Русское движение [344] |
Русофобия [367] |
Русская защита [1144] |
Миграция, этнические конфликты [615] |
Кавказ [607] |
Армия и нацбезопасность [573] |
Образование и наука [296] |
Демография [120] |
Социальная сфера [754] |
Протест [517] |
Власть и народ [1115] |
Правопорядок [414] |
Экономика [710] |
Культура [676] |
Религия [507] |
Экология [126] |
Обломки Империи [5143] |
Зарубежье [990] |
Внешняя политика [148] |
Сербия [170] |
Люди [101] |
Интервью [183] |
Статьи и комментарии [1639] |
Разное [324] |
Даты [229] |
Утраты [103] |
03:32 Сергей Сокуров. Похороны Фёдорова на крестинах Фэдоровыча | |
Речь пойдёт о первопечатнике русском, известном в просвещённом мире как Иван Фёдоров. Правда, при не столь давнем появлении украинцев, как отдельного этноса, с «незалежной» историей, Друкарю книг пред тем невиданных (так на могильном камне) надлежало стать и первопечатником украинским. Последний термин утвердился после Ленинского, более чем царского, дарения новоявленным украинцам нескольких бывших малороссийских губерний, с последующей щедрой прирезкой соседних, в основном, новороссийских, казачьих (ВВД) и польских территорий. Однако столь весомое подтверждение братства «двух братских народов» лишь вызвало досаду в умах «свидомого украинства». Нет, оно (т.е. сознательные украинцы) ничего бы не имели против общего первопечатника, будь он уроженцем Киева или галичанского села. Но друкарь Иван нередко подписывался «Москвитин», тем самым не оставляя ни у кого сомнений в своём происхождении.
Избавиться от такого дискомфорта «свидомиты» всех времён пытались разными способами. То вытаскивали из нафталина краковского еврея Фиоля, который за несколько десятилетий до московского мастера сделал попытку книгопечатанья на кириллице и поплатился за это сожжённой типографией. То ссылались на некоего львовского мещанина Степана Дропана, якобы современника самого Гутенберга. Не имело значения, что не сохранилось ни одного печатного листа из мастерской легендарного русина, не ведавшего, что его дальние потомки станут украинцами. Главное, сильно хотеть своего единокровного первопечатника. Другие бездоказательно утверждали, что мастер Иван совсем не Фёдоров, а Фэдоровыч (уд. на 2-е «о»); полтавчане подправляли - Хвэдоровыч. И родился он где-то в Русском воеводстве польского короля. О посмертной судьбе нашего первопечатника я много писал. Например, «Мытарства благородных костей», «Так Фёдоров или ФэдорОвич? К 500-летию первопечатника», «О первенстве вообще и в частности» и др. Для разночтения своей фамилии сам первопечатник давал повод, подписывая разные документы Иван Фёдоров, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Фёдорович, Iоанн Феодорович друкар Москвитин, Iоанн Феодорович сын зъ Москвы или печатник зъ Москвы, Иоанн Фёдоров сын Москвитин, также Joannes Fedorowicz Moschus… Однако (обращает внимание О.Лютиков), «Во всём мире Фёдорова знают под этой фамилией; оно зафиксированно во всех солидных зарубежных энциклопедиях; Книжной палате Украины присвоили имя Ивана Фёдорова; в Польше, в Заблудове, на мемориальной табличке на польском и старославянском языках написано Иван Фёдоров». Тем не менее, с первых лет «незалежности» широким фронтом, из Львова, началось наступление на Иоанна Фёдорова сына Москвитина. Тонкость этой операции - внешнее и внутреннее очищение уже бессмертного в сознании потомков первопечатника от всего московского. Начали с традиционной фамилии. Во дни 500-летия просветителя с мировым именем под Замковой горой возникла инициатива обратиться в горсовет с предложением переименовать улицу Ивана Фёдорова в улицу Ивана Фэдорóвыча и присвоить академии друкарства (бывший Львовский полиграфический институт им. Ивана Фёдорова) имя Ивана Фэдорóвича. В местном учёном мирке в интеллигентских кругах сторонники «Фэдоровыча» переругались с Фёдоровцами. Большинство склонялось, что можно писать Фёдоров, в скобках – Федорович (написание укр.литерами), или Федорович (Фёдоров). Тогда же во Львове распространили сообщение Галинфо, что некий оргкомитет «По видзначенню 500-рiччя народження Iвана Федоровича» (sic!) обратился в Кабмин Украины провести юбилей украинского первопечатника Ивана Фэдорóвыча на государственном уровне. Не знаю, в каких переименованиях добились успеха инициаторы, но всё чаще на Украине пишут и произносят «Фэдоровыч» (укр. написание Федорович). И, несомненно, всех нас, кто с этим не согласен, ждёт поражение. ** Лично я уже смирился с неизбежностью и не думал возвращаться к этой теме. Как тут в российских СМИ на высокой мажорной ноте распространилось сообщение о перезахоронении во Львове останков Первопечатника и его сына Ивана (например, здесь: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=c Те, кто в курсе дела, должны были испытать удовлетворение: наконец-то! Несведущих отсылаю к своему эссе «Мытарство благородных