Вмешивались ли религиозные движения Украины (назовем их условно «церкви») в ход «еврореволюции»? Ответ однозначный – да. А вот чтобы выяснить, правильно это или нет, нужно определиться с понятиями.
Мы привыкли к штампу «церковь вне политики». Однако вероучение не «отлучает» Церковь ни от какой из сфер человеческой деятельности. Хотя бы потому, что Церковь, по собственному определению – Богочеловеческий организм. Но в политике присутствие церкви заключается не призывах к смене политического режима на «более справедливый» (хотя бы, потому что Рай на земле не возможен), а в оценке тех или иных политических явлений из соображений спасения души. То есть, главная цель церковного вмешательства здесь (как, впрочем, и везде) – спасение душ участников и «жертв» политических событий, а не улучшение условий существования их тел.
Тем не менее, о том что «церковь вне политики» чаще всего заявляют именно представители церквей. Это раздвоение – порождение беспрекословного принятия «общечеловеческих ценностей» как критериев истины в последней инстанции. Непогрешимость этой «инстанции» столь безоговорочно принимается всеми институтами общества, что привыкшим к почету руководителям украинских церквей ничего не остается, как слабодушно «идти в русле», дабы не выпасть из обоймы местной «элиты».
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. Церкви в связи с майданом заявляют, что в политику не вмешиваются («потому как не гоже»), якобы ограничиваясь одними лишь молитвами о мире и счастье. На самом деле, вмешиваются, (потому как вполне даже «гоже»). Но вмешивались столь негодным образом, что лучше бы…
Впрочем, это и есть предмет нашего обзора
«На майдане – наши люди»
Начнем с униатской Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Почему именно с этой, отнюдь не самой многочисленной конфессии на Украине? Да хотя бы потому, что они «евромайдан» и начинали.
Нет, мы помним, конечно, что клич выходить на майдан в связи с приостановкой подготовки к подписанию ассоциации с ЕС дал 21 ноября в «Фейсбуке» активист «Европейской правды» Мустафа Найем. Он анонсировал как минимум тысячу участников. Но таковых если их в тот вечер столько и собралось, то благодаря появлению лидеров парламентской оппозиции со свитой однопартийцев и таких же как Найем «неупереджених журналістів».
К злосчастной ночи с 29 на 30 ноября «евромайдан» нудно скисал. В последние его дни на нем трудом набиралось 300-400 человек, что порождало в интернете не меньшее количество сатирических фото из «бурлящего сердца еврореволюции». Но, что важно, львиную долю «онижедетей» составляли студенты Украинского католического университета (УКУ). Вернее, долю львовскую, потому как университет львовский – действующий в системе УГКЦ.
Но вернемся в первый день «еврореволюции». 21 ноября тот же УКУ созвал «евромайдан» и во Львове . 22 ноября он стал самым массовым на Украине. Но активисты сразу же задекларировали: главная цель – собрать как можно больше молодежи для киевского майдана . С этой целью руководство УКУ «отпустило» (не станем говорить «направило») всех студентов и преподавателей с учебы.
24 ноября пребывавший в Риме лидер украинских униатов Святослав Шевчук «выразил свою солидарность с молодежью», вознегодовав по поводу «применения слезоточивого газа под домом Кабинета министров в Киеве» (это когда «мирные протестующие» во главе с пассионарией Чорновил буквально убивали обломками шлагбаума и заранее заготовленными заточками мальчишек из ВВ). При этом иезуит Шевчук, разумеется, призвал «работников правоохранительных органов, нашу власть – не допустить насилия, не допустить пролития ни одной капли крови», и, конечно же – молиться о мире.
Одновременно практически все активно работающие в социальных сетях служители УГКЦ (включая, разумеется, преподавателей УКУ) призывали пользователей интернета присоединиться к борьбе против «бандитской власти».
Когда Львовский и Ивано-Франковский майданы достаточно заполнились «пробудженим нарідом» студенты УКУ и Львовской духовной семинарии отправились в Киев. Причем, под «проводом» клириков-преподавателей , большая часть которых, кстати, являются иностранными гражданами (США, Бельгии, Польши и т.д.).
