Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Вторник, 08.10.2024, 19:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта


16:41
Спецназу ГРУ подрезали крылья. Празднование 60-летия спецназа Главного разведывательного управления было похоже на прощание
Спецназ ГРУ «приземлился» там, где его не ждали – в главкомате Сухопутных войск, причем тогда, когда сами Сухопутные войска находятся на реформаторском перепутье. Случилось это в юбилейный год шестидесятилетия самых боеспособных подразделений Российской армии. Подарок – в духе нынешних времен. Так что такое настоящий спецназ, что мог, что делал и что, в итоге, заслужил?
За последние годы появилась вполне достоверная литература о разведке спецназначения, о тех, кто в ней служит, о том, как там служат. Авторы ее, как правило, бывшие офицеры ГРУ. Книги выходят небольшими тиражами, но пытливый читатель найдет их без особых трудов и финансовых затрат. Вот только таких читателей, действительно пытающихся докопаться до истины, становится все меньше и меньше. Основной же «пипл» хавает бурду типа сериала «Морские дьяволы» и считает, что смотрит фильм про настоящих боевых пловцов спецразведки ВМФ…
24 октября 1950 года появилась секретная директива военного министра СССР № ОРГ/2/395/832. Она положила начало созданию разведки специального назначения. Осенью того же года во всех военных округах было создано 46 отдельных спецназовских рот по 120 человек каждая. Руководство боевой подготовкой возложили на Главное управление ГШ, более известное как ГРУ. Новая структура сразу стала уникальна во всем. От численности рот до названий подразделений и решаемых задач. Вместо взводов и отделений создавались разведывательно-диверсионные группы численностью 8-12 человек, но их командиры имели штатную должность капитана. Наряду с батальонами формировались отряды, вместо полков - бригады.
Специальное назначение подразумевало, что разведчики должны были выполнять именно специальные задачи в самом глубоком тылу противника, даже на территории США. Естественно, в случае возникновения угрозы новой глобальной войны. Вполне справедливо назвать спецназ эпохи его расцвета силой стратегического сдерживания. Предполагалось, что когда в НАТО запустят механизм начала военных действий против СССР и ситуация станет необратимой, первыми в бой вступят спецназовцы. Группы разведчиков должны были появиться в непосредственной близости от всех командных пунктов и стратегических объектов Североатлантического блока.
В их задачу входило: вести разведку и, в случае необходимости, начать уничтожать пункты управления, места базирования ракетных установок, стратегическую авиацию и даже атомные подводные лодки в базах. А также нарушать связь, энергоснабжение, разрушать транспортные коммуникации, сеять панику и вносить хаос в военное и государственное управление стран-агрессоров. При всей невероятности этих задач, спецназ ГРУ был способен их решать очень эффективно. В арсеналах спецразведки имелось все необходимое, включая портативные ядерные мины. Для проникновения на территорию противника предусматривались самые различные варианты: от классического парашютного десантирования до вполне законного выезда за рубеж. Нелегальная агентура ГРУ должна была в этом случае заблаговременно подготовить для разведчиков-диверсантов места базирования и соответствующее вооружение.
Боевая подготовка для спецназовцев разрабатывалась индивидуально и была очень интенсивной. На трех-четырех солдат приходился один офицер или старшины-сверхсрочники. При такой опеке и занятиях с утра до ночи через два года солдат-срочник становился почти суперменом. А кадровые офицеры и сверхсрочники могли самостоятельно решать такие задачи, которые были под силу лишь общевойсковым подразделениям, и то не всем. Понятно, что такую убойную силу ни в коем случае рекламировать было нельзя. О самом существовании этих супербойцов никто не должен был знать.
И спецназ ГРУ засекретили строже, чем даже ядерные силы СССР. Во всяком случае, о том, что в Вооруженных силах есть РВСН, есть стратегические бомбардировщики, несущие атомные бомбы, и есть атомный подводный флот, знал даже школьник. О том, что в структуре Вооруженных сил существует спецназ ГРУ, знали далеко не все генералы и маршалы. А если знали, то в самых общих чертах.
