Возраст напоминают о себе очевидными признаками: доходит жизнь до рубежа, который называют «старость». Еще полна огня душа, а тело чувствует усталость. Следуя словам Псалмопевца, отчетливо сознаешь, что приближается предел жизни: «семьдесят, если в силах восемьдесят лет, и умножают их труд и болезнь». В этом возрасте каждый новый день принимаешь с благодарностью, как подарок от Бога и сожалеешь, что много времени потрачено попусту. Апостол заповедует: «дорожите временем, потому что дни лукавы». Казалось, их так много впереди, а они просыпались, как песок, и оставили лишь воспоминание о прошлом. В круженьи времени и бытовых забот важно не потерять жизненную цель и не спутать цель со средствами её достижения. Цель- это главное, а средства – второстепенное. Цель не оправдывает средства. Достойная цель не достигается недостойными средствами. Достойной цели нужны достойные средства. Как только целью оправдывают средства, происходит подмена: средства ставят на место цели. Второстепенное становится на место главного, а главное выпадает из перспективы и утрачивает свое значение. Второстепенное, поставленное на место главного, лишается подлинного смысла. Потому так важно различать и не спутать цель, задачу и средства, необходимые для достижения цели. Священное Писание разными словами называет цель христианской жизни. Христос называет её Царством Божиим : «Ищите прежде Царства Божия и правды его». Христос называет цель вечной жизнью: «В том жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и его же послал Иисуса Христа». В другом месте Христос называет целью пребывание в Боге: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будите во Мне». Христос называет цель вечной жизнью: «В том жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и его же послал Иисуса Христа». Апостол Петр называет целью христианина обожение: «причастники божеского естества». Преподобный Серафим назвал целью христианской жизни стяжание Духа Святого. Эта цель достигается разными средствами. Необходимо хранить совесть в чистоте, сердце от лукавых помыслов, воображение от развратных картинок. Нужно хранить язык от праздных слов и сквернословия. Этому содействуют воздержание, молитва и милостыня. Цель определяет и повседневные задачи. Христос выражает постоянную задачу христианина короткой заповедью: «Бодрствуйте!» Всё вместе: цель, задача и средства к их достижению образуют содержание христианской жизни, олицетворенной во Христе. «Жизнь для меня Христос»- пишет апостол, выражая в этих словах содержание христианской жизни от времен апостольских до наших дней. http://adelgeim.livejournal.com/130422.html Письма из провинции. Псковское братство
Один день отца Павла. Докфильм об о. Павле Адельгейме Следственный комитет (СК) РФ возбудил уголовное дело по факту убийства священника Русской православной церкви, клирика Псковской епархии Павла Адельгейма. Протоиерей был убит в своем доме мужчиной 1986 г.р., который находился у него в гостях, сообщили в пресс-службе СК РФ. При задержании подозреваемый прокричал, что убить священника ему «велел сатана», после чего нанес себе удар ножом в грудь. Он госпитализирован. В пресс-службе регионального УМВД России сообщили, что подозреваемый находился в неадекватном состоянии. Адельгейм принял мужчину по просьбе знакомой из Москвы, рассказал в эфире телеканала «Дождь» депутат Псковского облсобрания Лев Шлосберг. Подозреваемый был душевнобольным человеком, вероятно, близкие надеялись, что священнику удастся его вылечить. 1 августа отцу Павлу исполнилось 75 лет. Оригинал взят у lev_shlosberg в Пастырь человеколюбия
Светлой живой памяти отца Павла Адельгейма
В
минувший понедельник, 5 августа, вечером, в своем доме на тихой улице
Красногорской в Пскове, у самого берега реки Псковы, был убит отец Павел Адельгейм.
За три дня до того он пустил в дом молодого и, очевидно, психически
нездорового человека из Москвы по просьбе его матери – она верила в то,
что сила чудодейственного слова о. Павла вернет её несчастному сыну
здоровье. В минуту душевного помрачения гость набросился на о. Павла с
ножом и убил его. Так, на четвертый день после 75-летнего юбилея,
завершился земной путь священнослужителя о. Павла Адельгейма, сына
страшного ХХ века, пережившего и пересилившего этот век и погибшего от
руки нечаянного паломника, которому он открыл двери в свой дом, желая
его спасти. Протянув руку помощи своему будущему убийце, отец Павел не
сделал ничего для себя необычного, он сделал естественное для себя
движение – навстречу страдающему человеку.
Отец
Павел был открыт миру. Он не боялся людей. Из всего пережитого –
расстрела репрессированного отца, собственного осуждения и заключения в
колонию, ссылки, физических ударов и моральных испытаний он вышел
сильным и бесстрашным. Он не боялся за себя и свою жизнь. Он был готов к смерти как верующий человек и не страшился ее прихода. Конечно, он не ждал ее именно такой, какой она пришла к нему. Но ежедневная готовность к смерти предполагает всё. В этой постоянной открытости людям, безусловно, была жертвенность. Он любил людей. И
готовность открыть дверь не только храма, но и своего дома каждому
страждущему объясняется главным в о. Павле – любовью к людям. Отец Павел был пастырем человеколюбия. В этой любви – загадка и разгадка его титанического духа и сократовского интеллекта, источник силы его богословия. Любовь к человеку, каким бы он ни был, – истинно христианская любовь – сделала отца Павла духовным отцом тысяч людей. Эти
тысячи и тысячи людей стали его всемирным приходом, границы которого
определяются только пространством человеческого общения.
Он был свободным человеком – настолько свободным, насколько свободна сама душа, наш внутренний ангел. Это его безупречное чувство свободы изумляло, ошеломляло, потрясало и воодушевляло людей. Абсолютно
бескомпромиссное чувство свободы сформировало и другую аудиторию отца
Павла – аудиторию тех, кто не принимал его, страшился, даже ненавидел. Отец
Павел был для этих людей ежедневным живым укором – только то, что он
есть такой, делало их жизнь невыносимой, почти напрасной. И этого ему не
могли простить. А он – мученик – прощал. Прощал своих палачей, мучителей, недоброжелателей. Этим прощением он оставлял им шанс на прозрение и раскаяние. Шанс на искупление грехов, шанс на свободную жизнь. В этом всепрощении – тоже его любовь к людям. Он
был истый гражданин России. Он считал своим долгом публично высказывать
свое мнение о государстве и власти, и его мнение о происходящем с
несчастной и нераскаявшейся Родиной слышали все, у кого болит сердце за
родную страну. Он утолял жажду пришедших к нему в слове разума, духа и совести. Он свято верил в силу пастырского слова. Эта вера произрастала из его веры в Бога, дело которого – слово. Этим
словом – проповедью – он владел свободно, она рождалась на глазах
изумленных слушателей из гармоничного союза его души и разума. Вся его жизнь была – его проповедь. Отец Павел жил, как проповедовал. Это
пожизненное единство слова и дела – удел немногих избранных – и есть
его человеческий и богословский подвиг, его урок, его знак всем
слышащим, видящим, мыслящим. Не только верующим, но – всем живым. На этом единстве слова и дела держится вера его прихода, мощь его храма. Это
единство – не думая об этом, не ожидая этого – он доказал своей
внезапной мученической смертью. Не опровергнув, а подтвердив свои
духовные устои. У этой проповеди нет и не может быть окончания,
потому что слово, рожденное силой чистой и свободной души, – как и сама
душа – бессмертно.
|