Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 06.10.2024, 10:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта


13:33
Монополизм в нефтетопливной отрасли как тормоз экономического развития России
За 2009 год цены на бензин в России выросли на 8% (фактически на уровне инфляции). В то же время цены на нефть колебались вокруг отметки в 60 долл. и были более чем в два раза ниже, чем годом ранее. Т.е. при значительном падении стоимости нефти бензин постоянно дорожал.
Этот российский феномен объясняется одним словом – монополизм. Монополия означает превалирование на рынке одного продавца или производителя, что дает ему исключительное право распоряжаться ресурсами. Когда на рынке правила устанавливает монополист, то давление на потребителей и потенциальных конкурентов кратно возрастает и, соответственно, он получает максимальный доход.
Парадоксальность ситуации на топливном рынке России состоит в том, что номинально существует достаточное количество рыночных субъектов, а политику ценообразования диктует монополия.
В ходе приватизации нефтяной промышленности сформировалась система, при которой одни и те же компании добывают, перерабатывают нефть и продают продукты ее переработки. В результате получился не конкурентный, а монопольный рынок.
Крупнейшие НПЗ включены в цепочку ведущих компаний нефтяного сектора. Таким образом, структура, которой принадлежит завод, поставляет на него исключительно собственную нефть, отсекая конкурентов. Одновременно вертикально интегрированные компании (ВИНК’и) скупают автозаправочные станции, принадлежащие мелким фирмам, которые, по сути, удушаются с помощью умышленного завышения для них оптовой отпускной цены. «Своим» АЗС бензин поставляется по приемлемой цене.
В настоящее время почти все нефтеперерабатывающие заводы вошли в состав ВИНКов, что ведет к постепенному вымиранию малых и средних фирм и дальнейшему наращиванию монополизма.
Себестоимость добычи тонны российской нефти находится на уровне 20 долл. Развитые страны покупают ее гораздо дороже (до десяти раз). Однако бензин на отечественных заправках дешевле европейского максимум в два раза, но благодаря «заботам» монополистов цены скоро сравняются, и Россия пойдет в отрыв.
Нефтяные компании в своей деятельности на территории России не брезгуют прибегать к ценовому сговору. Только в 2009 году ФАС неоднократно уличала их в намеренном изъятии топлива из обращения ради искусственного разогрева цен на бензин. Требовала от большой четверки (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Роснефть», «Газпром нефть») пересмотра политики формирования оптовых цен, пыталась привлечь ВИНК’и к ответственности за ценовые сговоры. Однако практически все судебные иски завершались в пользу монополистов.
Высокие цены на бензин представляют собой начало цепочки роста инфляции. Возрастает стоимость перевозки грузов и пассажиров, что влечет за собой увеличения стоимости товаров и услуг. Простое повышение цены бензина на 50% автоматически ведет к удорожанию продуктов питания на 30%. [В сельском хозяйстве стоимость продукции на 70% зависит от цен на топливо].
При высоких ценах на бензин многие предприятия сухопутного транспорта становятся убыточными. Усиливается негативное влияние на развитие чуть живого отечественного автопрома – при виде ценников на бензин желание приобрести машину у многих исчезает.
Попытки заставить нефтяников продавать топливо на биржах для сбивания цен, результата не приносят. Число сделок минимально, несмотря на то, что по антимонопольному законодательству они обязаны сбывать часть продукции именно на бирже. Однако сейчас там распродаются лишь остатки от заключенных долгосрочных контрактов.
Проблемы отрасли связаны еще и с тем, что Россия экспортирует в сыром и «полуфабрикатном» виде три четверти добываемой нефти. В результате для обеспечения внутреннего рынка и предотвращения дефицита приходится увеличивать добычу. Технологии переработки нефти в конечный продукт крайне неэффективны, однако компании над этим не задумываются, а продолжают «гнать нефть», до предела эксплуатируя доставшееся в наследство от Союза оборудование, которое в любой момент может вызвать масштабные экологические катастрофы. [В США, где глубокая переработка нефти является нормой, из тонны нефти получают 440 литров бензина, в России - всего 140].

***
Проблема, сложившаяся на топливном рынке и в нефтяной отрасли в целом, не может быть решена без «воли верхов».
Прежде всего, речь должна идти о жестком пресечении своеволия монополистов и создании нормальных условий для малого и среднего бизнеса, для начала хотя бы в сфере продаж топлива. О введении запретительных мер для ведущих ВИНК, льготных цен для сельхозпроизводителей, перевозчиков грузов, необходимых для жизнеобеспечения государства и населения и пр.
В то же время ужесточение налоговой политики, что сказывается, прежде всего, на конечном потребителе, может лишь усугубить проблемы отрасли.
Позитивную роль могла бы сыграть выработка формулы формирования справедливой цены на бензин, что позволило бы сделать процесс изменения стоимости более прозрачным и предсказуемым.
Однако правительство устами своего главы продолжает утверждать, что качать и продавать сырую нефть гораздо выгоднее, чем «заморачиваться» с развитием современных технологий ее переработки и поставками готового качественного продукта.
Судя по таким заявлениям, вредный для экономики и грабительский для потребителя процесс в нефтетопливной отрасли прервется очень нескоро.

http://www.6buro.ru/index.php?page_id=41&g_id_1=1040&c_id_1=6081
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 574 | Добавил: rys-arhipelag