Святая Церковь завтра воспоминает — в первый воскресный день после Вознесения Господня — святых отцов, трудившихся и подвизавшихся за православие на Первом Вселенском Соборе. А вот Евангелие, положенное на сегодня, говорит о том, как апостолы на Галилейском озере получили чудесный улов рыбы, после того, как Учитель указал им, что им нужно сделать.
Как будто бы сначала не совсем ясно, почему именно это Евангелие читается, когда Церковь вспоминает св. отцов. Но нужно помнить, прежде всего, что это чудо чудесного улова рыбы было не первое, как знают те, которые читали Евангелие. Господь дважды совершил такое чудо — один раз в самом начале Своего служения, когда Он выступил на проповедь, а потом уже после Воскресения Своего, в самом конце. Эти оба чуда должны были св. апостолов научить тому, чтобы они ни коим образом не полагались на свои силы, а только надеялись на помощь Своего Владыки Господа.
Оба раза это было так явно — и первый раз и второй раз они ловили всю ночь и ничего не поймали, и как только Господь сказал: «Забросьте сети справа от вашей лодки» (Лк. 5:4; Ин. 21:6), так они поймали чудовищно-громадный улов рыбы. Особенно, в первый раз, когда апостол Петр, потрясенный величием этого чуда, припал к ногам Спасителя и просил, чтобы Господь вышел, удалился от его лодки, потому что он грешный человек и недостоин. Господь ему ответил: «не бойся; отныне ты будешь ловить человеков» (Лк. 5:10) не рыб, а человеков. И этим уже указал на то, что это чудо имеет глубокое значение, как и второе. Апостолы убеждались на опыте, как много значит благословение и помощь свыше, они трудились честно, но их усилия ни к чему не привели. Когда они получили благословение Господне, то оба раза был чудесный богатый улов.
Св. отцы Первого Вселенского Собора были, как раз, борцы за апостольское православие, как и вообще, конечно, за единство Православной Церкви. Когда их строгие подвиги вспоминаются, Церковь как бы напоминает нам о том, что они, как преемники апостолов, в своих трудах также не могли никак опираться ни на какие учения свои, а только на помощь Господню.
Это и в жизни каждого человека: если он только на себя опирается, то это значит, что он, по выражению Святой Библии, оперся на надломленную трость (Мф.12:20), которая сломается и он упадет с нею. А когда человек целиком уповает на помощь Божию, тогда его труды бывают многоплодными. Без его трудов Господь не станет помогать — нет точки приложения Божественной силе. Но когда человек сам трудится, тогда Господь идет к нему на помощь. Так и сказано в Св. Библии. Господь говорит человеку: «Сыне, приложи твою силу, а Я приложу Силу Мою». Так и бывает, когда Божий работник трудится, целиком уповая на помощь Господню. Трудись, напрягай все силы, честно работай, но от своих трудов ничего не ожидай, если Господь не благословит и не осенит их Своим благословением и Силою Своею. А зато, когда это будет, тогда труд твой принесет плод тридцать, а то и шестьдесят, а то и сто крат, это уж как угодно будет Богу, Который благословляет человеческие дела успехом. Так или иначе, а этот пример, это назидание, которое получили апостолы, которым пользовались и святые отцы Вселенского Собора. Оно и для нас всех назидательно и одобрительно. И если тебе кажется, что ты трудишься бесплодно — не унывай! Господь силен в любой момент благословить твой труд и подкрепить его Своею Силою и тогда ты сам увидишь, как много значит святое и действенное Божие благословение. Аминь. |