Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 08.10.2024, 18:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


17:07
Нотр Дам де Лесна. Дневник паломника, вернувшегося с канонизации основательницы Леснинского монастыря во Франции
Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь в Провемоне (Нормандия), сегодня является одним из центров русского женского монашества во всем мире. А для тех, кто относит себя к "зарубежникам", это и вовсе место уникальное. Монастырь, основанный по благословению святых Амвросия Оптинского и Иоанна Кронштадтского, связанный с именами святителей Иоанна Шанхайского и Филарета Нью-Йоркского, в котором благоговейно хранится чудотворная икона Божией Матери, продолжает привлекать множество паломников из всех стран и юрисдикций.
Теперь у обители появилась и собственная святая. 9-10 октября в стенах монастыря прошла канонизация его основательницы игумении Екатерины (Трофимовской) (1868 – 1925), память которой будет праздноваться в день преставления, 28 октября по новому стилю.
"Вполне возможно, что эта канонизация не последняя, - говорит благочинная монастыря монахиня Евфросиния (Молчанова). – В процессе подготовки жития матушки Екатерины мы провели большую архивную работу и обнаружили, например, что все духовенство и многие сестры Леснинского подворья в Петрограде были новомучениками. После сергианского раскола они остались в Истинно-Православной Церкви и пострадали практически все как сторонники митрополита Иосифа Петроградского в священном и монашеском сане".
Мать Евфросиния, которая подвизается в Лесне уже 25 лет, стала одним из главных организаторов монастырского праздника 2010 года, во время которого и прошло прославление новой "наставницы монахов и собеседницы ангелов", игумении Екатерины. Почитание матушки в монастыре сохранялось с самой ее смерти, которая произошла в сербском монастыре Хопово, через пять лет после того, как леснянки перебрались в Югославию из мятежной России. По монастырским меркам это не так уж давно – нынешняя игумения Макрина (Холмова), шестая в истории обители, поступила в монастырь, когда еще были живы сестры, помнившие матушку Екатерину и старую Лесну, оставшуюся в бывшем Западном крае Российской Империи (современная Польша).
Строить "новую" Лесну сестрам пришлось несколько раз: в Петрограде в 1914-м, в Бессарабии в 1917-м, в Сербии с 1920-го по 1949-й и дважды во Франции. И всюду монахини воспроизводили уголок старой России, с такой степенью аутентичности, что если не выходить за ворота монастыря, то сохраняется полное ощущение, что ты на родине. Именно это и привлекало сюда друзей монастыря и его насельниц со всего русского рассеяния.
Для внешнего взгляда в монастыре мало развлечений. Пруд да запущенные тропинки в парке, сквер с березой да несколько скамеек для уединенных бесед. Для эмигрантов, а сегодня и православных из России, где гонения на "неправильных" верующих из ИПЦ так и не закончились с концом советской власти, важнее ежедневные богослужения, по которым так тоскует душа христианина, лишенного последними церковными расколами приходов и священников.
Престольный праздник Леснинской иконы, на котором должно было пройти прославление новой святой, задумывался сестрами очень широко по меркам современной Истинной Церкви, которая объединяет уже не тысячи, а десятки общин, раскиданных по всем континентам. К празднику была не только написана икона и составлена служба преподобной жене, но и выпущено несколько книг на русском и французском языке, продумана программа приема и размещения нескольких групп паломников, которые прибыли на праздник из Америки и Австралии, Европы и бывшей Российской Империи. Стремясь сократить расходы небогатых христиан из России и Украины, организаторы забронировали недорогие авиабилеты до Берлина, откуда паломников забрали автобусом. Кроме жизни и молитвы в монастыре, для гостей были организованы поездки к православным святыням Франции. Все желающие смогли посетить кафедральный католический собор Амьена, где хранится честная глава Иоанна Крестителя, которая даже была открыта для архиереев и паломников Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ), в юрисдикции которой находится монастырь, Шартр, где сегодня пребывает Риза Богородицы и Париж. А для постоянных гостей Лесны неожиданным бонусом стало разрешение свободно рвать яблоки в монастырском саду. Время для сбора из-за подготовки к торжествам было упущено, и перезревшие плоды во множестве остались на ветках. Поэтому матушка игуменья разрешила паломникам лакомиться сочными и "намоленными" яблоками.