Ректор УКУ апостольский нунций во Франции, Швейцарии и стран Бенилюкса Борис Гудзяк писал 26 ноября «Фейсбуке»: «Многие студенты УКУ сейчас на евромайдане, и не могли быть сегодня во Львове… Пишем, чтобы выразить Вам признательность за Вашу гражданскую позицию, вдохновенный евангельскими принципами. Хотим всецело поддержать Ваши жертвенные установки, которые удивляют Брюссель, Париж, Рим… Сегодня Вы решаете Вашу с нами судьбу. Надежда Украины и всех людей доброй воли – на Вас! Пусть ни один страх не поселится в Ваши сердца! Вчера мы вспоминали Вас и всех украинских студентов и молодежь на Божественной Литургии в соборе св. Петра. Делали это мы вместе – во главе с Блаженнейшим Святославом (Шевчуком, – Д.С.). Сослужило 30 владык, 220 священников с участием около 5,000 наших верных и паломников».
Но на первые роли униатские парохи (так в УГКЦ именуют настоятелей приходов) вышли из-за спин своих питомцев после первой кровавой подпитки «революции» – разгона и без того пребывавших в «чемайданном» настроении студентов с 29 на 30 ноября. Дошло до того, что служители УГКЦ (включая монахов и монашек) участвуют в распространении через социальные сети фото командира подразделяя «Беркута», прикрывавшего коммунальщиков, которые пытались установить на майдане новогоднюю елку. Распространяются на страницах тех же служителей и планы действий, предлагаемые самыми радикальными группировками «евромайдана» (скриншоты соответствующих интернет-страниц в редакции «2000» имеются). В распространении программы действия «евромайдана» участвует и уроженец США, вышеупомянутый президент УКУ Гудзяк.
2 декабря руководитель УГКЦ дает команду всем приходам и монастырям «открыть двери для нуждающихся». Таким образом УГКЦ пытается перехватить инициативу в вопросе «прибежищ» у «филаретовцев» и «полноценных» католиков, которые к тому времени уже принимают «мирных протестующих (о чем ниже). «Ваша Церковь с вами, – заверяет Шевчук «нуждающихся». – В сложных исторических моментах Церковь всегда была с народом. В это время наша Церковь также с народом». В тот же день протопресвитер Киевского протопресвитерства заявил: «Все храмы УГКЦ в Киеве с сегодняшнего будут открыты круглосуточно… Все нуждающиеся могут здесь получить духовную поддержку, принять участие в молитве, а также отдохнуть и подкрепить свои физические силы». К заявлению прилагаются адреса костелов.
Еще один американец, архиепископ-эмерит Любомир Гузар (которого УГКЦ называет духовным лидером украинцев) выступил на вече 8 декабря (на том самом, где был провозглашен поход на правительственный квартал), и призвал «самим завоевать себе перемены».
А когда правительственный квартал был блокирован «мирными протестующими» и, казалось, до заветных кресел путчистам рукой подать, уже Гудзяк, спешно прибывший из Парижа, обратился по ТВ к родным и близким правоохранителей, стоящих на защите конституционного порядка: «Поднимите сейчас трубку и позвоните своим мужьям, родителям, сыновьям, зятьям, друзьям и соседям: скажите им, что каждый, кто дает приказ к насилию (sic!), и каждый, кто его выполняет, будет за него отвечать перед Богом, перед народом, перед историей. Сделайте эту услугу тому человеку, который вам близок, и который сегодня в форме… Это должно помочь им опомниться».
А вот «украинскую молодежь», которая не в форме президент УКУ призвал: «Не бойтесь… Будьте мужественны… Эти дни меняют вашу жизнь, и вы будете своим внукам рассказывать, как были на Майдане и как с песней, молитвой боролись со злом».
