Оператор российского Первого канала был убит киевскими военными в Донецке. Об этом сообщила руководитель пресс-центра Донецкой народной республики Клавдия Кульбацкая. По ее словам журналист был ранен в живот и от этого скончался.
Кульбацкая пояснила, что к донецкой воинской части на автобусе поехали матери служащих там солдат, чтобы потребовать отпустить их детей по домам. В автобус сели также несколько журналистов. Когда автобус подъехал к территории части, оттуда начали стрелять, в результате чего и был убит журналист, сказала Кульбацкая. О других жертвах пока неизвестно.
Трагедия произошла рядом с одной из воинских частей, куда съемочная группа приехала делать очередной репортаж. Уже на месте — неожиданно — со стороны военных прозвучали выстрелы.
Анатолий Клян получил смертельное ранение в живот. Ему было 68 лет.
Анатолий Клян в последние минуты жизни думал не о себе. Он был из того поколения операторов, для которых работа — это всё. Настоящий профессионал, который даже в случае опасности переживает о своей камере. Ведь без нее съемочная группа слепнет. Вот и в этот раз, когда корреспондент увидел в небе сигнальную ракету и сказал «снимай», Анатолий нажал на кнопку записи. В этот момент в него и попала пуля. Позже, теряя сознание, Анатолий спросит лишь об одном.
«Стали ловить машину попутную, чтобы отвезти его в больницу ближайшу. Когда его перекладывали, стали выносить из автобуса, его последние слова были: камера, камера… В автобусе камера у него осталась» — рассказывает корреспондент Первого канала Евгений Лямин.
Анатолий Клян вместе с корреспондентом и звукооператором поехал на съемки ночью в украинскую воинскую часть. Поездку организовала пресс-служба Донецкой Народной Республики. Как заявили в пресс-службе, матери солдат планировали встретиться с сыновьями и забрать их домой. Мы уже несколько раз снимали такие истории. Каждый раз события разворачивались по-разному. Иногда после переговоров сыновей отпускали. Иногда нет. Случалось, украинские военные открывали огонь, в такой ситуации чаще в воздух. В автобусе наши коллеги ехали вместе с матерями. В этот раз переговоры не состоялись. Более того, когда машина подъехала к воинской части, началась стрельба.
Интервью с одной из матерей — последнее интервью, которое записал Анатолий. На кадрах, сделанных другим оператором, видно, в каких условиях пришлось работать нашим коллегам. Журналистам казалось, что им удалось покинуть опасный район. Они успели забежать в автобус и отъехать метров на 500. Машина остановилась. Люди вышли на улицу перевести дух, кто-то закурил. В этот момент небо осветила сигнальная ракета. И сразу по журналистам открыли огонь из автоматов. Анатолий Клян даже после этого не выключил камеру. Он снимал до тех пор, пока были силы.
Водителя ранило в голову. Но он все равно смог вести машину, одной рукой держась за руль, а второй пытаясь остановить кровь из раны. Все кто был, повалились на пол. Стрельба продолжалась. Только через несколько минут журналисты увидели, что среди них — раненый.
«Дальше все повалились на пол, и Толя сказал: меня ранило. Причём сказал несколько раз. Дальше я держал его, я не знал, что делать. Я не представлял, куда попало, он только сказал, что не может дышать», — рассказал корреспондент РЕН-ТВ Виталий Ханин.
Первую помощь Анатолию оказали коллеги. Поймав попутный легковой автомобиль, домчались до ближайшего медпункта. Там была машина Скорой помощи. Врачи пытались спасти нашего оператора, но ранение было смертельным. Анатолию Кляну было 68 лет. Из них больше 40 он проработал на Первом Канале, в новостях. Его любимая поговорка «оператор — не оратор». Для Анатолия работа оператором была призванием. Он побывал в сотнях командировок по всему миру, в том числе в горячих точках. Когда украинские власти запретили въезд в страну мужчинам до 50 лет, Анатолий говорил, что теперь у него есть преимущество перед более молодыми коллегами. Анатолий Клян — был представителем, пожалуй, самой беспристрастной профессии. Его глазами зрители видели ничем не искажённую картину: ровно так, как она попадала в объектив видеокамеры. При этом самого оператора в кадре увидишь нечасто. Вспоминать Анатолия Кляна сейчас приходится в основном по фотографиям, сделанным его друзьями и коллегами…
Это уже не первый случай, когда во время конфликта на Украине гибнут российские журналисты. Представители мирной профессии, задача которых — освещать происходящее, всё чаще становятся мишенью силовиков.
Так, 17 июня в Луганской области под минометный обстрел попала съемочная группа ВГТРК. Наши коллеги снимали репортаж о том, как бойцы самообороны выводят из опасной зоны группу беженцев. На всех журналистах были опознавательные знаки СМИ. Как сообщают очевидцы, снаряд разорвался рядом с репортерами. Антон Волошин погиб на месте, Игорь Корнелюк получил тяжелое ранение и позже скончался на операционном столе. Оператору телекомпании Виктору Денисову чудом удалось спастись.
В конце мая под Славянском погиб итальянский фотограф Андреа Роккелли и его переводчик россиянин Андрей Миронов — их группа попала под массированный артиллерийский обстрел.
Сегодня вместе с съемочной группой ОРТ под огнем в Донецке оказались репортеры телеканалов LifeNews и РЕН-ТВ… Они не пострадали.