костей» (ссылка выше). Коротко напоминаю: Иван Фёдоров был погребён в декабре 1583 года рядом с сыном в монастыре Св. Онуфрия. Могила со временем затерялась, надгробная плита перекладывалась по храму, пока не исчезла, когда храмом завладели греко-католики василиане. В то время австрийские власти, занятые насильственным переименованием русинов в украинцев, шли на любые подлости, чтобы не допустить паломничества подданных Габсбургов и гостей империи к гробу общерусского просветителя. Но сохранились зарисовка плиты и фотография её копии по слепку с оригинала. В 1971 году под полом храма, превращённого в музей, были обнаружены перемешанные кости старика и молодого человека – явное перезахоронение. По косвенным признакам предположили, что это останки Ивана Фёдорова и его сына Ивана, хотя нательные крестики, остатки одеяний, известная по оттискам личная печатка Москвитина отсутствовали (видимо, монахи-василиане в своё время их дальновидно изъяли). Неопознанный по сути прах в советское время хранился в сейфе, ожидая, когда наука будет иметь возможность ответить на безответный тогда вопрос. Незалежная Украина вернула храм василианам, музей Ивана Фёдорова ликвидировали, реликвии разнесли по Львову. Много лет костные останки из немого захоронения оберегала в картонной коробке заведующая Музеем искусств древней украинской книги Лариса Спасская, что описано в моём эссе. Она-то не сомневалась в принадлежности черепа и др. костей своему кумиру. Потом передала на хранение в униатскую часовню. То ли сама решила сменить веру усопших, то ли единственный храм св. Георгия РПЦ МП отказался принимать безымянный прах, хотя «Господу их имена ведомы». Затрудняюсь сказать что-либо убедительное по этому поводу. Когда-то священники высоких рангов в Первопрестольной уклонились от обсуждения со мной вопроса о возвращении того, что осталось от издателя печатного «Апостола» на родину. Это тоже загадка, для меня неразрешимая. Вдруг в декабре 2014 года, неожиданно для заинтересованной общественности, состоялось перезахоронение предполагаемых останков Первопечатника и Ивана Ивановича Друкаровича (так младший Москвитин именуется в древних документах). Точнее, перенос праха крещённых в православии из униатской часовни в униатский храм на вечное упокоение. Каждый волен трактовать по-своему сей случай. Политик-атеист, наверное, скажет, что это оптимистический знак братской дружбы со стороны тех, кто составляет сейчас авангард киевских карателей, убивающих русских людей, наших соотечественников, без различия возраста, пола, религиозных убеждений, на кровавых полях Донбасса. Кое-кто, из нестойких в вопросах веры, увидит в этом благостное сближение церквей. Стойкие промолчат, ибо генная экспертиза для них не доказательство (вспомним убиенных в доме инженера Ипатьева в Екатеринбурге). А принимающие таковую спросят: Что это за недавние чудесные экспертизы в Польше, которые «не оставляют сомнений, что речь идет именно об останках Ивана Федорова» (см. в ДЗВОНе публикацию С.Карнаухова). Неужели в объявились потомки первопечатника? Из львовских заробитчан евромайданской эпохи? Насколько мне известно, после 1860 года о них ничего неизвестно. А косвенных признаков не прибавилось. Я пытаюсь обосновать свою точку зрения. Тот факт, что 18 декабря «в торжественном отпевании и процессии захоронения принимали участие представители всех религиозных конфессий Львова» (там же), свидетельствует об одобрении церемонии РПЦ МП, к которой я, крещённый в православии атеист, считаю себя принадлежащим, хотя и атеист. Но меня смущает следующее. В декабре 1583 года книжного мастера и диакона Ивана Фёдорова опустили в могилу на участке, освящённом по православному обряду. Через 388 лет подняли на поверхность и заточили в сейфе, потом в коробке. А спустя ещё 43 года вернули на первоначальное место, но там уже священнодействуют василиане, даже теперешний склеп оказался как бы православным «на паях с униатами». Как на это смотрят просвещённые в вопросах религии? Пока не слышу ответов, протяну нить рассуждения дальше. По мне (рассуждаю сам с собой), львовские австроукраинцы поставили точку на окончательной приватизации бывшего (!) Москвитина. Вот и автор сообщения о церемонии перезахоронения подчёркивает: «Более известного в нынешней Украине под фамилией Федорович». Итак, вопрос времени, когда всемирно известный просветитель двух народов Иван Фёдоров на Украине исчезнет навсегда. И не исключено, что при переходе украинской письменности на латиницу первопечатником украинским (только украинским!) станет Joannes Fedorowicz. В подозрительной спешке львовских городских властей, я, знающий ту публику не понаслышке, вижу только голую и пошлую политику, вне доброй памяти и чувства благодарности к покойнику. http://www.za-nauku.ru/index.php?op | |
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 401 | |