Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 00:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта


17:36
Парламентарии хотят сами решать, чему и как учить детей в школе

В Госдуме подготовлен законопроект, который лишит Министерство образования и науки монопольного права устанавливать образовательные стандарты. Согласно этому документу, перечень предметов и количество часов для средних школ, будут утверждаться отдельным законом, который, как пишут «Известия», должен будет пройти согласование в нижней и верхней палатах парламента.

Существующая система, когда государственным образовательным стандартом занимается исключительно правительство, а мнение всех организаций и граждан считаются исключительно информационными и рекомендательными, грешит субъективизмом, считают авторы инициативы - лидер думских эсеров Сергей Миронов и зампред комитета по образованию Виктор Шудегов.

Идея законопроекта, как пояснил «СП» Шудегов, возникла еще два года назад, «как только появились наши государственно-образовательные стандарты в старших классах»:

- Если помните, тогда вместо двух десятков предметов вдруг появились четыре обязательных и еще шесть в качестве предметов по выбору. Научно-педагогическая общественность была просто возмущена. Тем более, что русский язык – государственный язык Российской Федерации – также переходил в разряд предметов по выбору. В качестве обязательных предлагались: ОБЖ, физкультура, Россия в мире, а также индивидуальный проект.

«СП»: - Насколько известно, предложение не прошло…

- Да. Но в новом законе «Об образовании» есть другие «слабые места», которые вызывают озабоченность. В частности, в нем есть 5-я статья, которая уточняет, в каких случаях наши граждане могут получать бесплатное образование. Там четко сказано, что государство дает бесплатное общедоступное образование лишь в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. То есть то, что не войдет в стандарт, в перспективе может стать платным. И возникает вопрос: а если эти стандарты утверждает лично министр, то, получается, что он накладывает ограничения на конституционное право наших граждан? Ведь в Конституции не заложено никаких ограничительных механизмов для получения бесплатного образования. Следовательно, новый закон «Об образовании» противоречит Основному закону страны.

«СП»: - Вы намерены устранить это противоречие, а заодно лишить министра монопольного права в этом вопросе?

- Конечно, ведь может прийти министр, грубо говоря, намного хуже двух предыдущих. Ему будет казаться, что десяти или двадцати предметов в стандарте много, и он пожелает их сократить. Сейчас законодательство позволяет ему это сделать. Но когда будет принят наш закон, ему надо будет выйти со своим предложением в Госдуму, где его должно принять парламентское большинство. Затем это предложение выносится в Совет Федерации, и только после одобрения сенаторами подписывается президентом. Важно еще и то, что процессе выбора предметов, которые нужны нашим современных школьникам, через депутатов начинают участвовать сами избиратели. В свое время Гитлер, придя к власти, существенно сократил число предметов – какие-то соображения, наверное, им тоже двигали. Можно, безусловно, ссылаться на экономическую ситуацию - что сокращение предметов ведет к снижению расходов на образование и на содержание преподавателей. Но есть все-таки и общемировые тенденции: большинство предметов, которые сегодня есть в школе, изучаются во всех цивилизованных европейских стран. И мы не можем отставать от них.

«СП»: - А когда голосовали за новый закон об образовании, почему на все это не обратили внимание?

- Все эти «ляпы», как сказал наш новый председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов, общими усилиями придется устранять. И это лишь один пример. Есть и другие: в частности, противоречит Конституции переименование всех образовательных учреждений в образовательные организации. В Конституции говорится, что бесплатное образование наши граждане получают в образовательных учреждениях – государственных или муниципальных. Но не в организациях. А к 2016 году все образовательные учреждения по новому закону должны быть переименованы в образовательные организации. То есть, явная абсурдность. Придет какой-нибудь «крючкотворец» руководить образованием где-либо в регионе и скажет: «А с какой стати мы должны предоставлять вам финансовое содержание, ведь у вас же образовательная организация, а не образовательное учреждение». И все. Я утрирую. Но все равно любой закон не должен содержать никаких подобных противоречий по отношению к Конституции.

Нет, и не может быть единоначалия в подобных вопросах, заверила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

- Образовательные стандарты (в том понимании, как они сейчас зафиксированы и в новом законе об образовании - 273-м, и в законе, который был до него) нисколько не подрывают основу творчества, поскольку это система из трех групп требований. Требование первое - к условиям осуществления образовательного процесса. Это как бы гарантия некоторого качества с точки зрения условий (туда входит и оснащенность, и помещение, и кадровые ресурсы, и финансовое обеспечение).

