Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1145] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
18:32 Открывается выставка: Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения | |||||||
Министерство культуры Российской Федерации | Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы 60–61 Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы.
Около 300 произведений из 24 музеев
России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий
диапазон художественных интересов Нестерова: картины на религиозные
темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы
к храмовым росписям и мозаикам. Многие произведения были специально
отреставрированы к выставке ("Юность преподобного Сергия", 1892–1897),
причем картина "Голгофа" (1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на
валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных
живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание
Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова
И.В.Шретер и семье архитектора А.В.Щусева, друга и соратника художника.
Эти работы, также прошедшие реставрацию, демонстрируются в полном объеме
и станут открытием для широкой публики и специалистов.
Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым "романа в красках": "На горах" (1896, Киевский национальный музей русского искусства), "Великий постриг" (1898, ГРМ), "За Волгой" (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина). Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: "Христова невеста" (1886, частное собрание), "Вечерний звон" (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых), "Старец. Раб Божий Авраамий", (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи. Центром экспозиции стало масштабное полотно "На Руси (Душа народа)" (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух.
Впервые столь полно (около 100 листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий. Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов. Среди лучших произведений этого жанра – "Портрет дочери художника О.М.Нестеровой (Амазонка)" (1906, ГРМ). Четкостью силуэта, выразительностью цветового пятна, особой удлиненностью фигуры пластический язык картины близок стилистике модерна. Двойной портрет "Философы" (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. Художник не писал портретов на заказ, он изображал людей, близких ему по духу, увлеченных творчеством, наполненных мощной созидательной энергией. Среди них – художник В.М.Васнецов (1925), физиолог И.П.Павлов (1935), скульптор В.И.Мухина (1940), архитектор А.В.Щусев (1941, все – ГТГ). Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Образовательная программа включает лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна". Реставрация картины "Юность преподобного Сергия" была осуществлена при финансовой поддержке ООО "СНС-Холдинг". Полотно "Голгофа" отреставрировано при поддержке ЗАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп"; рама к этому произведению – дар Григория и Владимира Нак.
| |||||||
Категория: Культура | Просмотров: 508 | |