Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
19:00 О.Г. Дмитриева. Экономика стала еще более сырьевой | |
По официальному признанию, год назад в Россию пришел кризис. Опять же по официальным заявлениям, худшие времена позади и экономика начинает укрепляться. Что, удалось задействовать точки роста, которые поднимут ее и страну и обеспечат их конкурентоспособность в жестком посткризисном мире? Госстатистика отвечает: нет. Из всех отраслей остановила спад только нефтяная. Но и в ней уменьшились объемы переработки нефти. Сократился объем ВВП, и особенно обрабатывающей промышленности. Продолжает снижаться эффективность экономики. Доля валового накопления в ВВП уменьшилась на 10 процентов, падает производительность труда при росте безработицы, возросли энергоемкость и ресурсозатратность экономики. Расходы на конечное потребление увеличились на 14 процентов — с 64 до 78 процентов ВВП. Отечественная экономика стала еще более сырьевой и зависимой от развитых стран. Основные причины этого назвала доктор экономических наук Оксана Дмитриева, выступая на "правительственном часе” в Государственной Думе. (Выступление публикуется в сокращении. — Прим. ред.) Вывод большинства экспертов: Россия справляется с кризисом хуже, чем многие государства. У нас самое большое снижение ВВП среди стран — экспортеров нефти и газа, и среди стран — членов "двадцатки” при самой большой инфляции. При этом, по данным Счетной палаты, расходы на преодоление кризиса (с учетом кредитных ресурсов) составили 10 триллионов рублей — 25 процентов ВВП 2008 года. Еще 200 миллиардов долларов Центральный банк выделил на поддержку рубля. Значит, общие расходы превысили 40 процентов ВВП. Сопоставимые затраты (с учетом трат федеральной резервной системы) были у США — 20 процентов ВВП и Китая — 13 процентов. А результаты? ВВП Китая вырос на 6 процентов, у США он уменьшился на 3 процента. В России, по словам Президента Д. Медведева, к концу года ожидается сокращение валового внутреннего продукта на 8,5 процента. Поэтому аналитики оценивают эффективность наших усилий по выходу из кризиса как одну из самых низких. Назову ошибки антикризисной программы Правительства. Первая в распределении ресурсов: 85—88 процентов средств направлено на поддержку финансовой системы — на игру на фондовом рынке и спасение олигархов. И всего 15 процентов — на поддержку населения и реальной экономики. Год назад "Справедливая Россия” предлагала свою антикризисную программу, предусматривающую принципиально иное распределение средств. Наши рекомендации, как и рекомендации независимых экспертов, не были приняты во внимание. Поэтому, считаю, провалена главная задача — не удалось заместить падение экспортного спроса внутренним. Вторая — неправильный выбор способов поддержки. Вместо снижения налогов и насыщения экономики деньгами снизу избран способ ручного управления и адресной помощи крупным предприятиям. Кому и в каких объемах помогать, выбирали отдельные группы чиновников по собственному усмотрению. Мало что могло дать, и не дало, снижение налога на прибыль при падении реального производства. Для малого бизнеса льгота по снижению ставки "по упрощенке” по усмотрению субъекта Федерации изначально была чистой профанацией. В итоге деньги до предприятий практически не дошли. Те, что дошли, лишь усилили монополизацию, поскольку помощь оказывалась только крупным структурам. И, конечно, полное отсутствие модернизации, оздоровления экономики. Об этом говорит и Президент страны. Третья — полный провал при использовании бюджетных рычагов. Деньги не были сконцентрированы на развитии науки, образования, здравоохранения, на инновациях. На том, что можно было бы назвать новым рузвельтовским курсом. Именно по нему пошли многие развитые страны, направившие крупные инвестиции и вложения в эти сферы... Особого внимания заслуживала реализация федеральных целевых программ, но они профинансированы лишь на 18 процентов. Кризис ипотеки обусловил спад жилищного строительства. Год назад агентству по ипотечному и жилищному кредитованию выделили 80 миллиардов рублей. Из них только один миллиард рублей дошел до конечных потребителей и реструктуризации конкретных ипотечных кредитов. КПД усилий по поддержке — два процента. Такой же оказалась эффективность поддержки реальной экономики. Из 380 миллиардов рублей бюджетных инвестиций реальной экономике было выделено только 6. Опять КПД всего два процента. Из 30 миллиардов рублей кредитов, обещанных малому бизнесу, только недавно принято решение дать ему 611 миллионов рублей. Все тот же КПД — два процента. Такой же оказалась судьба гарантий под кредиты оборонным и системообразующим предприятиям. Планируемый объем этих гарантий — 300 миллиардов рублей. Пока только приняты решения о них на 7 миллиардов рублей. Снова двухпроцентный КПД. Практически экономика осталась без поддержки — отсюда и низкая эффективность антикризисной программы. И четвертая. Ошибочная политика оздоровления предприятий и реформы корпоративного управления. Помощь крупным собственникам оказывается без всяких условий. Россия — единственная страна, которая не провела банкротство и национализацию плохо управляемых предприятий. Пока крупнейшие собственники и неэффективные менеджеры не начнут нести ответственности (лишаться собственности, постов), никакого финансового оздоровления не будет... В октябре 2008 года "Русалу” было предоставлено 4,5 миллиарда долларов без условий по ограничению бонусов, выплаты дивидендов, по сохранению рабочих мест. Уже в декабре владелец "Русала”, он же основной акционер, выплатил себе только по одному предприятию дивиденды в размере 9 миллиардов рублей. А потом на заводе в Пикалево, принадлежащем этому же собственнику, произошли известные события. Острейшие проблемы возникли на Братском ЦБК, ряде других предприятий, и решались они опять-таки при участии государства. Такой политикой оно еще больше развращает собственников, стимулирует их социальное иждивенчество и социальный паразитизм — спасает неэффективную экономику. В итоге выходим из кризиса еще более сырьевой страной, чем вошли в него. Из-за усилившейся деградации производства мы уступили другим экономикам новые технологические ниши и новые отрасли. Что же необходимо предпринять? Реализовать те меры, о которых мы говорили год назад. Это налоговое стимулирование прежде всего малого и инновационного бизнеса, приоритетное бюджетное финансирование науки, образования, здравоохранения, национализация предприятий неэффективных собственников. К сожалению, Правительство не борется с кризисом, а ждет, пока выйдут из него развитые страны. С их подъемом возрастут спрос и цены на нефть, что несколько стабилизует и нашу экономику. Достаточно ли этого? Наш Президент в статье "Россия, вперед!” ставит совсем иные задачи. "Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь всесильное учение, на что угодно, на кого угодно, только не на самих себя...” РФС, №21/2009 | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 509 | |