Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 20:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта


20:05
РОССИЯ ЛИДИРУЕТ ПО ЧИСЛУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Россия является рекордсменом по количеству одаренных детей, особенно в области творческих направлений. По мнению специалистов, подобный «креативный бум» может быть отчасти связан и с непростыми условиями существования в суровой российской среде.

«Общий индекс творчества для российских детей выше, чем для представителей других стран. Так, к примеру, средний уровень креативности для российской выборки выше, чем для американской. Возможно, это связано с не самыми лучшими условиями существования. Но есть и другие причины», — рассказала GZT.RU Виктория Юркевич, профессор, заведующая лабораторией «Психология одаренных детей» Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). По словам психолога, в России всегда наблюдался большой процент одаренных детей, однако в последние годы им стали уделять гораздо больше внимания. «В России всегда было много одаренных детей. Говорить о том, что их стало больше, вряд ли можно. Их просто научились выявлять», — считает психолог.

Отчасти именно по этой причине в обществе в последние годы сформировалось ошибочное мнение, что XXI век подарил интеллектуально обнищавшей России огромное количество юных талантов, так называемых детей-«индиго». «Если честно, то мне не нравится этот термин. Под „индиго" понимают разные вещи, некоторые используют этот термин в отношении очень творческих и необычных детей, которые способны к нестандартному понимаю, видению ситуации. В этом случае „индиго" — синоним слову творческий, нестандартный ребенок. Другие же под словом „индиго" понимают парапсихологические способности. Для меня парапсихология — это открытый вопрос, я не могу окончательно считать это выдумкой, но и не могу считать подтвержденным фактом», — говорит Юркевич.

Теорема Ферма вместо забитого гвоздя

Ни для кого не секрет, что одаренные дети редко бывают успешными во всем, чаще всего их таланты проявляются в какой-то одной конкретной области, вымещая, к примеру, какие-либо бытовые навыки. «В развитии одаренных детей существует явление, которое называется дисинхронией. То есть они могут быть интеллектуально успешными, при этом их социальное и эмоциональное развитие сильно отстает», — объясняет Юркевич.

Даже достигнув социально зрелого возраста, такие люди могут быть инфантильными, абсолютно неприспособленными к окружающей действительности. Помимо всего прочего, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, не могут решить банальные практические вопросы. «К примеру, человек может быть блестящим физиком-теоретиком, но в жизни, если вылетели пробки, наладить электричество ему уже не по силам», — приводит пример профессор.

Большая часть одаренных детей имеет проблемы и в плане психофизиологического развития. У многих из них есть так называемые микропатологии, которые связаны с нарушением активности. Часто у юных гениев наблюдается гиперактивное поведение, которое мешает им адекватно вести себя в обществе, взаимодействовать с ровесниками и учителями. Симбиоз родителя и ребенка

Причин несоответствия в развитии особо одаренных детей может быть несколько. Первая из них заключается именно в природных особенностях ребенка. Другая — связана с условиями развития. Дело в том, что часто одаренные дети появляются в таких семьях, где они впоследствии становятся центром всей жизни родителей.

«Такое явление называется "симбиоз" – одаренных детей с родителем, иногда даже с двумя. Симбиоз— это некая единая жизнь. Есть, к примеру, симбиоз матери с грудным ребенком, но это абсолютно естественная и необходимая вещь. Но у одаренных детей этот симбиоз сохраняется многие годы, вплоть до полной зрелости и дальше. В силу такого симбиоза у этих детей возникает особое развитие — дисинхрония, о которой я уже упоминала», — поясняет Виктория Юркевич.

По словам профессора, развести природные и средовые предпосылки в качестве главных «инициаторов» асоциального поведения особо одаренных детей крайне сложно.

одаренность

Довольно часто одаренность является мнимой, и по большей части такой обман связан именно с «родительскими амбициями». Так, родитель, воодушевленный детской заинтересованностью в чтении энциклопедий, а не красочных книжек с рисунками, мгновенно приписывает своему чаду одаренность и прочит судьбу Нобелевского лауреата, начиная при этом проявлять крайнюю обеспокоенность безопасностью и здоровьем будущего гения.

«На самом деле есть разные типы одаренности. Есть одаренность, которая видна в раннем возрасте, другая проявляется в подростковом. Много типов, много вариантов развития, есть варианты, когда одаренность проявляется рано, таких детей все обычно называют вундеркиндами. Вариант развития интересный, но очень уязвимый. Вероятность реализации вундеркинда во взрослом возрасте не очень велика. Сам факт, что одаренность рано проявилась, честно говоря, ничего не значит», — говорит Виктория Юркевич.

Отличить юного эрудита от действительно одаренного ребенка все-таки можно. Так, первый оперирует больше знаниями и навыками, второй же использует исключительно умение думать, быстро находить решения. Если эрудит столкнется с незнакомой задачей, то он, скорее всего, растеряется и не сможет ее решить, второй же, напротив, приложит максимальные усилия для того, чтобы найти правильный ответ.

Каждый ребенок развивается в силу своих биологических особенностей: один стремительно обгоняет своих сверстников в решении математических задач, но по достижении подросткового возраста уже ничем не отличается от ровесников. Другие же, напротив, могут проявить необычные способности уже в достаточно зрелом возрасте.

«Мы, психологи, по отношению к маленьким детям слово „одаренный" вообще стараемся не употреблять. Вундеркинд — означает ускоренное развитие. Что за этим ускоренным развитием? Может, это просто темп развития другой и никаких чрезвычайных возможностей здесь нет», — говорит Юркевич.

Перед учеными стоит и еще одна немаловажная задача: как не проглядеть талант. Часто бывает так, что из, казалось бы, обычного ребенка вырастает выдающийся ученый, дипломат или безумно творческая личность. Психологи считают, что потенциал заложен абсолютно в любом ребенке. Главное— уметь развить эти способности.

GZT.RU

Категория: Образование и наука | Просмотров: 504 | Добавил: rys-arhipelag