11 декабря, когда «певцам» с битами и цепями вместо лир мягко оттеснили из правительственного квартала в их галицийский анклав на Крещатике, тональность заявлений руководства УГКЦ стала минорной. «В связи с событиями на Евромайдане священнослужители Львовской архиепархии УГКЦ решили ежечасно бить в церковные колокола по 5 минут», – сообщал униатский сайт RISU.
12 декабря с воззванием выступили «военные капелланы УГКЦ, глубоко обеспокоенные ситуацией, сложившейся в результате использования силовых структур для противодействия мирным акциям протеста». «Всем гражданам Украины, которые в это нелегкое время отстаивают свои права и свободы, заботясь об общем благе всего общества» они выразили свою «молитвенную поддержку», а «руководителей силовых структур» с «отеческой заботой и нежностью» предупредили: «приказы и действия, направленные против мирных требований, расцениваются как противозаконные и античеловеческие».
Разумеется, «мирных протестующих» поддержал и синод УГКЦ. В «Заявлении относительно событий в Киеве в ночь на 11 декабря» говорится: «Мы осуждаем действия, направленные на ограничение гражданских прав, в частности свободы слова и мирного волеизъявления граждан Украины. Мы заявляем о нашей поддержке и солидарности со всеми теми, кто на Майдане свидетельствует о своем достоинстве, своих ближних и своего народа. Мы решительно поддерживаем мирный характер этого общественного собрания».
А УКУ набрался наглости требовать отставки президента, выступая от имени всех граждан Украины: "Украинский католический университет объявляет гражданское неповиновение президенту и его правительству и вместе с Евромайданом и – мы уверены – со всем украинским народом будет добиваться немедленной отставки действующей власти, создания временного правительства". «Озверевшие каратели снова нападали на мирных демонстрантов», – не переставали истерить униаты и тогда, когда уже по всему Интернету крутили ролик , где Кличко упрашивал «карателей» хотя бы чуток потолкаться на камеру немецкого ТВ. «Эта страшная Евромайданная ночь, если бы не героическое сопротивление демонстрантов, стала бы в ряд с Варфоломеевской ночью (массовая резня которую устроили единоверцы авторов заявления, – Д.С.) и Хрустальной (погром, который устроили союзники УГКЦ во второй мировой войне, – Д.С.), – причитали авторы обращения.
Заметьте, мы сейчас говорим об официальных заявлениях руководителей униатских стркутр, что предполагает наиболее дипломатические выражения. Насколько же человеколюбивыми были речи «полевых священников», работавших в гуще «мирных протестующих» и с их ближайшим резервом «на местах», можно судить по проповеди пароха из Коломыйского района Ивано-Франковской обл. Михайла Арсенича: «Я не знаю, как могла мать кормить своей грудью человека, который сегодня остается в Партии Регионов! Это не материны дети, это сучьи дети! …Терпели ли бы вояки УПА сегодня Табачников и Януковичей?! Только атентатом (убийства «ответственных за антиукраинские действия чиновников», практикуемые ОУН, – Д.С.) можно вести борьбу! С врагом не может быть другого разговора, как разговор пуль! С врагом не может быть другого языка, как шум леса – шум удавок, на которых повиснут коммунисты! Шум, который к каждому нашему сердцу взывает – возьми в руки оружие и отбрось страх! Не время бояться! Мы 20 лет ждем! Мы хотим убедиться, что завтра ни китайский негр, ни еврей, ни москаль не придет отбирать мой дом! Только от каждого из нас будет зависеть, насколько наша рука не дрогнет перед врагом, насколько наш глаз будет держать в прицеле сегодняшнюю власть. Так пусть нашу руку утвердит приклад! Слава Украине!».
Впрочем, к концу января, когда среди атрибутов «мирного протеста» прочно закрепились «коктейли Молотова», огнестрельное оружие, катапульты для метания булыжников и прочее из арсенала, перечисленного парохом Арсеничем, руководству УГКЦ пришлось таки подстраиваться под тональность паствы, частично передислоцировавшейся на ул. Грушевского.
