Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 19.04.2024, 08:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта


13:25
"Подумай о будущем России!" Действительно ли Патриарх Кирилл имеет президентские амбиции, или Немного о лозунгах "патриаршего шествия"
 
"Подумай о будущем России!" - гласил транспарант угрожающих размеров, растянутый поперек всего Васильевского спуска у Красной площади, куда прибыли по случаю патриарших именин 24 мая тысячи работников ЖКХ, управ муниципальных районов г. Москвы и студентов, согнанных на мероприятие под угрозой недопуска к сессии. Транспарант был написан на зеленом "патриаршем" фоне, а сразу за ним реяло бесчисленное множество сине-красно-желто-зеленых знамен с изображением ангела и названием доселе неведомой общественно-политической организации "Вера и дело". Так в Москве, в День славянской письменности и культуры, совпадающий теперь с именинами предстоятеля РПЦ МП, прошла презентация "патриаршей гвардии", ничем количественно не уступающей прокремлевским "Молодой гвардии" или "Нашим". Вместе с Кириллом презентацию возглавили Вселенский Патриарх Варфоломей (от лица международной религиозной общественности) и мэр Москвы Юрий Лужков (от лица российского политикума).
Надо сказать, что шествие это было для Москвы действительно беспрецедентным. Но дело тут не в размахе и не в количестве участников (по официальным данным, их собралось 40 тысяч). Дело в небывалом отрицательном пиар-эффекте. Московская патриархия делает в последние годы немало такого, что отвращает общественное мнение от Церкви, от религии вообще, подпитывая негативное отношение "к попам и церковникам". Подобное настроение доминирует в блогах, в социальных сетях, даже если зайти на форум о заработке, можно найти антиклерикальные нотки. Но зачем же, находясь и в без того шатком пиар-пространстве, так откровенно провоцировать народное недовольство?! Скажем больше: зачем столь откровенно демонстрировать пренебрежительное, хамское отношение к десяткам, сотням тысяч сограждан?
В первую очередь, шествием были недовольны (и это мягко сказано!) москвичи, работающие в центре города. А таковых в столице более миллиона человек. С 9 до 16 часов ключевые магистрали, набережные и мосты в центре города были закрыты для движения транспорта. Московские дороги и так не рассчитаны на то количество автотранспорта, которое передвигается по городу, и российская столица в будни постоянно балансирует на грани транспортного коллапса. В понедельник, 24 мая, такой коллапс случился. Радиально-кольцевая структура города, не предполагающая возможностей объезда, загнала сотни тысяч автомобилей в глухую, многочасовую пробку. Можно себе представить, какими словами поминали именинника и его сотрапезников застрявшие в пробке люди.
Во-вторых, принудительный сгон на подобные, с позволения сказать, "миссионерские" шоу далеких в массе своей от религиозной практики московских студентов формирует у лучшей части российской молодежи устойчивый иммунитет к Церкви и религии. У адекватного человека вряд ли вызовет доверие такая религия, которая заставляет оказывать внешние знаки почтения себе под угрозой отчисления из вуза. А раздача непонятных знамен с ангелом, приказ что-то скандировать в честь Патриарха, многочасовое томление на солнцепеке, попытки удержать молодежь, бегущую с мероприятия при первой же возможности? Все это формирует образ тоталитарной структуры, уж точно никак не связанной с живой верой, со свободой духовного поиска, с любовью и доверием. Нет, пожалуй, после такого опыта молодой человек на церковные мероприятия добровольно уже не пойдет, какую бы "миссионерскую литературу" ему там ни пытались вручить. Организаторы этого безобразия берут на себя огромную ответственность за то, что своим "миссионерством" они закрывают для тысяч людей доступ к сокровищнице православной веры и даже русской национальной культуре. Рассматривая Церковь как политический инструмент или коммерческую корпорацию, они и сами не входят в эти двери и желающих войти отталкивают (как тут не вспомнить известное обличение Христа в адрес книжников и фарисеев). И в распространении антицерковных взглядов в молодежной среде виновата не сама "падшая" молодежь, а горе-миссионеры из Московской патриархии.
