Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 22.10.2021, 20:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4069

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


11:16
НЕНУЖНЫЙ ЖЕМЧУГ ДЛЯ РОССИИ. О ГОУ ЦО №1804 "Кожухово"
Я знаю, чиновников, особенно у нас в стране, победить нельзя. Но приструнить-то можно эту вконец зарвавшуюся, обнаглевшую, потерявшую стыд и совесть многотысячную рать! Иначе все указы и постановления верховной власти государства изначально становятся лишь декларацией. Проще - словами на бумаге. Потому что сегодня любой маленький начальник может по-барски распоряжаться судьбами людей, подчиненных ему, более того, порой даже разрушительно влиять на важнейшие процессы, связанные с будущим Отечества. В данном случае имею в виду ОБРАЗОВАНИЕ.

Кому не известна басня И.А. Крылова о том, как петух, роясь в навозной куче, нашел жемчужное зерно и вопросил: "К чему оно?"

События, развернувшиеся в нынешнем учебном году в связи с попытками Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы (далее ЮВОУО) разрушить уникальную модель антикризисного образования ГОУ ЦО №1804 "Кожухово" (кстати, единственное общеобразовательное учреждение столицы, получившее статус "Жемчужина российского образования 2009"), подтверждают, что классика никогда не теряет актуальности.

Ни для кого не секрет, что разразившийся экономический кризис для одних бедствие, а для других - рог изобилия. Возможно, мне возразят, а, чего, мол, можно взять с вечно нищего образования?! О-о, погодите, еще как можно, но даже если не взять, то уж жизнь-то испортить педагогам, ищущим правду, закон и справедливость, очень даже реально. Это только присказка - "сказка" впереди…

Так в Юго-Восточном управлении образования недавно назначенный (к слову, с поста заместителя главы управы) начальник МИТРЮК ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА, явно желающая угодить новому руководству, рьяно взялась за совершенно незнакомое ей дело. Начала с "великого почина", приказав подчиненным исполнить приказ: школам урезать финансирование. Ведь причина, что и говорить, уважительная - на дворе кризис.

Посему, в частности, Центру образования №1804 "Кожухово" окружное управление заявило: "Смету, полагающуюся по нормативу на 2009 год, мы вам не утвердим". И уменьшают объем финансирования на 20 млн. рублей.

Администрация Центра "Кожухово", естественно, начинает сопротивляться, подписывает смету с разногласиями и атакует вышестоящую организацию вполне законным вопросом: "Зачем же тогда по всей стране вводился принцип нормативно-подушевого финансирования, если его можно вот так легко и безнаказанно игнорировать?"

Драматизм ситуации заключается в том, что при всей очевидности факта ущемления прав Центра на установленное Правительством Москвы для такого типа образовательных учреждений финансирование, отстоять свои законные требования педагоги практически не могут. Причина очень проста. Статья 278 ч.2 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность расторжения договора с директором по решению Учредителя. Это означает, что без какого-либо объяснения причин Учредитель (т.е. ЮВОУО) может расторгнуть договор с директором, осмеливающимся отстаивать права своей школы, в 24 часа.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Сия статья, что дамоклов меч над головами директоров школ, поэтому они, в большинстве своем, предпочитают отказаться от своих прав, дабы не потерять должность. Тем не менее, вопреки столь грозным аргументам, нашлось образовательное учреждение, не побоявшееся занять гражданскую позицию.

Чем же оно отличается от других?

Тем, что это первое и пока единственное в России государственно-общественное учреждение образования, созданное родителями для своих детей в полном соответствии со статьей 2 Закона РФ "Об образовании", провозглашающей принципом государственной образовательной политики "демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений".

Впервые родители сами спроектировали его, многие из них, получив второе (педагогическое) образование, стали учителями, избрав из своей среды директора и администрацию, сформировав уникальную систему общественных советов, позволяющую реализовать свои законные права на участие в управлении каждому ученику, родителю и педагогу. Могут ли в таком учреждении, где в первую очередь защищаются интересы учащихся (родители иначе не могут), позволить себе молчать, если выделенное законом на нужды образования детей финансирование не доходит до них в полном объеме? Конечно, нет! Потому-то родители постоянно поднимают вопросы, связанные с защитой прав детей, формируя у них гражданское самосознание личным примером. Потому-то выборная администрация не может себе позволить занять страусиную позицию, не может не защищать права ребят, даже под угрозой лишения должностей. Потому-то Центр образования №1804 "Кожухово", модель которого построена на авторских методиках, разработанных учительской династией Курбатовых, 20 лет демонстрирует не только уникальные достижения в области качества образования, но и выдающиеся результаты в области гражданского воспитания.

