимой общественной международной организации ЮНЕСКО – Международный Совет музеев Колупаева создала структуру Союз музеев России, которую возглавил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Следующим шагом в работе стало продвижение всевозможных «АУ» - автономных управлений, которые она стремилась внедрить повсеместно, сея панику в культурных учреждениях. Автономно от государства должны были теперь содержаться музеи, театры, библиотеки. И к этой идее Колупаевой отнеслись как к очередному бреду. Надо ли говорить, что на должность директора Музея декоративно-прикладного искусства она поставила даму, кто занималась птицефабрикой, мясной промышленностью… Кроме того, прошел слух о том, что Колупаева не прочь выпить, и как бы с неё взятки гладки. «Чего тогда Швыдкой её держит?» - спрашивал разве тот, кто был не посвящен: Колупаева занимается личными поручениями Швыдкого. «ЗАВТРА». Личные поручения оставим в стороне. Складывается впечатление, что скандалы преследовали Анну Колупаеву. Ирина ПЕТРОВА. С именем Колупаевой громкие скандалы стали связываться один за другим. То скандал в Суздале. Колупаева приказала Алисе Ивановне Аксёновой, известнейшему, заслуженному-перезаслуженному директору музея-заповедника, Герою труда продать или передать кому-то часть территории. «Ни за что!» - ответила Алиса Ивановна. «Тогда мы вас увольняем», - так стали пересказывать эту историю в министерстве. И как будто бы Колупаева уже подготовила приказ об увольнении, но за Алису Ивановну вступилось влиятельное лицо». Вся музейная общественность переполошилась тогда! Потом был большой имущественный скандал, связанный с Рязанским Кремлем. «ЗАВТРА». Скандал – локомотив пиара, медийность – защитная броня. Ирина ПЕТРОВА. Колупаева возглавила Департамент культурного наследия, художественного образования и науки Федерального Агентства по культуре и кинематографии. Её не трогали, о ней говорили, как о члене «семьи» Швыдкого. «ЗАВТРА». Действия Швыдкого усиливали скандальную известность. Ирина ПЕТРОВА. Скандал с Бременской коллекцией, которую он хотел вернуть Германии. Скандал с ГИТИСом, целая кампания была развернута против ректора Марины Хмельницкой, её так любили и уважали в институте, чтобы привести Шерлинга, но тут даже студенты взбунтовались против «швыдковского» назначенца. Потом поток скандалов, связанных с Большим театром. О миллиардах, что «закапывали» под землю, только ленивый тогда не говорил и с этими миллиардами только ленивый не связывал имена Швыдкого и его ставленника в Большом театре Иксанова. Потом прогремел скандал с Филиным и Цискаридзе. В итоге Швыдкого перевели на другую должность, министром культуры стал Авдеев. «ЗАВТРА». Ирина Алексеевна, в этом захватывающем действе пропало время, когда министерство возглавил Александр Сергеевич Соколов! Единственный, кто совершил попытку выступить против Швыдкого, как министра культуры, и быстро за то поплатился. Ирина ПЕТРОВА. Дело в том, что Александр Сергеевич Соколов существовал параллельно со Швыдким. Соколов возглавлял Министерство культуры, а Швыдкой - Федеральное Агентство по культуре и кинематографии. Такое было разделение, что Министерство культуры должно было составлять культурную политику, а все деньги, финансирование на эти программы, должен был финансировать Швыдкой, Агентство то есть. И тут начался шабаш. Швыдкой, Малышев, Колупаева проваливали программу за программой Соколова. Валили министра культуры со страшной силой, а деньгами распоряжались, как хотели. Если бы Следственный комитет, Счётная палата в тот период занялись бы деятельностью Федерального агентства по культуре – говорили в министерстве, - сидели бы все! Эта внутренняя «кухня» хорошо была видна в министерстве культуре, но она не были видна, конечно, ни Шойгу, ни Путину. «ЗАВТРА». Что стало с агентством после прихода в министерство господина Авдеева? Ирина ПЕТРОВА. Федеральное агентство по культуре и кинематографии соединили с Министерством культуры, и министром культуры стал как раз Александр Алексеевич Авдеев. Отступные Швыдкому – он стал советником Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, ему отдали ДК имени Горбунова, за ним остался Попечительский совет Большого театра, кафедра в ГИТИСе, кафедра в Московском университете, передачи «Культурная революция» и «Приют комедиантов» на телевидении… пальцев рук не хватит для перечисления отступных. Так что можно сказать, ничего не изменилось. «ЗАВТРА». Отразился ли переход Швыдкого на другую должность на карьере Анны Колупаевой? Ирина ПЕТРОВА. Колупаева задрожала. Раньше-то её терпели только потому, что деваться некуда было, она – человек Швыдкого. Она была, конечно, мастером интриг, сталкивания людей друг с другом, у неё конфликты были практически со всеми, кроме Пиотровского. И самое главное, что её отличало, так это психология чиновника-хама. Часом торжества для неё был глумление над другими. Колупаева ввела в министерстве такую практику. Вызывала к себе к девяти-десяти часам утра, люди приезжали из Питера, из Вологды, из разных-разных городов. Они сидели в её приемной, она проходила мимо, смотрела на всех свысока и не принимала. А если кто не являлся на прием, того она могла уволить. Просто позвонить губернатору от Швыдкого, как мне рассказывали, и сказать: этого человека надо уволить. Так люди, чтобы попасть на прием стали придумывать подарки для Колупаевой. К подаркам относилась весьма избирательно… «ЗАВТРА». И вот Швыдкой ушел из Министерства Ирина ПЕТРОВА. И Колупаева начала искать себе место в музеях, но каждый музей старался всеми силами от неё откреститься. Тогда она решила стать заведующей кафедрой музейного дела в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ), есть такая организация при Министерстве культуры. Новость ужаса нагнала на всю Москву! Она подала заявку в АПРИКТ, и как будто кабинет себе уже организовала. Ректор академии провел процедуру назначения по всем правилам законодательства, то есть внес кандидатуру Колупаевой на голосование. Так вот, все преподаватели, которые раньше просто на полусогнутых ногах проходили мимо кабинета Колупаевой, все проголосовали против. Ни один человек не проголосовал за то, чтобы Колупаева появилась в АПРИКТе! Она стала грозить: «Сговор! Саботаж! Вернусь в министерство, вы у меня узнаете!» Настаивала на том, чтобы работала уже простым преподавателем, но и преподавателем в АПРИКТ её не взяли. И Колупаева, как говорят, «залегла». «ЗАВТРА». История достойна кисти Айвазовского! Ирина ПЕТРОВА. Худших времён, чем времена Швыдкого-Колупаевой никто не знает. Что с ней стало?- никто и не заикался об этом. И вдруг шорох прошел по всей России! Однажды мне позвонили: - Хочешь новость? Хочешь упасть со стула? - Что случилось? - спрашиваю. - Ты знаешь, где Колупаева? - В тюрьме? - В Администрации Президента!!! http://zavtra.ru/content/view/ni-chto-ne-novo/ | |
Категория: Культура | Просмотров: 685 | |