Поскольку не все могли вместиться в монастырскую трапезную, рассчитанную на 40-50 человек, на улице, перед парадным входом в сестринский корпус была установлена большая палатка-шатер, где рассаживались многочисленные гости. Некоторое разделение клира и паствы, которых кормили в разных местах, корректировалось активным общением как в шатре, так и в чайной монастыря, где проходили многочисленные разговоры о ситуации в Церкви, о святых, Франции, России и Сербии.
Праздненства прославления матушки Екатерины начались с пятницы, 8 октября. В этот день вечером начался круг богослужений субботы, на которых она в последний раз поминалась за упокой. Перед воскресной всенощной духовник Леснинского монастыря иеромонах Евфимий с диаконом Виктором Заводовым из Омска последний раз служили панихиду. Чтением "Акта о канонизации" началась праздничная Всенощная. Акт читал архиепископ Тихон Омский и Сибирский в присутствии двух других архиереев РИПЦ, прибывших на праздник: Вениамина Черноморского и Кубанского и Гермогена Гомельского и Черниговского.В нем говорилось о подвиге игуменьи Екатерины по созданию монастырей на Холмщине и в Сербии, которые отличались от других русских женских монастырей послепетровской эпохи широкой миссионерской и просветительской деятельностью.
Громко и убедительно читает владыка Тихон текст синодального Акта.
- Наконец, само существование Леснинской обители - неопровержимый факт святости её основательницы. Для верующего православного сердца нет сомнений в том, что создание, укрепление и сохранение монастыря во всех испытаниях ХХ века - революциях, мiровых войнах и скитаниях по разным странам, - сделалось возможным по молитвенной помощи его первой игумении. Сегодня молитвенное заступничество Матушки Екатерины проявляется в том, что в церковных смутах нашего времени Леснинская обитель сохраняет верность Истине: сестры не приняли курс Русской Зарубежной Церкви на соединение с Московской патриархией и тем избежали вступления в ереси сергианства и экуменизма.
Сосредоточенно пел сестринский хор, небольшой "зимний" храм обители был полон молящихся. Присутствие сербских сестер из монастыря Новый Стеник с схиигуменьей Евфросинией и монахинь из катакомбного монастыря в Беларуси, которые почти синхронно творили поклоны, придавало службе особую чинность. Трем архиереям сослужили восемь священников, среди которых громовым и внушительной бородой голосом выделялся иеромонах Михаил (Хаматов) из Владикавказа и диакон Виктор (Заводов). Всенощная продолжалась около пяти часов и закончилась в полной темноте.
Протоиерей Алексий Парло из Воронежа поделился своими впечатлениями:
- Первое бдение в честь преподобной Екатерины вышло одновременно торжественным и камерным. Когда мы служили в Одессе, в соборе в честь св. Иоанна Кронштадтского, на прославлении собора Исповедников Катакомбной Церкви, ощущения были совсем другими, служба была громогласной. Сегодняшняя служба получилась теплой и домашней. Думаю, это справедливо. Катакомбники при жизни не имели никаких почестей, и участники прославления старались воздать им заслуженную честь, а матушка Екатерина никогда духовно не расставалась с обителью.
Честные мощи преподобной Екатерины, которые были обретены в 1984 году, во время поисков ее могилы в разоренном красными партизанами в 1943 году монастыре Хопово, до сих пор покоятся под спудом на Фрушской горе в Сербии. В этом году, накануне прославления матушки, монахиняАмвросия и инокиня Татиана из Лесны, вместе с сестрами из Нового Стеника, посетили ее могилу и молились у надгробия святой, сооруженного на личные средства архиепископа РПЦЗ Антония (Батрошевича) в 1986 году. Почти перед самым прославлением, в сентябре, панихиду у ее могилы в Хопово совершил иеромонах Филарет (Копытов).
