Рейтер: Для человека, которого Запад бомбит уже более трех месяцев, выглядеть так спокойно, как Муамар Каддафи, пожалуй, даже неприлично. 

Его публичная игра в шахматы с главой ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым – это спектакль политического театра в исполнении блестящего ветерана. Он на вид хладнокровен, хотя его бомбят с марта, и щадить, не намерены. 

Отражая разочарование неспособностью НАТО решить дело быстро и крахом всех прогнозов на эту тему, министр обороны США недавно «наехал» на союзников, фактически обвинив их в саботаже. «Могущественнейший военный альянс в истории 11 недель не может ничего поделать с горсткой сторонников режима в малонаселенной стране, - сказал Гейтс, - а наши союзники уже жалуются, что выдохлись и умоляют США взять все на себя».
Это было сказано неделю назад, а сейчас кончаются уже не только бомбы, но и самолеты, и НАТО рискует просто не иметь возможности продолжать миссию, сколько бы Гейтс ни пугал альянс распадом и сколько бы ни терзал министров обороны генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен. Он, правда, выражает надежду, что миссия в Ливии завершится в сентябре, после второго 90-дневного цикла операций, но большинство аналитиков уверены в том, что из-за устойчивости Каддафи это всего лишь попытки выдать желаемого за действительное.

В целом, с миссией тяжелые проблемы. Некоторые союзники требуют от США включаться активнее, но и Барак Обама сталкивается с серьезной критикой в Конгрессе. Только восемь из 28 государств НАТО предоставили самолеты, остальные, - Испания, Нидерланды, Турция и Германия, - ограничились формальным участием. Норвегия недавно вообще объявила, что будет отзывать свои самолеты в начале августа, а европейский «оплот» НАТО – Британия – сообщила, что если миссия будет продолжаться после сентября, ей придется забирать ресурсы из других проектов, что, как полагают аналитики, есть намек на возможный отказ от «приоритетной» войны в Афганистане. Не лучше перспективы и у Франции: оказывается, авианосец «Шарль Де Голль» осенью придется отзывать, поскольку он выработал ресурс и нуждается в починке.


Слон в комнате 


«Уход французского авианосца, обеспечивающего 30-40% всех вылетов, станет для НАТО «слоном в комнате» (русский вариант: «полный песец»), - утверждает Тим Рипли, ведущий военный эксперт Jane's. - «Это реальная проблема для продолжения операции, если мы не покончим со всем этим к началу октября». Действительно, в таком раскладе США придется задействовать весь штат своих воздушных заправщиков, чтобы обеспечить перелеты авиации с наземных баз в Ливию и обратно, а также и возвращение в строй списанных Великобританией Harrier’s. Однако, даже если такие сложные политические решения будут приняты премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, эта программа затянется не меньше, чем на четыре месяца (до нового прихода авианосца), а это вряд ли возможно.
Во вторник признаки явного беспокойства проявило и командование НАТО.  Французский генерал Стефан Абриаля назвал ливийский кризис «странным сюрпризом» и сообщил, что «мы никак не предполагали такого критического поворота событий».

 По мнению Дугласа Барри, ведущего военного авиаэксперта Международного института стратегических исследований (Лондон), западные державы, начав в марте войну в марте, совершили ошибку. «Они ждали быстрого успеха», - говорит он. – «Они были уверены, что лидер Ливии уедет в изгнание, но когда все началось, стало ясно, что Каддафи вовсе не собирается надеть шляпу (собрать вещи) и покинуть страну. А ведь весь расчет был именно на это. Без отъезда Каддафи режим не падет, но вот он не хочет уезжать, - и как его теперь, после всего, уговаривать, если он такой упрямый? Они, готовя атаку, не учли простую вещь: Каддафи уже сорок лет стоит у руля, он прошел и огонь, и воду, его любят. А что касается бомбежек, так его уже бомбили, и этим его не удивишь, как бы нас это не удивляло».

В общем, все аналитики соглашаются в том, что – если не повезет со «счастливой бомбой», которая все-таки убьет Каддафи, - то, учитывая полную небоеспособность повстанцев и нежелание Запада высаживать сухопутные войска, Ливию все же придется делить. 
«Я не удивлюсь, если НАТО застрянет там на годы. Думаю, вероятность такого решения 50-50 или больше. На мой взгляд, конфликт будет заморожен, а Ливия де-факто разделена, причем у каждого останется та территория, где он популярен», - отмечает Крис Schnaubelt из Оборонного колледжа НАТО в Риме. – «Конечно, если Каддафи погибает, мы срываем куш, но если он выживет физически, то можете не надеяться его выкурить».

С этим мнением согласен и Марко Папик, специалист Stratfor по политическим кризисам. На его взгляд, «в европейских столицах появилось и нарастает именно такое видение окончательного решения». Более того, говорит он, «похоже, они уже не видят всю Ливию под контролем повстанцев. Им важен хоть какой-нибудь результат, а для создания видимости раскол Ливии тоже хороший итог. Это поможет предотвратить расколы коалиций, правительственные кризисы, обвал евро и так далее. Это принципиально важно политически, а сама Ливия уже не так важна и не стоит таких рисков».

Источник: reuters    Автор: Дэвид Brunnstrom

Редактирование оригинала Алистер Лион

Перевод Льва Вершинина.

 

Комментарий переводчика и политолога Льва Вершинина:

Гениальный текст. До поросячьего визга. Я ничего не хочу добавлять к хрустальному звону этого материала. Единственное, что я позволил себе, это заменить некоторые непривычные нам идиомы на привычные и слегка-слегка стилистически отредактировать текст в традиции русского перевода, чуть оживив традиционную для западных текстов сухость. Но среди вас, дорогие читатели, достаточно знатоков языка Томаса Мора,  чтобы подтвердить, что смысл каждого слова передан досконально. И еще я проверил, что представляют из себя эксперты, к которым обращались авторы статьи, и могу сообщить: мистер Барри, синьор Папик, мистер Рипли и герр Шобельи, - это таки серьезно. Если они говорят, значит, такое мнение в верхах уже не только есть НАТО, но оно уже понемногу становится определяющим.