Вот простой, но показательный пример. Общеизвестно, что длительное время в Москве практиковался сбор денег с родителей на охрану. При этом, оплачивая охранные услуги, родители, несмотря на заявление о построении рыночной экономики, не могли "заказывать музыку". Тендер или конкурс среди охранных фирм проводил только Департамент образования города Москвы. Эта же организация и определяла, услуги каких фирм будут оплачивать родители школьников. Все возмущались столь демонстративным нарушением закона. Но только один директор Центра "Кожухово", заслуженный учитель РФ Курбатова Л.А., подписала обращение в Генеральную прокуратуру РФ. А в итоге, с текущего учебного года родители московских школьников больше не платят деньги за охрану. Все учащиеся этого Центра получили урок гражданского мужества. Родители, обратившиеся к выбранной коллективом администрации, получили от нее поддержку и с помощью прокуратуры сумели защитить не только свои права, но и всех учащихся города Москвы. Только так можно воспитать уважение к Закону! Только так можно выполнить задачу, поставленную в Концепции модернизации российского образования, воспитать новое поколение молодежи, "способное не только жить в правовом государстве и гражданском обществе, но и создавать их". К слову, необходимо заметить, что в некоторых регионах незаконная практика сбора денег с родителей за охрану продолжается во многом потому, что там нет таких принципиальных, умеющих отстаивать Закон директоров школ, как Людмила Курбатова. Более того, неоднократно органы прокуратуры подтверждали обоснованность ее заявлений о том, что ЮВОУО нарушает требования действующего законодательства, уменьшая финансирование. Такая "несговорчивость" дается Центру не легко. "Строптивое" образовательное учреждение пытаются на протяжении многих лет привести к покорности тотальными проверками, которые отнюдь не всегда проводятся на законном основании. Но разве можно запугать родителей, которые защищают права своих детей? Многие после административного прессинга неоднократно попадали на больничную койку. Но снова становились в строй и продолжали начатое дело, потому что результаты доказывают, что оно того стоит.



"НАША НОВАЯ ШКОЛА”

Авторская модель образования Андрея Курбатова полностью отвечает требованиям Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Судите сами.

Центр образования №1804 лауреат конкурса "Школа России - 2008", четырежды лауреат российского конкурса "Школа года", лауреат Конкурса инновационных социальных технологий в номинации "Образование", призер Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат конкурсов "Москва на пути к культуре мира", "Растим патриотов России", победитель конкурса "Лидер в образовании - 2001". Ему присвоено звание "Академическая школа", присужден Грант как лучшему общеобразовательному учреждению по информатике и применению информационных технологий. Центр с 1999 года является участником проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО", награжден дипломами "Школа мира" - 2002-2008, медалью "За вклад в реализацию идеалов мира, провозглашенных ООН" к 60-летию миротворческих операций ООН и Орденом Мира.

Педагогический коллектив Центра образования № 1804 "Кожухово" награжден грамотами Департамента образования города Москвы за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи; за высокие результаты инновационной деятельности. За успехи в здоровом развитии подрастающего поколения коллектив так же награжден Почетным дипломом Национального Комитета "Интеллектуальные ресурсы России". А по результатам спортивно-оздоровительной работы получена грамота от Правительства Москвы за лучшие достижения по физической культуре и спорту.

Среди педагогов Центра образования 5 заслуженных учителей России, 22 отличника просвещения и почетных работника общего образования, 13 лауреатов конкурса "Лучшие учителя России", удостоенных премии Президента РФ, и 17 лауреатов конкурса "Грант Москвы", удостоенных премии мэра города Москвы. За подвижничество в совершенствовании системы образования и большой вклад в развитие социокультурной сферы педагогический коллектив отмечен благодарностью префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы и занесен на Доску почета. А в 2009 году Центр стал лауреатом Всероссийского профессионального конкурса "Инноватика в образовании", проходившего в рамках Российского образовательного форума 2009, получил сертификат качества за инновационную разработку "Антикризисная модель образования" и удостоен звания "Жемчужина российского образования".

Зарубежные наблюдатели, присутствовавшие на Всероссийской выставке в Сокольниках, проявили колоссальный интерес к антикризисной модели образования и сразу же пригласили авторов на III международный симпозиум, посвященный вопросам создания единого мирового образовательного пространства. Участники симпозиума высоко оценили перспективность такой антикризисной модели и выступили с инициативой организации Всемирного форума "Новый шелковый путь", посвященного вопросам совершенствования и распространения новой парадигмы и антикризисной модели образования.



НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ "СУДИЙ”

Таковы вот результаты. Но это, вопреки стараниям ЮВОУО дискредитировать Центр "Кожухово", помешать ему занимать первые места на конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, только подчеркивает значимость существующей курбатовской модели. Да что там скрывать, неоднократно искусственно создавались ситуации для того, чтобы лишить учащихся Центра побед в самых различных конкурсах. Обидную и явную несправедливость взрослых "судей" родителям пришлось объяснять своим детям: "Если Президент России признает, что мы не смогли пока победить коррупцию, то вы должны учиться так, чтобы даже подкупленные противниками судьи не могли лишить вас победы". И слова родителей восприняли ребята, да так, что ежегодно число побед в творческих конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях в 7 раз превышает число учащихся! Подчеркиваю, РЕЗУЛЬТАТ, ранее в мировой практике не встречавшийся.

А, чтобы не быть голословной, насколько серьезное оказывается давление на Центр, приведу один наглядный пример с организацией ЮВОУО смотра-конкурса военно-патриотических клубов округа в 2009 году. За два дня до конца соревнований главный судья Севастьянов Ю.Ф. (заместитель начальника ЮВОУО) посетил Центр "Кожухово" и объявил, что его учащиеся выдвигаются на городской этап конкурса. А далее, как в кино: когда команда ЦО №1804 строем стала выходить с территории школы №1420, где проводился конкурс, на конкурсантов неожиданно напала команда школы №488. Напала организовано и профессионально - по 3 человека на одного, сбивали с ног и били ногами по голове… Тот самый господин Севастьянов Ю.Ф., заявивший о выдвижении команды ЦО №1804 на городской этап конкурса, наблюдал за этой сценой и… ругал завуча школы №1420 (на территории которой произошло зверское избиение) за то, что та вызвала милицию. И тем самым, выходит, вынесла сор из избы управления образования ЮВАО столицы.



ПОБИЕНИЕ ДЕТЕЙ

Увы, приезд милиции не привел к урегулированию ситуации. Доблестные стражи порядка, смею предположить, в угоду местным властям, вопиющее хулиганство (за что, насколько мне известно, есть статья) всеми способами пытаются представить ОБОЮДНОЙ дракой, в которой никто не виноват… Оригинально, не правда ли?

Родители, пытаясь защитить интересы детей, оплачивают юридические услуги фирмы "ПМК-профи", взявшейся за составление гражданских исков к ЮВОУО и сопровождение их в суде. Но как только претензии поступают в ЮВОУО, происходит событие, достойное боевиков, повествующих о борьбе честных граждан с мафией: юридическая фирма внезапно исчезает, ее сотрудники перестают отвечать на телефонные звонки, и родители со своими исковыми заявлениями оказываются в подвешенном состоянии. Одновременно, ОВД "Выхино", в упор не замечая жалобы родителей, долго и упорно отказывается возбуждать уголовное дело по факту избиения детей. Наконец, под давлением прокуратуры дело все-таки возбуждается. Но, несмотря на очевидную простоту (списки всех участников соревнований точно известны, в том числе, команды, напавшей на учащихся ЦО №1804), опознаний и других следственных действий не проводится. Тем временем старшеклассники, участвовавшие в нападении, благополучно оканчивают школу и получают возможность исчезнуть из поля зрения следствия.

В настоящее время уголовное дело по факту избиения учащихся по запросу Люблинского гражданского суда направлено туда из ОВД "Выхино". В тот самый суд, в который обратилась бесследно исчезнувшая фирма "ПМК-профи". Родительский комитет попросил генеральную прокуратуру помочь разыскать исчезнувшую фирму, но ответа пока не получил.