Не стану выбирать цитаты из«Обращения греко-католического епископата Украины по поводу общественно-политической ситуации» от 31 января, ибо все оно целиком – пример сплошной манипуляции в лучших традициях иезуитского ордена (родоначальника и насадителя унии на Западной Руси XVI–XVII вв.). Восхваление насилия, лжи, беззакония и вседозволенности обильно подкреплено в нем цитатами из Священного Писания. Данное обращение свидетельствовало о том, что УГКЦ уже открыто стало на сторону одной из сторон противостояния, представив исключительно своих галицийских прихожан, неполовозрелых «онижедетей», недооцененных «митців» и столичный офисный планктон народом Украины. Завершается документ практическими указаниями по организации всеобщего чтения «Молитвы за лучшую долю украинского народа» авторства гитлеровского коллаборациониста Андрея Шептицкого.
Для тех, кто знаком с историей УГКЦ (а это единственная конфессия, которая поддержала Гитлера не в лице отдельных служителей, а как религиозный институт в целом) не удивительно, что неонацистские лозунги и скандирования «евромайдана» униатских священников не только не смутил, но был ими сакрализирован.
«Ежедневно до половины людей на Майдане являются членами нашей церкви, – похвалился в интервью известному пропагандисту европейских ценностей Виталию Портникову апостольский экзарх украинских униатов Гудзяк – Мы призваны быть с теми, кто жертвенно борется за нашу свободу. Поэтому, блаженнейший (Шевчук, – Д.С.), целое руководство, весь Синод нашей церкви всецело, не только поддерживает, восхищается, черпает вдохновение от этих жертвенных, светлых молодых людей». То, что «майдан – наш» (даже в смысле – галицкий) подтвердил в «Голосу Америки» и Шевчук.
Не можешь утаить – сакрализируй
Служители УГКЦ настолько вошли в роль духовных «провідників» «еврореволюции», что в «условиях военного времени» изменили даже таинства. В частности, была отменена тайна исповеди. На сцене т.н. «евромайдана» парохи теперь публично исповедуют тех, кого майдан назначает в «провокаторы». Фотосвидетельство тому выложило в «Фейсбуке» верное чадо униатской церкви Олег Тягныбок, снабдив следующим комментарием: «Только задержали титушку, который разбил витрину в магазине "Nike", что на Крещатике, как раз по периметру Майдана, очевидно, чтобы скомпрометировать майдановцев. Вывели на сцену и святые отцы публично его исповедуют ...».
Не удивительно, что освятили униатские «душпастыри» и произвол под названием «автомайдан». Экс-ректор Львовской духовной академии бельгиец Михайло Димид, что привез на «евромайдан» первую партию студентов, возглавил первые же колонны автомайдановцев, устраивавших ночные дебоши в коттеджных поселках украинской олигархической верхушки (где мирно сосуществуют как временно властные, так и временно оппозиционные политики).
В конце концов, минкульт, в ведении которого сейчас находятся вопросы взаимоотношений церкви и государства, не выдержал, и направил униатам письмо, где выразил озабоченность несанкционированными богослужениями и просил свернуть молитвенные палатки, разбитые на Майдане в нарушение закона. Те, разумеется, мигом переврали высказанное в самой мягкой форме предуведомление, превратив в свидетельство возрождения репрессий в отношений чуть ли не самой гонимой в истории человечества церкви.
«Мы думали, что время, когда преследовали церковь, минул» – под таким заголовком вышел репортаж о специально созванной Шевчуком пресс-конференции, и был распространен «неупередженими» сайтами. Подход, как видим, вполне майданный: «переслідуваннями» и даже более – попыткам «парализовать религиозную среду, чтобы она не поддерживала свой народ» – названа просьба придерживаться рамок закона.
"Поводом стал сам факт того, что часть духовенства среди верующих спонтанно вышли на мирные протесты", – придумал за минкульт повод руководитель «спонтанно вышедших» Оказывается, «люди на Майдане обратились к УГКЦ и к другим церквам с просьбой быть с ними и молиться вместе», а «пастырь может беспрепятственно молиться там, где находятся его верные».
