Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 25.04.2024, 22:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


13:58
Образовательные инновации: доживем ли до понедельника?
«Стартовал эксперимент в начальных школах. В деревне Разино Коми-Пермяцкого округа открылась начальная школа - учительский дом. Двое молодых супругов-педагогов живут в школе и ведут 11 предметов на двоих. Они же - за уборщика, кочегара, завхоза, завуча. Проект призван спасти систему начального образования на селе...». Так начинается материал Марии Орловой, вышедший 19 октября в «Российской газете». О том, как министерство образования «решает» проблемы образования на селе.
Автор материала удивляется тому, как ловко удается молодой учительнице одной рукой руководить одним классом (4-м), занимающимся чтением и между делом давать советы второклассникам, занимающимся письмом. «У учительницы Марины Ивановны два рабочих стола, две стопки тетрадей на проверку и две - учебников. Второклашки старательно выводят ручками "Хитрая лисица ловит мышей", а четвероклассники в это время читают рассказ "Зорькина песня". На следующем уроке задания меняются: те, кто писал, читают. И наоборот. Пока идет урок, директор школы Алексей Алексеевич работает кочегаром и возится с трубами теплоснабжения. Еще он преподает физкультуру и информатику. Когда закончатся занятия, Марина Ивановна поднимет стулья на парты и будет мыть полы... Алексей и Марина Симановы совсем молодые, им всего 22 и 24 года. Марина - педагог начальных классов, Алексей - технолог и программист. Они прошли конкурс, чтобы жить и работать в этой школе. Дверь из маленькой школьной столовой, где дети жуют бутерброды, ведет в их личную двухкомнатную квартиру...». «Я веду девять предметов в две смены. И я же, как завуч, должна планировать работу, организовывать учебный процесс, - говорит Марина... Учительский стаж у Марины - пять лет, у Алексея - два года. Вместо солидного опыта - энтузиазм...».
Идея такого «дома» была предложена краевым министерством образования: специалисты предложили создавать в селах, где нет школ, «учительские дома». Идею с азартом подхватили руководители Коми-Пермяцкого округа. Деревня Разино попала под эксперимент: школа здесь есть, но 1923 года постройки, деревянная. В районном управлении образования предположили, что в следующий раз старое аварийное здание образовательную лицензию уже не получит. Старшеклассники из Разино уже несколько лет ездят в соседнюю деревню. А маленькие с нынешнего учебного года занимаются в новом учительском доме: 15 ребят на все четыре класса, из трех деревень. Возможно, учительский дом станет одним из основных вариантов решения проблемы с начальным образованием в небольших малонаселенных деревнях. По статистике, число школ в Коми-Пермяцком округе за последние семь лет сократилось со 149 до 116. За это время новых школ в национальном округе построено только четыре. Причем четвертая школа и есть учительский дом. По краевой программе модернизации школьного образования в Прикамье школы закрываются или реорганизуются: из средней превращаются в начальную школу или школу-сад. Старшеклассников собирают в крупных школах. Однако строить "началку" в районе, где с трех деревень едва набирается 15 учеников, неэффективно. Чиновники посчитали: если на строительство учительского дома районный бюджет потратил 4,5 миллиона рублей, то на возведение настоящей начальной школы пришлось бы потратить около 150 миллионов - с учетом покупки школьного автобуса и ежедневного подвоза детей.
Статус их школы - негосударственное образовательное учреждение - позволяет многое. Например, учителя могут по-своему составлять учебный график, корректировать длину каникул... Естественно, не в ущерб школьной программе. Учитывая успешный старт первого учительского дома, власти в Коми-Пермяцком округе уже приняли решение строить следующий. Тоже в проблемной деревне».
Автор материала рассказывает обо всем этом, конечно, как о позитивном явлении. Однако, когда читаешь, невольно думаешь: это же очередной откат от профессионализма в школе и падение качества обучения! Ведь учитель начальных классов и так в силу специфики «многостаночник» - и русский, и чтение, и математика и другие предметы надо вести. Это сложно. Однако, на все это еще накладывается многочисленность коллектива учащихся, разность возрастов, разные виды и разная сложность заданий, которые они выполняют. Когда делаешь несколько дел одновременно (если такое вообще возможно), то качество проделанной работы автоматически падает. Это же очевидно. Тот, кто имеет хоть какое-то представление о школе знает - даже на одном уроке по одному предмету достаточно сложно организовать коллектив, поддерживать дисциплину и одновременно учить детей предмету. Дети отвлекаются, переспрашивают, путаются, балуются. А тут получается что-то странное: ученики из второго класса по очереди рассказывают стихи у доски, а ребята из 4-го класса изо всех сил стараются сосредоточиться на упражнении по русскому языку или ломают голову над математической задачей. Вряд ли звонкоголосые, путающиеся и посмеивающиеся второклашки поспособствуют успешной работе четвероклашек. А как учительница объясняет новый материал? Поворачивается к одному ряду и рассказывает о правописании «жи-ши», а потом поворачивается к другому ряду и повторяет с ними таблицу умножения, а первому ряду велит заткнуть уши и повторять правило по учебнику? Очевидно же, что никакого серьезного, эффективного обучения при таком винегрете не может происходить. Так, кое-как что-нибудь с пятого на десятое. Может данную ситуацию действительно смягчает то, что детей всего 9, а молодые учителя полны энтузиазма. И то неизвестно еще - что выйдет. Ну а если такой опыт станут повторять учителя менее молодые, менее задорные и детей будет не 9, а 12-15? Или строительство «учительских домов» как бы дает понять данной деревне - что дальше размножаться не следует, количество детей в «учдоме» ограничено? И местным чиновникам хорошо - и на строительстве школы сэкономят, а там - и на строительстве клубов, дорог, больниц, ФАПов и т.п. Много народу - много проблем, и наоборот.
Очевидным образом от таких «инноваций» падает качество обучения, а одновременно будет падать и квалифицированность специалиста - учителя. Зачем зубрить в вузе высшую математику, английский и прочее, если в итоге надо идти в «учдом», где нужны не столько знания, сколько сноровка: там успеть, сям успеть, еще и уголь покидать, и полы помыть и обед приготовить. В такой кутерьме и самой учительнице не мудрено забыть: сколько будет пятью шесть. Да и зачем в вузе ради этого учиться - училища хватит. Однако, чиновники делают вид, что не понимают всего этого. «Инновационная форма», «улучшение, модернизация» - и все тут. И конечно, прикрываются благими намерениями: мол, так мы село спасаем. Нет, чтобы нормальную школу построить, там же нормальную больницу, нормальный роддом, возродить сельхозпредприятие какое-нибудь. Так нет - во имя модернизации происходит закрытие школ, смена их статуса, замена нормальной школы каким-нибудь «домом» и прочие «инновации». А Николай Карпушин, министр образования Пермского края похваливает: «Учительский дом - инновационная форма организации образовательного процесса... При разреженном населении края, при небольшом количестве детей младшего школьного возраста этот проект выгоден для Пермского края. Возможно, такой вариант подойдет и для более освоенных территорий. Но, чтобы оценить эффективность проекта, нужно подождать три-четыре года...». Да, подождем. Как раз тут и ФЗ-83 подоспеет, начнет повсеместно применяться. Возможно посещение какого-нибудь «учдома» - это будет единственное образование, которое они смогут получить. Слава модернизации и инновации!
 
Валерия Тополева, Русская народная линия
Категория: Образование и наука | Просмотров: 610 | Добавил: rys-arhipelag