Второе требование - к структуре образовательной программы. Именно к структуре. Никто не наполняет эту программу и не выдвигает никаких требований к содержанию, к учебникам – это автономия академической свободы самих педагогов довольно четко прописана в законе.

А вот структура образовательной программы фиксируется именно стандартом. И в требованиях к результатам освоения образовательной программы, за исключением дошкольного образования, стандарт является основой для подтверждения качества образования. Стандартизация требований по качеству совершенно справедлива. Она есть во многих странах. И это важно, когда мы стремимся к взаимному признанию дипломов – всегда идет проверка на соответствие наших образовательных программ и нашего образовательного процесса международным требованиям. Но министр только утверждает, а Минюст регистрирует приказ об утверждении стандарта. А разработка самих стандартов – это работа большой группы экспертов-профессионалов. В них обязательно участвуют институты Российской академии образования, связанные с этим уровнем, эксперты других институтов – в этом смысле разработка стандартов предлагается на конкурсе, и выигрывают, как правило, довольно серьезные, сильные команды. Министерство единолично ничего не решает.

«СП»: - То есть, депутаты, по-вашему, зря опасаются?

- Главная угроза – превратить это в пространство политической борьбы. Все-таки разработкой образовательных стандартов должны заниматься профессионалы, в первую очередь педагоги Российской академии образования. А когда в дело вступают, да еще с политическими интересами, представители парламентских фракций, получается вкусовщина: хочу такой предмет включу, хочу – вот этот. И никакого представления о целостности программы нет, у каждого свой интерес: у одного шахматы, у другого религиозное воспитание, у третьего – спорт. Поэтому я совершенно не вижу необходимости участия наших законодателей в данном процессе. Отследить, что у нас нет сокращений обязательств, в том числе в финансировании, можно и так. Стандарт ведь, прежде чем попадет на подпись к министру, обсуждается и проходит экспертизу во множестве ведомств. Депутаты на любом этапе могут включиться в процесс, вносить предложения и к их мнению, несомненно, будут прислушиваться. Но затягивать установление стандарта на политических баталиях через Госдуму - не вижу никакого смысла.

Заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования Владимир Просвиркин считает, что дело не в том, кто устанавливает образовательные стандарты, а в том, что все существующие давно устарели:

- Все наши авторы программного содержания не успевают за изменениями, которые происходят в мире. Не успевают за научно-технической революцией. Они не видят, что происходит, поэтому и учебники сегодня отстают. Прогресс бежит впереди нашего образования. Поэтому ребенок уже к концу 4-го класса начальной школы должен четко и ясно совместно с учителем добывать знания. Совместно с учителем. Но для этого и учитель сегодня тоже должен быть другой. Тот запас знаний, на котором его самого когда-то учили, меняется слишком стремительно. Сегодня будут выигрывать новые образовательные технологии, а, следовательно, все стандарты нужно менять. К примеру, недавно принятый стандарт дошкольного образования – его еще не издали даже, но он уже устарел. Там столько нужно создать различных локальных актов – еще, наверное, два-три тома, чтобы его применить. Ребенок формируется в игре. Но ребенок «вчера» и ребенок «завтра» - две большие разницы. Мы сегодня восьмимесячному малышу еще в коляске даем мобильный телефон, чтобы его успокоить, чтобы он понажимал на кнопочки. Ребенок в полтора-два года в интернете сам достает себе развивающую игрушку. И мы должны уже бежать вперед, потому что к 30-му году компьютеров и ноутбуков не будет. Там будут совсем другие подходы, другие изменения и все остальное.

Из досье «СП»

В Госдуме на рассмотрении на рассмотрении находится еще один законопроект, устанавливающий требования к содержанию и стандартам образования, в том числе перечень обязательных предметов. Он был внесен в апреле этого года депутатами-коммунистами во главе с руководителем фракции Геннадием Зюгановым. В документе предлагается закрепить в образовательном стандарте 16 обязательных предметов. Это русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, обществознание, география, основы естествознания, физика, химия, биология, искусство, технология, физкультура и ОБЖ. «Установление такого перечня призвано обеспечить государственные гарантии получения общедоступного и бесплатного общего образования надлежащего качества», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

http://svpressa.ru/society/article/76235/

Категория: Образование и наука | Просмотров: 391 | Добавил: rys-arhipelag