На продажу выставлен один из символов Москвы - Дворец на Яузе. Памятник истории и архитектуры предлагается купить... в личную собственность. А потом здание - изначально театра, где блистали Раневская и Орлова, - можно переоборудовать хоть в ресторан. Приобрести Дворец на Яузе предложили спецпредставителю президента по культурному сотрудничеству.
Незаметно украсть и продать большой дворец, занимающий целую площадь в столице? Миссия невыполнима. Так казалось, пока на имя Михаила Швыдкого не пришел пакет с надписью "Строго конфиденциально". В МИДе секретной почтой никого не удивишь, но тут адресата ждал шок.
"На продажу предлагается ни много ни мало легендарный дворец МЭЛЗа. Это памятник культуры! Там тени великих предков, что называется", - говорит специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Логотип аукциона Sotheby’s на обложке с бантиком. Распродажа национального достояния с молотка. Дворец на Яузе предложен в частную собственность - внимание! - официальному спецпредставителю президента России по культуре. Цинизм запредельный: зрительный зал, пишут, легко превращается в фуршетный, на 500 ртов.
"Для людей моего поколения это место, где выступал Театр Моссовета с Завадским до 59-го года, затем был знаменитый ТВ-театр на площади Журавлёва. А на самом деле это один из памятников русской архитектуры", - говорит Михаил Швыдкой.
108 лет отечественной культуры. 1904-й год - Бахрушин строит Введенский Народный дом с общедоступными театром и библиотекой. В 40-х в здание, перестроенное в стиле сталинского ампира, приходит Завадский. На этой сцене играли Орлова, Раневская, Плятт.
В 60 - 70-х - первый Телетеатр, КВНы, "Голубые огоньки", Рязанов снимает "Карнавальную ночь". 80-е - колыбель андеграунда, первые рок-концерты, премьера фильма "АССА". Режиссер Соловьев не может поверить, что все это продано и забыто.
"Все это будет очень обидно для меня, для огромного количества товарищей, друзей. Там же был Гребенщиков, Цой, Мамонов - ну все, все. И для них, для тех, кто еще жив, это будет так обидно, так грустно, так печально, если ДК МЭЛЗ исчезнет", - говорит кинорежиссер, народный артист России Сергей Соловьев.
Как ДК МЭЛЗ попал в частные руки - тайна. Ныне дворец принадлежит некоему ООО "Дворец культуры". Директор, поняв, что мы знаем о продаже, меняется в лице.
"Я по поводу буклетика могу сказать что есть договоренность с компанией, которая выпустила этот буклетик, речь идет о поиске инвесторов.." - утверждает генеральный директор театрально-концертного зала "Дворец на Яузе" Григорий Папиш.
Это неправда. Слушайте сами.
"Сотбис? Москва на проводе. (телефон из того самого буклета). О каких деньгах идет речь?" - "Речь идет о 25 миллионах долларов". – "Сколько?" - "25 миллионов долларов. Обременений там нет, вы покупаете полностью в свою собственность".
Может, ошибка? Вот же на дворце - охранная табличка. А вот справка, присланная риэлторами, - дворец чудом исчез из реестров.
Памятник архитектуры, охраняется государством. К сожалению, это не так. В Москомнаследии заявили: Дворец на Яузе, он же бывший ДК МЭЛЗ, памятником не является и никем не охраняется, новый собственник может снести все это, реконструировать, да хоть устроить под этими колоннами сауну или биллиардную, закон не запрещает.
Юридически все безупречно. Но мы нашли документы, похоже, говорящие: у истории приватизации ДК МЭЛЗ явный привкус рейдерства. 30 мая 2007 года, судя по этому свидетельству, здание было передано ООО "Дворец культуры" от ООО "ДК МЭЛЗ", ныне, конечно, несуществующего, учрежденного незадолго до этого неким ООО "Омега". А "Омега", согласно справке ЕГРЮЛ, учреждена фирмой "ЭС Группа", известной подвигами на рынке слияний и поглощений. Более чем странная схема.
"Акционирование этого здания не было проведено, я думаю, в строгом соответствии с российским законодательством, так мне кажется", - высказывает предположение Михаил Швыдкой.
Что дальше - зависит от быстроты реакции надзирающих и контролирующих органов. Успеют - спасут дворец.