Очередное иезуитство заключалось в том, что минкульт-то никоим образом не посягал на право отдельно взятых служителей УГКЦ участвовать в протестах и молиться со своей паствой. Совсем о другом говорится в статье Закона «О свободе совести и религиозных организациях», которую напомнили руководителю такой организации: «Богослужение (а молитва и богослужение – это несколько разные вещи, – Д.С.), религиозные обряды, церемонии и процессии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях и на прилегающей территории, в местах паломничества, в учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений и крематориях, квартирах и домах граждан, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях по инициативе их трудовых коллективов и с согласия администрации… В иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации… Ходатайство о выдаче указанного разрешения подается не позднее чем за десять дней до назначенного срока проведения богослужения…».
Более того, минкульт оказывает своему адресату честь, когда обращается к нему как единственно адекватному лидеру организации, наряду с массой прочих грантоедов, превративших «серце еуропейської столиці» в цыганский табор: «Взирая на Ваш личный авторитет и авторитет УГКЦ, дальнейшее игнорирование положений законодательства, регулирующих вопросы установки временных сооружений (т.н. «молитвенных палаток») и проведения публичных богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий, очевидно, сказаться на состоянии доверия между государством и церковью».
Как исследовало ожидать, дичайшие притеснения верующих усмотрела в этом вполне даже заискивающем обращении представительница нацистов во власти Герман. Как сообщает пресс-служба Анны Николаевны, та уже подготовила законопроект, «который официально подтвердит право каждого человека молиться там, где ему удобно (как будто эти правом его не наделяет Конституция).
Ну а Шевчук, чувствуя такие тылы, давай изображать из своей организации церковь-мученицу: «Мы всегда были, есть и будем с народом (во время Первой и Второй мировых войн – в основном, с немецким, – Д.С.). Мы никогда не поощряли и не благословляли никаких противоправных действий. Мы воспитывали правовую культуру. Мы всегда призывали выполнять законы Украины согласно Божьему закону».
Какие «Божьи законы» призывают выполнять находящиеся в гуще «народа» парохи, мы уже знаем. Не далеко ушел и «капелан усіх українських революцій», сценический «блаженнейший кардинал» Гузар, когда заявил, что право на вооруженное восстание – закон природы. Божественной, следует понимать.
В ответ минкульту прозвучал весь набор пропагандистской трескотни: и о «мирном пути своего видения европейского выбора Украины» (попробовал бы Шевчук брякнуть о «мирном пути», глядя в глаза матерям, детям и женам искалеченных срочников из ВВ) и о «христианских и общечеловеческих ценностях» майдана (это после «видеоподвигов» Портникова – члена «Рады майдана»). Не было лишь одного – ответа по существу о нарушении законодательства в части установки «молитвенных палаток» и недопустимости проведения несанкционированных властью богослужений и ритуалов.
Зато иезуит Шевчук в который раз заявил, что «Церковь не является участником политических процессов». «Голос Америки» он также заверил, что не вмешивается в политику. И попросил вмешаться в украинскую политику… США. В программе «Час – тайм» Святослав Юрьевич поделился впечатлениями о своей встрече с вице-президентом Байденом: «С нашей стороны мы пытались объяснить, что то, что происходит в Украине, рано или поздно коснется каждого американца… Сегодня речь идет о будущем демократии в Европе, Восточной Европе, даже в России. Если США и Европа сегодня бросят Украину, не будут иметь проактивной политики, то человечество действительно может стоять на грани новой «холодной войны».
По мнению Шевчука "проактивная" политика США по отношению к Украине напрочь отсутствует. Он надеется, что к ней «оплот демократии» всё же подтолкнет «опасность агрессии, насилия и вмешательства со стороны нашего северного соседа». «Сегодня в Украине никто не хочет силового противостояния, – заверил собеседник Байдена. – Войну нам навязывают, а украинцы хотят мира».
«Помочь Украине противостоять России» призвал вице-президента США и прилетевший в Вашингтон вместе с Шевчуком отлученный от Церкви самопровозглашенный «Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет».
О том, как последний дошел до сих озарений – в следующей части нашего обзора.
|