Министерство культуры РФ подготовило законопроект, который запрещает прокат фильмов, в которых министерские чиновники заметят пропаганду терроризма, экстремизма или наркотиков. Также ведомство вводит рейтинговую систему для фильмов, аналогичную действующей за рубежом. Минкульт предполагает, что под запрет должны попасть и те фильмы, в которых рассказывается о запрещенных Минюстом организациях. Этот закон автоматически запретит в стране серьезную «политическую» документалистику и большинство художественных картин, кроме семейных мелодрам, оказались солидарны зрители и кинематографисты. На сайте Минэкономразвития накануне был обнародован законопроект, подготовленный Минкультуры «О классификации фильмов и регулировании их проката и показа», подготовленный Министерством культуры Российской Федерации». Проект постановления был подготовлен во исполнения требований закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В соответствии с ним фильмы, предназначенные к массовому показу на территории России, должны проходить обязательную классификацию, но ее проведение закон не регламентирует. Проект Минкультуры уточняет классификацию и ее правила. По ее итогам уполномоченный орган должен будет выдать прокатное удостоверение, в котором будет указана возрастная категория фильма. Ранее такие сведения носили рекомендательный, а не обязательный характер. Данные о прокатном удостоверении вносятся в единый реестр. Без удостоверения фильм на территории России не может быть пущен в массовый прокат. Исключение составят только фильмы, участвующие в программе международных фестивалей: им получать прокатное удостоверение не нужно. Среди прочего правительство предлагает запретить к широкому показу фильмы, содержащие упоминание о запрещенных судом организациях: «если фильм содержит информацию об организации, включенной в перечень объединений, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Как говорится в «Правилах оформления и выдачи прокатных удостоверений на фильмы»: «Уполномоченный орган может отказать заявителю в выдаче прокатного удостоверения в случае, если фильм содержит сцены, содержащие призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, другую экстремистскую деятельность, а также сцены, пропагандирующие культ насилия и жестокости». Кроме того, помехой для проката станет и содержащаяся в фильме «информация о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сцены, пропагандирующие какие-либо преимущества использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». «В законе уже есть статьи, ограничивающие репертуар кинофильмов, разжигающих национальную рознь. Мне кажется, этого достаточно», – цитирует «Газета.Ru» высказывание продюсера Сергея Сельянова. «Министерству культуры, наверное, спустили сверху указание о деятельности по борьбе с экстремизмом и теперь они должны отчитаться. Вот и высасывают из пальца всякую ахинею», – заметил юрист правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Если следовать логике чиновников Минкультуры, то в легальный прокат в стране не имеют шансов попасть большая часть «серьезного» мирового кино: как поднимающего остросоциальные темы, так и просто не назидательного. Скажем, стерильный «Оружейный барон», где «негодяйство» героя Кейджа – торговца оружием, показано очевидно даже для детей, 100% попал бы в кинотеатры, на телеэкраны или в DVD-тираж. А уже «Бойцовский клуб» шансов не имеет. Еще более двусмысленной оказывается ситуация с картинами о «террористах». Любопытно, посчитали бы критики от Минкультуры фильмы «бондианы» пропагандой террористической организации «СПЕКТР»? Кроме того, отношение к «экстремизму» и «терроризму» меняется от страны к стране, от десятилетия к десятилетию. Те же европейские «Красные бригады» и «Фракция Красной Армии» считались на Западе террористами, но в СССР воспевались как «борцы с капитализмом». Че Гевара в глазах его «западных» современников из истеблишмента был всего лишь террористом и наемником, кем-то вроде «романтичного бен Ладена». В этой связи непонятно, как оценили бы по новым критериям культчиновники биографический фильм Стивена Содерберга «Че». Возможно, что ревизии подверглась бы и советская киноклассика, вроде «Неуловимых мстителей» (кстати, там и кокаин присутствует в кадре). Очевидно, что не прошел бы цензуру и культовый фильм «Святые из Бундока», в котором два брата-ирландца, истовые католики с молитвами зачищают городок от мафиози и всех, кто мешает обществу. Эта картина слишком напомнила бы цензорам истории о «новых партизанах», «синих ведерках», «Войне» и проч.. Помимо художественных допущений, пункты законопроекта недвусмысленно вводят запрет на «гражданскую документалистику», запрещая режиссерам касаться остросоциальных проблем. То есть, следуя букве будущего закона, не могут быть сняты картины о националистах, НБП, религиозных деятелях – даже если это будет беспристрастное режиссерское расследование. Впрочем, этим документ от Минкульта только законодательно фиксирует уже сложившуюся недобрую традицию. Характерным примером может стать картина Павла Бардина и Петра Федорова «Россия-88». Фильм о наци-скинхедах дебютировал на Берлинале-09, где произвел сенсацию: как одно из немногих кинематографических высказываний из России, несущее не гламурный образ «великой державы», а как социально-ответственное кино. Острая проблематика и ряд провокационных моментов в самой картине (финансовые отношения с «патриотическими чиновниками», разгром торговых точек по милицейскому «заказу» и проч.) вызвала сильное сопротивление картине в России со стороны официальных инстанций. В РФ его так и не допустили в прокат, авторы смогли показать фильм лишь на нескольких фестивалях. Зато почти два года судились с цензорами от правоохранителей, которые в разных регионах пытались признать критический фильм о неонацистах «экстремистским». Следующий фильм Бардина и Федорова «Гоп-стоп» также попытались признать экстремистским. Чиновники увидели в комедийной истории о двух хулиганах из Нижнего Верхолуйска отсылки к «приморским партизанам». И осквернение «святого» в кадрах с Путиным, который вылезает из вертолета «и машет всем ручкой», аки добрый царь в финале сказки. «В нашей стране политика касается всего – музыка это, кино или еще что-то, – любой проект, который пытается отождествиться с реальностью, становится политическим. Произнеся любое более-менее вменяемое высказывание, становишься оппозиционером. Это глупо и смешно», – удивляется в интервью журналу «Афиша» режиссер и актер Петр Федоров, соавтор «России-88» и «Гоп-стопа». – «Знаете, где цензура? Ни у кого никаких мыслей не возникает – вот вам и цензура»… © 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0 |