Вот лишь краткий отрывок из рассказа очевидца акции – между прочим, священника РПЦ МП: толпа людей, собранных на мероприятие, "приблизилась к огромной сцене на Васильевском спуске, стала уплотняться... и из-за сцены потек ручеек, потом уже и полноводная река людских голов. С моста хорошо было видно, как, не оглядываясь, они уходили в сторону метро. От огромной массы остались только держатели плакатов и знамен, да и то не все... Люди проголосовали ногами: дойдя до назначенных им мест, они разворачивались и уходили туда же - к метро. А некоторые колонны поголовно даже не пытались попасть на площадь перед сценой, а сразу шли вправо от храма Покрова.
Тех, кто остался слушать речи Патриархов, Лужкова и других, осталось так мало... что колонна областного духовенства, стоявшая на мосту в середине, на площади оказалась прямо за "ложей для гостей". Огромная масса людей, всего несколько минут назад стоявшая на мосту впереди духовенства и после начала движения заполнившая площадь так, что, казалось, мы на нее не попадем, бесследно исчезла... Только от храма в сторону метро двигалась море людское, оно заполнило все пространство между домами.
Когда закончилась официальная часть и объявили концерт, те, кто еще оставался, в большинстве своем начали расходиться. Были слышны и упреки, что же вы не слушаете, это же для вас. Но на них никто не обращал внимания. Три часа подневольного стояния под солнцем мало кого способны расположить к услаждению классической или народной музыкой... Тем более что слушать концерт надо было стоя под тем же солнцем.
…Мне думается, что если это не сознательная дискредитация церкви и ее праздников (а как еще более эффективно можно вызвать у молодежи отвращение?), то элементарное отсутствие любви к людям, продолжение имперского представления о людях, как винтиках государственного механизма и элементарное нежелание изменить хоть что-то к лучшему".
Наконец, в-третьих, весьма неоднозначно выглядит уличная активность Патриарха с точки зрения Кремля. Для чего Кремль создавал "Наших" и "молодогвардейцев"? Чтобы пресечь на корню любые попытки уличной активности оппозиции, типа "Маршей несогласных", и дать серьезный отпор всем посягательствам на "тандемократию". Для чего Кирилл создает внешне неотличимое от "Наших" движение "Вера и дело" - с такими же флагами, футболками, "гонорарами" организаторам? Едва ли у него в Церкви есть такая оппозиция, от которой надо защищаться посредством уличных драк и баррикад. А подчеркнуто активное участие в организации и проведении патриаршего шествия мэра Москвы Юрия Лужкова, под которым беспрецедентно сильно зашаталось кресло, и от которого уже отреклась часть руководства путинской партии "Единая Россия"? Все это придает некоторый брутально-политический оттенок акции Кирилла, отнюдь не вызывающей восторгов в Кремле.
"Подумай о будущем России!" - призывает нас гигантский патриарший транспарант. Что ж, давайте подумаем. Кирилл – мощный политический игрок, с хорошей публичной харизмой и неплохими финансовыми возможностями. Ну, допустим, по финансам он значительно уступает "национальному лидеру" (хотя и превосходит официального президента), а вот харизма его намного ярче, чем у правящего тандема вместе взятого. Кирилл – человек весьма амбициозный, что видно из множества фактов его биографии, особенно последних 20 лет. На движение вперед, на новые победы его вдохновляет новая высота, которой он еще не достиг, не покорил. Но вот, возможности карьерного роста в Церкви исчерпаны – он стал Патриархом, а выше только Папа Римский, если Кирилл разделяет учение о его примате во Вселенской неразделенной Церкви. Очевидно, Римский престол для Кирилла закрыт – и не потому, что он православный (знающие его люди утверждают, что он больше католик, чем православный), а потому, что такова неумолимая геополитическая реальность. Значит, единственной реальной очередной высотой является пост главы государства. Оцените красоту идеи – Патриарх и президент в одном лице, высшее воплощение симфонии, которую проповедовал Кирилл Медведеву на приеме в честь своей интронизации. Да и грех зарывать в землю недюжинный политический талант, если уж, как считают почитатели Патриарха, Бог дал Кириллу дар не молиться в иноческой келье, а продуцировать политические, социальные, экономические доктрины и концепции. Речи Кирилла действительно гораздо больше напоминают выступления политического лидера, нежели смиренное, но духоносное слово пастыря-молитвенника.