В процессе развития описанных выше перипетий, бывший замглавы управы, а ныне начальник ЮВОУО Людмила Викторовна Митрюк, пользуясь правами непосредственного начальника, приехала в Центр "Кожухово", чтобы побеседовать с детьми, пострадавшими от нападения. Нет-нет, не из-за гуманных соображений, не для выяснения истинных причин, что было бы справедливо и правильно в данной ситуации. Наоборот, в разговоре она очень старалась убедить ребят отказаться от защиты своих прав в суде. За это, в знак, то ли благосклонности, то ли поощрения, обещая… устроить им встречу с нападавшими. Ни много, ни мало, а затем, чтобы стороны пожали друг другу руки… Да, уж, Макаренко отдыхает! Встретив, мягко говоря, непонимание со стороны детей, при этом еще и пожелавших узнать, за что и по чьему указанию их избили, госпожа Митрюк снова нашла потрясающий педагогический ход, приведя им в пример случай из своей жизни. Случай, надо признать, выдающийся, вернее, из ряда вон выходящий. Оказывается, уважаемая Людмила Викторовна получила пощечину, и не от абы кого, а от самого ветерана Великой Отечественной войны! Что ж, это многое объясняет. Тем не менее, она благородно не стала подавать на ветерана в суд!!! Экая доблесть, однако! А может дело совсем в другом: изначально проигрышный процесс получался, где стыда не оберешься?! Дети резонно возразили, что они получили не пощечины, а серьезные травмы, и не от ветеранов ВОВ, а совсем от другой категории граждан. Госпожа Митрюк, не добившись успеха, оттого разгневавшись, заявила, что считает делом своей чести, вместе со следственными органами, доказать - "кожуховцы" сами виноваты! И чтобы они навсегда запомнили, чем оборачивается попытка прибегнуть к защите закона. Может такие угрозы - эталон для всех заместителей глав управы в беседах с населением, но вот для начальника образовательного учреждения, мягко говоря, очень некрасиво, совсем нехорошо.

На таком фоне не мудрено, отчего такие разные позиции занимают стороны. У родителей - стремление воспитывать уважение к Закону и действовать по Закону; у начальника ЮВОУО, нашедшей понимание у некоторых сотрудников милиции - сформировать недоверие и даже страх по отношению к Закону, а решать все вопросы "междусобойчиком".

Центр образования обратился с жалобой в Департамент образования города Москвы на некорректные действия Митрюк Л.В., допустившей явные и грубые нарушения профессиональной этики. Коллектив возмутило то обстоятельство, что бывшая заместитель главы управы позволила себе давать негативные оценки учителям в беседе с учащимися… Однако Департамент "не усмотрел" в действиях г-жи Митрюк нарушения служебной этики. И это не первый случай такого отношения к жалобам родителей, педагогов и администрации. Почему? Неужели примитивный шаблон: пресловутая честь мундира? С другой стороны, да какая там честь, вернее предположить, что чиновник чиновника видит издалека, отсюда - круговая порука… А может причины такой реакции легче понять на примере вскрытых прокуратурой города нарушений при проведении конкурса на организацию питания учащихся школ?!



НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ КОНКУРС

Руководство ЮВОУО, опять, вопреки действующему законодательству, взяло на себя процесс организации конкурса, допустив ряд серьезных нарушений. Однако, как всегда, только ЦО №1804 "Кожухово" пожаловался на нарушение своих прав и на то, что руководителей образовательных учреждений принуждают подписывать противоречащие закону документы. Проверка прокуратуры подтвердила многочисленные нарушения, однако СНОВА Департамент образования города никаких мер к г-же Митрюк Л.В. не принял. А прокуратура вынесла представление в ЮВОУО, представление прокуратуры удовлетворено. Конечно, у учащихся, наблюдающих за процессом защиты их прав, невольно возникают вопросы: почему Департамент так лоялен к г-же Митрюк? Уж не демонстрирует ли он своим примером толерантность к нарушителям Закона? Ответа вряд ли дождутся ребята. Потому что, если органы управления образованием пользуются такими методами как "рука руку моет", то надо ли удивляться тому, что борьба с коррупцией не приносит результата?!

Особо хочу заметить, что ряд нарушений обходится упорным, стойким молчанием чиновников от образования и не подвергается проверке. Например, вопрос о принуждении администрации ЦО №1804 со стороны руководства ЮВОУО к подписанию противоречащих закону документов остался "за кадром", несмотря на наличие видео- и аудиозаписей. Так же, как и вопрос о том, почему ЮВОУО организовало конкурс на заключение контракта для обеспечения питания детей Центра только до октября месяца? Из-за этого "дальновидного" решения чиновников, естественно, возникает необходимость в проведении нового конкурса. И такое положение не только у Центра "Кожухово", но и у ряда других учреждений образования (а именно у тех, у кого годовой объем финансирования питания превышает 10 млн. рублей).

Кому выгодно проводить два конкурса в год вместо одного, ведь каждый конкурс проводится за государственные деньги? Ответ очевиден, ибо государству при этом наносится очевидный и ощутимый ущерб, а школам это тоже совсем не нужно. Значит, получается, что есть некие хитромудрые субъекты-чиновники, возомнившие из себя больших и неприкосновенных начальников, которым и верховная власть страны не указ, именно они заинтересованы в увеличении количества конкурсов, так как личная выгода налицо.

