Грамотность российских школьников оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют итоги международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA.
Как передает корреспондент «Нового Региона», в России начали внедрять государственные образовательные стандарты второго поколения. По мнению министра образования Челябинской области Александра Кузнецова, это революционные изменения, благодаря которым качество образования должно существенно вырасти.
О качестве существующей на сегодняшний день в России системы свидетельствуют результаты международного исследования образовательных достижений учащихся. В начале декабря были обнародованы итоги исследования PISA 2009 года. Данная международная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития. Исследование PISA проводится трехлетними циклами, в прошлом году завершился четвертый цикл.
Школьников оценивают по трем критериям: читательская грамотность – приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. В исследовании принимают участие только 15-летние учащиеся, получившие общее обязательное образование. Главная цель проекта – оценка способности подростков применять полученные в школе знания и умения в жизни, а не определение уровня освоения школьных программ.
Кузнецов сообщил, что российские школьники показывают стабильно низкие показатели в течение всех лет исследования: в 2000, 2003, 2006 и 2009 годах.
Так, по итогам исследования 2009 года, в котором участвовали школьники из 65 стран мира, по уровню читательской грамотности Россия заняла 43 место, получив 459 баллов из 1 тысячи.
В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, в России ведущим является 2-ой уровень, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации, требующие минимальной опоры на письменное сообщение. Отметим, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности: там 15-летние учащиеся более успешны в различных ситуациях реальной жизни, где необходимо ориентироваться на текст.
В России число школьников, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,5%, это почти на 10% ниже средних показателе по ОЭСР, из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов только 14%.
Ситуация с математической и естественнонаучной грамотностью не лучше: Россия занимает 38 и 39 места соответственно.
71% российских школьников продемонстрировали способность применять математические знания и умения, достигнув 2 уровня. Из них чуть более 5% обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения – 5-6 уровни по международной шкале. Почти 30% учащихся не достигли порогового (2-го) уровня математической грамотности.
Естественнонаучная грамотность большинства 15-летних жителей России достигает 2-3 уровней, определенных в исследовании, они характеризуются умениями выявлять явно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях, делать выводы на основе простых исследований, формулировать короткие высказывания, используя имеющиеся факты, объяснять явления и процессы в знакомых ситуациях, используя имеющиеся естественнонаучные знания. Более 22% российских учащихся не достигли порогового (2-го) уровня естественнонаучной грамотности.
«Вынужден констатировать, что по сравнению с другими странами, грамотность наших школьников оставляет желать лучшего», – заметил Александр Кузнецов.
По его словам, с переходом начальной школы с трехлетнего на четырехлетний цикл уровень читательской грамотности южноуральских школьников очень вырос. Нынешние ученики 7 и 8 классов демонстрируют высокие результаты. Министр надеется, что в следующем цикле исследования PISA в 2012 году показатели России значительно улучшатся.
© 2010, «Новый Регион – Челябинск»
|