Будущее России, о котором мы должны подумать, это, очевидно, не будущее равноправного члена Европейского Союза и НАТО, защищающего права человека, судящего кремлевских коррупционеров, возвращающего храмы "альтернативным" православным и "сектантам", допускающего свободу политической конкуренции и СМИ, денационализирующего нефте- и газодобычу. Нет, за годы правления Путина как политическая элита, так и широкие слои населения нащупали "особый путь развития" России, который скорее ощущается интуитивно, чем формулируется в виде Конституции и законов. Эти последние в России, в большинстве своем, вполне европейские, только считается глупым и смешным их соблюдать. "Особый путь" - это жизнь не по юридическому закону, а по понятиям, корнями своими уходящим в некую особую духовность России. Кумовство, коррупция, право сильного, страх – вот основные из этих понятий. Закон же используется только для расправы с конкурентами или вольнолюбцами, не оказывающими власти должного повиновения. Иной русский патриот, попивая излюбленный национальный напиток, нет-нет да и воскликнет в священном восторге словами классика: "Взятка – вот Русская Конституция!" Во всю эту структуру "особого пути" органично вплетается державный культ – Московская патриархия, где так же почти не работают каноны, Патриарх выбирается не по правилам Поместного Собора 1917-18 гг., кафедры и доходные приходы приобретаются за взятки, а слабые боятся сильных и не имеют возможности что-либо сказать в защиту своих несуществующих прав. "Пресловутые права человека, чуждый нам западный менталитет" - эти словосочетания одинаково актуальны как для светского, так и для церковного лексикона современной России. Здесь какие-то права имеет лишь тот, у кого есть власть, причем последняя имеет тенденцию концентрироваться в одних руках. И чем твердые руки Патриарха Кирилла хуже слабеющих дланей экс-президента Путина?
История православия знает немало примеров совмещения высшей церковной и государственной власти. Говоря о России, обычно приводят в пример со-правление "великих государей" Филарета (в миру – Федора) Никитича (отец, он же Патриарх) и Михаила Федоровича (сын, он же Царь); или регентство святителя Алексия, Митрополита Московского, при князе Димитрии Донском. Но есть и более яркие примеры. Скажем, князьями Черногории на протяжении почти 150 лет становились исключительно местные митрополиты. Албания, где православные составляют меньшинство, вскоре после обретения независимости получила левое, ориентированное на Советскую Россию правительство во главе с епископом Фаном (Феофаном) Ноли. Наконец, Республика Кипр, первым президентом которой был Архиепископ Хризостом II. Будущему Патриарху Кириллу наверняка запомнился исторический визит президента Архиепископа Хризостома в Советский Союз в 1975 г., где его принимали как на высшем государственном, так и на высшем церковном уровне.
…Скептики, наверное, скажут, что весь секрет грандиозного шествия сводится к попыткам мэра Лужкова за счет инвестиции Церкви удержаться на своем посту, продемонстрировав Кремлю и народу свою особую близость к Патриарху Кириллу. Но нас ведь призвали подумать о будущем России – а оно явно не сводится к политической судьбе стареющего градоначальника.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"
Категория: Религия | Просмотров: 584 | Добавил: rys-arhipelag