И до тех пор, пока не приструнят зарвавшихся чиновников, обкрадывающих государство, прикрываясь экономическим кризисом ловящих рыбку в мутной воде, а начальник ЮВОУО госпожа Митрюк, отмеченная пощечиной ветерана ВОВ, будет разъезжать на самой дорогой иномарке, одновременно урезая школам финансирование и увеличивая количество конкурсов, кризиса нам не остановить. А наша молодежь будет стремиться получить профессии менеджера, экономиста и юриста и никогда не будет стремиться стать учителями, потому что финансирование, выделенное государством на оплату их труда, в этом случае до них не дойдет.



ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО

А пока Людмила Викторовна Митрюк всеми силами пытается доказать, что допущенные ею нарушения Закона были неизбежны. Потому что, по ее державному разумению, директора образовательных учреждений ЮВОУО недостаточно компетентны для того, чтобы самостоятельно организовывать конкурс в соответствии с Законом. Вот так вот! Какой вердикт конкретный, однако! Только лукавит, ох, лукавит законопослушная госпожа, ибо до последнего времени (как констатировала прокуратура г. Москвы) право на проведение подобных конкурсов в столице было предоставлено одному лишь Московскому тендерному комитету. Куда директора, отнюдь не нарушая Закон, могли обратиться, чтобы организовать и провести конкурс, причем всего один раз в год, а не более.

Тем не менее, в настоящий момент ЮВОУО (читайте Л.В. Митрюк) считает, что все образовательные учреждения в преддверии проведения нового конкурса должны добровольно подписать договор о передаче своих полномочий ЮВОУО. Несмотря на наличие статьи 278 ч.2 ТК РФ, которая вызывает серьезные сомнения в таком отказе директоров школ от своих полномочий. Поэтому ЦО №1804 "Кожухово", воспитывая у своих учащихся уважение к Закону, снова прилагает все усилия, чтобы действовать в соответствии с Законом, преодолевая при этом множество препятствий, искусственно создаваемых на его пути.

Грустно. Грустно, что во все времена остается незыблемым только одно - чиновничья власть. Будь то советский строй, будь то нынешний. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, при Советах я с трудом могу представить, чтобы зав. РОНО вела себя подобным, дискредитирующим УЧИТЕЛЯ образом. Да и честно говоря, заведовали тогда народным образованием люди, имеющие высшее педагогическое образование, а не несведущие в этой области замы предисполкома. Не будем идеализировать, конечно, и там было много негатива, но не до такой же степени как сегодня! Демократы ругали коммунистов за бюрократическую машину, а сами увеличили эту самую машину в разы! Начальников разного калибра расплодилось столько, что скоро некем командовать будет. И управы на них никакой нет. Тогда чиновники любого уровня боялись, словно огня, карающий их беспощадно меч правосудия - райкомы, горкомы партии. Ибо после партийного вмешательства, можно было ставить жирный крест на своей карьере. А если, упаси Боже, то или иное дело получало огласку, да еще в СМИ, тогда стоит даже посочувствовать тому чиновнику. Карали независимо от ранга. И жестко. После одной из командировок в одну из областей, после моей заметки в 50 строк в центральной газете, был моментально снят с должности могущественный секретарь обкома партии. Даже сама не ожидала такого поворота. Тем не менее, справедливость восторжествовала, и люди были благодарны власти за это.

Теперь же, куда идти, кому жаловаться на сплошную несправедливость, жесточайший прессинг честным людям, вся "вина" которых в одном - они имеют свое мнение, отличающееся от мнения начальства. Если городской Департамент образования не может (или не хочет?) "разрулить" конфликтную ситуацию, сложившуюся на Юго-востоке столицы, значит, вопрос надо решать Минобразованию России, лично господину министру Фурсенко. Если и у него не найдется времени, из-за важных, государственных дел, на столь "пустяковую" проблему, тогда остается только одно: довести эту историю до сведения Владимира Путина. Уж он-то разберется кто, зачем и почему. И время найдет, в отличие от всех чиновников.

Только вот жаль: страна большая, проблем же - хоть отбавляй, а Владимир Путин - один такой на всю Россию. Но люди верят почему-то именно ему, поэтому пока еще есть, пусть призрачная, но надежда на справедливость…



Галина СЕДЫХ

Газета "ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ", № 6-7 (34-35), июнь-июль 2009 г.
Категория: Образование и наука | Просмотров: 2378 | Добавил: rys-arhipelag