К воскресенью народу стало еще больше. Приехали прихожане монастыря из Парижа, собрались все паломники. Особенно живописно выглядели двое монахов-траппистов, интересующихся Православием, одетых в традиционнее одежды, неизменные с момента создания ордена в 15 веке. К сожалению, собрались не все, кого ждали. Например, давний друг монастыря Елена Редлих из Германии уверена, что многие паломники любят Лесну не праздничную, а будничную, тихую и молитвенную, поэтому избегают посещений монастыря во время многолюдных праздников:
- Я и сама не люблю шумные праздники, предпочитаю молиться, когда здесь мало народу. Но праздник - это тоже очень важно и нужно. Надеюсь, что на сайте монастыря, за которым я слежу, появится очень хороший репортаж.
Священник Артемий Варламян, служащий в монастыре, рассказал о том, что из-за визовых проблем не смогли добраться до Франции прихожане харьковского прихода РИПЦ, который представляла его регент Марина Тремболева. Марина быстро "сколотила" любительский хор, который хоть и не смог петь на службе, зато выступил на концерте перед гостями праздника.
Известый гимнограф монахиня Кассия (Сенина) из РПАЦ, считает, что праздник удался:
- Все прошло на хорошем уровне, молитвенно и просто. Очевидно что РИПЦ вполне благодатная и самодостаточная церковная организация, которая способна не просто "поддерживать" традицию, но жить в ней. Например, служба святой Екатерине, подготовленная в обители, хоть и содержит некоторые грамматические ошибки, но гораздо лучше того, что писалось при последних канонизациях в МП.
А вообще, я леснинским монахиням даже в чем-то завидую. У них теперь есть своя святая…
Мерно шла литургия архиерейским чином. В отверстые Царские врата падали косые лучи не по-осеннему яркого солнца и с таинственными бликами преломлялись в клубах кадильного дыма. Диакон Виктор Заводов так оглашал храм возгласами в низком регистре, что на ум приходили не только воспоминания о легендарном диаконе Розове, но и семинарские шутки, типа: "Диакону Виктору сослужили три архиерея и восемь священников". В каком-то смысле это соответствовало истине, так как видимое участие диакона в литургии гораздо заметнее со стороны, чем архиерейское тайносовершительное.
После причащения начался крестный ход. Был он, конечно, не таким массовым как на родине, где только число леснинских сестер и учениц доходило до 500 человек, зато в нем присутствовали все представители видимой Церкви и, конечно, все - Небесной и Торжествующей. И рядом с девочками в гимназических платьях из азовской школы при приходе РИПЦ шли царевны-новомученицы, а рядом с сербскими монахинями шагали Оптинские старцы и Дивеевские жены. Сама преподобная игуменья взирала на процессию, шагающую по монастырскому двору в видимых лучах солнечного света и невидимых Божественных энергий со своего образа и, казалось мне, от колокольни храма, где "на божественной страже" недреманно сидит "ле кокк галуаз" (галльский петух).
После службы были обед, на приготовление которого, казалось, ушли все силы леснинских сестер за последнее время, чаепитие с беспроигрышной лотереей в пользу монастыря и концерт. То тут, то там возникали группки собеседников. Особенной "популярностью" пользовались владыки, которые все время старались держаться втроем, видимо демонстрируя единство взглядов. Хватало собеседников у историка Владимира Мосса, протопресвитера Виктора Мелихова и схииеромонаха Акакия (Станковича) из Сербии. Монахиня Кассия подписывала покупателям свои книги, которые продавались в монастырской лавке: "Столп огненный", о святителе Филарете (Вознесенском) и роман "Кассия", который задумывался как жизнеописание преподобной Кассии Константинопольской и хроника византийской истории времен иконоборчества.
Многие паломники остаются в монастыре до праздника Покрова, совершая в его ожидании путешествия к православным святыням Франции. Многие уже разъехались по домам, увозя с собой не только благодатные воспоминания и по паре монастырских яблочек на дорожку, но и бумажные иконки новопрославленной святой, которая теперь молится не только за леснинских сестер, но за всех нас, православных христиан, в своих отечествах и рассеянии сущих.

Алексей Шевелялов,
для "Портала-Credo.Ru"
Категория: Религия | Просмотров: 1094 | Добавил: rys-arhipelag