Счетная палата проверила деятельность Фонда поддержки кинематографии за 2010 год и обнаружила, что отечественные производственные компании не так добросовестно отнеслись к расходованию бюджетных средств, как хотелось бы проверяющим органам.
Во-первых, половина выделенных денег не была использована вовсе, во-вторых, большой процент средств был истрачен не на съемки, а на иные цели. Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на финансовое обеспечение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и продвижением художественных полнометражных фильмов отечественного производства в 2010 году было выделено 2,86 млрд рублей из федерального бюджета. Эти деньги, согласно регламенту, были переведены на счет фонда в банке «ВТБ 24».
Средства впервые распределялись между лидерами отечественного кинопроизводства по схеме, созданной фондом и несколькими независимыми компаниями, в том числе Movie Research и «Невафильм». Таких компаний оказалось восемь (кинокомпания СТВ, «Дирекция кино», «Студия ТРИТЭ», ЦПШ, «Арт Пикчерз студия», «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», ГК «Базелевс», «Рекун-синема»), каждая получила по 250 млн рублей c условием снять по две картины, они должны быть произведены за счет государства не более чем на 70%. Ежемесячно 5% дохода от проката должен был бы доставаться фонду. Также фонд обязался помогать социально значимому кино, продюсерским компаниям — в общей сложности, согласно отчету Счетной палаты, с которым удалось ознакомиться «Известиям», в 2010 году было профинансировано 59 проектов.
Проверка выявила ряд нарушений. К примеру, многие организации, получившие госфинансирование, переводили средства со счетов в ВТБ 24, куда они поступали из бюджета на счета других банков. Так, компания Тимура Бекмамбетова «ТаББак» перевела 210,99 млн рублей на расчетный счет в Сбербанк, ЦПШ — 279,9 млн рублей (из полученных 280 млн рублей) в филиал банка «Траст» и т.д. Это усложнило процесс контроля за расходованием этих средств. Средства, полученные от государства, должны были быть потрачены только на производство, продюсирование или дистрибуцию кинолент, оговоренных контрактом с фондом. Но Счетная палата обнаружила факты нецелевого расходования госбюджета: компания «Главкино», сооснователем которой является Федор Бондарчук, 24 декабря 2010 года перевела 180 млн рублей со счета на депозит. Компания «ТаББак», входящая в ГК «Базелевс», потратила 10,5 млн рублей на погашение задолженности перед компанией «БиПиЭл», которая также входит в ГК «Базелевс». Киностудия «АРК-фильм» посредством чеков осуществила выдачу наличных средств в размере 800 тыс рублей Наталье Бутылкиной по содержанию операции «возврат денежных средств учредителя». А также она воспользовалась средствами, выделенными фондом для того, чтобы оплатить взыскание в пользу компании «7 дней» в размере 467 тыс. рублей плюс госпошлина 1 тыс. рублей. Ряд компаний средства не использовали вовсе. Остаток на конец 2010 года составил 1,162 млрд рублей с учетом депозита «Главкино» и без учета средств, переведенных на счета кредитных организаций, из них только у кинокомпаний-лидеров осталось — 848, 3 млн рублей. Например у «Рекун-синема» на счетах 241,9 млн рублей, у «Дирекции кино» — 112,7 млн рублей, «ТРИТЭ» — 173,9 млн рублей, «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» — 138,4 млн рублей. Счетная палата убедилась в том, что расходовать бюджетные деньги в ряде случаев можно было более эффективно, если бы кинокомпании добросовестно относились к созданию сметы. По фильмам киностудии «ТаББак» «Елки» и «Скандалисты» (вторая часть) изначальные бюджеты были заявлены 195 млн рублей и 150 млн рублей, а затем сократились до 73 млн рублей и 45 млн рублей, то есть почти в три раза, что свидетельствует «об отсутствии у данной организации достоверного и четкого определенного лимита затрат на производство указанных фильмов на момент заключения договоров», делают вывод проверяющие. Похожие проблемы обнаружились и у компаний «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», «ТРИТЭ», «Арт Пикчерз студия», но здесь сметная стоимость, напротив, увеличивалась в общем на 196 млн рублей. Все три компании уже заключали в 2008 году госконтракт с Минкультом на финансирование своих трех фильмов, но в 2010 году фонд решил добавить. В итоге первые две компании повысили цену контракта лишь в 1,5 и в 1,7 раза, а студия «Арт Пикчерз» увеличила цену съемок киноленты «Духless» в 6,5 раз, до 98 млн рублей.
В этой связи Счетная палата предлагает Фонду кино пересмотреть модель финансирования и ввести авансно-компенсационную систему, выдавая сразу только часть предусмотренной на реализацию проекта суммы, а затем в соответствии с предоставленными отчетами компенсировать потраченные на следующие этапы съемок деньги.
В фонде результаты проверки ведомства комментировать пока не готовы, так как еще не успели детально ознакомиться с выводами. Компании, перечисленные в отчете, также пока не видели документ и потому отказались комментировать претензии аудиторов.
|