Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.11.2024, 09:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта


16:49
Отечественная военная техника слишком дорога для нашей армии

Покупка продукции отечественных оборонных заводов сегодня не по карману федеральному бюджету, несмотря на значительное регулярное увеличение в последние годы его «закрытых» военных статей. Такие выводы напрашиваются из сделанного на первой всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе» заявления заместителя председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Олега Бочкарева: с начала 2013 года не состоялось 200 торгов в рамках гособоронзаказа на общую сумму 25 миллиардов рублей - в основном из-за отсутствия участников. Еще несколько десятков торгов на сумму 10 млрд. рублей были аннулированы.

Эти данные подтвердил и замглавы Рособоронпоставки Михаил Иванов, по информации которого 27% из проведенных в этом году тендеров на оборонзаказ не закончились подписанием договоров на поставку. Всего с начала этого года заключено примерно 1200 контрактов общей стоимостью 287 млрд. рублей.

«Государство вынуждено очень дорого покупать военную технику», - посетовал Олег Бочкарев, призвав производителей проявить патриотизм. Казалось бы, этот призыв вполне обоснован, ведь государство сегодня создает для оборонных предприятий действительно привлекательные условия: оплачивает 80% заказа сразу после заключения контракта, компаниям ОПК не приходится нести огромные расходы на маркетинг, ежегодно госрасходы на военные закупки увеличиваются на 25%, существуют серьезные поблажки для сбыта и работы.

Но при этом в отрасли происходит что-то невообразимое. Как сообщил председатель отраслевого отделения «Деловой России» по ОПК Иван Поляков, в системе госзаказа процветает коррупция и серые схемы закупок оборонной техники. Доходит до совершенно неприемлемых случаев, когда посреднические компании побеждают на тендерах по оборонзаказу, предлагая заведомо заниженные цены, с единственной целью – получить сразу после тендера предоплату из госбюджета в размере 80% от стоимости заказа, после чего эти фирмочки куда-то испаряются. По его словам, бывают и другие случаи, когда на тендерах побеждают производители, уже «завалившие» предыдущие заказы.

Однако дело, конечно, не в отсутствии патриотических чувств у российских оборонщиков – у этого явления есть вполне четкая экономическая и организационная подоплека. Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок объяснил завышенные цены по военным поставкам значительной производственной и экономической деградацией отрасли за последние 15-20 лет. За этот период государство часто само предпочитало закупать что-то за рубежом, а не заказывать внутри страны, не занималось подготовкой инженерно-технических кадров для собственной оборонки. И теперь, после утверждения государственной программы на госзакупки стоимостью в триллионы рублей на годы вперед, выясняется, что сначала нужно возродить всю производственную цепочку. То есть инвестировать нужно не в постройку такого-то количества самолетов, а фактически в строительство заводов, которые могли бы их производить.

Кроме того, во многих сегментах выжившие до сих пор предприятия оказались монополистами, ведь в предыдущие годы рынок был слишком мал, чтобы дать загрузку сразу нескольким конкурирующим предприятиям. Директора заводов сегодня сполна осознают свое монопольное положение и стремятся диктовать цены, чтобы «отбить» все предыдущие расходы и создать финансовую подушку на будущее.

- В результате разрушения промышленной кооперации с начала 1990-х годов наша оборонная промышленность пришла к тому, что технологически не может выпускать серийную продукцию. И не имеет для этого необходимую материальную базу, - комментирует директор Центра геополитических исследований Леонид Ивашов. – К тому же наши предприятия полностью сами оплачивают научно-исследовательские разработки и держат на своем балансе все необходимые конструкторские доводки и разработки, выпуская при этом продукцию в пилотных экземплярах. Поэтому когда приходит заказ, они в состоянии собрать что-то в единичных экземплярах, и все предыдущие расходы надо при этом окупить.

Конечно, стоимость за единицу любой техники при таком подходе выходит космическая. Нет необходимости заводить, разрабатывать и устанавливать новое высокопроизводительное оборудование, разрабатывать и внедрять технологии, когда вам закажут в лучшем случае 10 самолетов за несколько лет. Это закономерно приводит к тому, что заказ, когда его случайно удается оторвать с руками, правдами и неправдами, выполняется специалистами буквально чуть ли не вручную. Да и специалистов самих осталось уже мало. Никто их давно не готовит, надо чем-то их держать, привлекать, предлагать выгодные условия. Все эти факторы вместе работают на взвинчивание стоимости любых работ до запредельного уровня.

«СП»: - Как выйти из этой порочной цепочки?

- Сами предприятия ничего изменить в этой схеме не могут, это очевидно. Реально навести порядок может только государство. С одной стороны, нужны большие регулярные заказы, чтобы предприятия были уверены в сбыте своей продукции в больших объемах – иначе никто ничего вкладывать в производственные мощности не будет. Это колоссальные деньги. Если предприятие будет уверено, что у него гарантированно купят не 10, а 100 самолетов, к примеру, тогда будет иметь прямой смысл вкладываться в современное качественное оборудование под серийное производство, разрабатывать новые технологические процессы.

Второй ключевой фактор – это негативное влияние самого чиновничьего управления этой сферой. Ни для кого не секрет, что в сфере оборонзаказа расплодилось гигантское количество каких-то посреднических структур, основное занятие которых – раздавать откаты во все стороны. И на постоянной основе надо кого-то задабривать, а уже продавливать государственный оборон заказ надо и вовсе не с одного захода. О размере этого бедствия на сегодняшний день надо поинтересоваться в Главной военной прокуратуре, но как уже доказало следствие, во времена Сердюкова примерно 25% выделяемых на госзакупки средств исчезало в различных неправедных схемах.

http://svpressa.ru/economy/article/77917/

Категория: Экология | Просмотров: 388 | Добавил: rys-arhipelag