Первые открытые упоминания об этих частях появились после окончания нашей войны в Афганистане – в период заката широкой и безудержной гласности. Кто-то тогда очень постарался нарисовать образ спецназовца в самых мрачных тонах. Эти «безжалостные монстры» будто бы рубили демократов и прорабов перестройки страшными саперными лопатками чуть ли не пополам. Они были готовы душить ростки свободы в стране голыми руками. Спецназовцы подавались массам биороботами в человеческом обличье, мрачным порождением тоталитаризма и заклятыми врагами светлых преобразований, которые шли по всему Советскому Союзу. Достаточно вспомнить фильм-страшилку «Тридцатого уничтожить» и целый ряд ему подобных. Одновременно с этим спецназовцы стали массово появляться во всех силовых структурах. Их почему-то изначально романтизировали, в итоге слово «спецназ» затаскали и затерли. Оно потеряло романтичный флер разведки и стало таким же тусклым и безликим, как «мент» или «ОМОН». Что же такое настоящий спецназ ГРУ, для широкого общественного сознания так и осталось загадкой.
Да, звездным часом спецназа ГРУ стал Афганистан, хотя действовать там он не должен был в принципе – не для такой войны создавался. Об афганской эпопее спецназа можно рассказывать бесконечно. В данном же случае стоит отметить, что, столкнувшись с непривычными для себя задачами, боевые части ГРУ очень быстро адаптировались и начали воевать так, что результативность их стала выше, чем, к примеру, у подразделений ВДВ, тем более – чем у мотострелков. Спецназовцы, по сути своей, партизаны. А поскольку в Афгане война шла с иррегулярными, можно сказать, партизанскими отрядами душманов, то отряды спецразведки ГРУ оказались в своей стихии. Хотя, стоит повторить, их никто и никогда не готовил к длительным боевым действиям. Однако индивидуальная подготовка у разведчиков была настолько качественной, а общий культурный уровень таким высоким, что и младшие офицеры спецназа не только успешно воевали, но и блестяще решали сложнейшие военно-политические задачи. Случалось, один отряд ГРУ мог замирить и на долгое время успокоить целую мятежную провинцию. Как говорят сами разведчики, если бы спецназу полностью развязали руки, если бы у руководства СССР имелась вразумительная стратегия геополитики, ориентированная на интересы собственной страны, Афганистан был бы под абсолютным советским контролем без лишнего кровопролития уже в середине 1980-х.
И оставался бы надежным союзником Москвы по сей день. То, что это не досужие фантазии показали события в Таджикистане.
Перестройка завершилась развалом Советского Союза. И сразу на окраинах советской империи полилась кровь. В 1992-м началась массовая резня в Таджикистане. Творились страшные зверства, о которых по сей день знают лишь очевидцы. Интернета тогда не было. Информация из охваченной войной республики особо не распространялась. Между тем, верх там стремительно брали самые темные силы, прикрывавшиеся знаменем ислама. Вот-вот, и взорваться могла вся Средняя Азия. Да так, что содрогнулся бы еще толком не родившийся СНГ.
Руководству новой России, объявленной правопреемницей СССР, не оставалось другого выбора, как вмешаться напрямую. Но как? В это трудно поверить, но самое верное в той ситуации решение принял не кто иной, как Егор Гайдар, исполнявший тогда обязанности главы российского правительства. Он поручил навести порядок в Таджикистане спецназу ГРУ. Возможно, был искренне уверен, что для этих «головорезов» невыполнимых задач действительно нет – они всех убьют, но порядок наведут. Выбор пал на 15-ю бригаду спецназа, расквартированную в городе Чирчик, неподалеку от Ташкента. Командовал той бригадой ныне широко известный «враг Чубайса, лучшего друга Гайдара» полковник Владимир Квачков.
По словам самого Владимира Васильевича, Москва давала ему буквально диктаторские полномочия. Он мог на свое усмотрение казнить и миловать в Таджикистане всех, невзирая на лица и должности. Комбриг от такой сомнительной власти отказался сразу. Квачков взялся погасить войну, но поставил условие: не мешать и полностью доверить спецназовцам умиротворение Таджикистана провести так, как умеют только они. И получил все необходимые полномочия, от того же Гайдара, кстати сказать.
В сентябре 1992-го 15-я бригада тихо вошла в Таджикистан, и… растворилась в нем. В самой республике практически никто не знал, что в войну вступили русские разведчики. Удивительно, но страшная бойня, охватившая всю республику, прекратилась как бы сама собой и довольно быстро. Обошлось без десантно-штурмовых ударов, без массированных бомбардировок и тысяч бессмысленно погибших воинов. Потери, конечно, были, но буквально единичные. Зато удалось спасти сотни тысяч, а может и миллионы жизней узбеков, киргизов, славян и тех же враждовавших между собой таджиков. На долгие годы затих не только Таджикистан, но и вся Средняя Азия. И это стало реальным подтверждением того, что мог бы сделать спецназ в Афгане, и что ему там сделать не позволили.
Двумя годами позже Москва попыталась умиротворить мятежную Чечню. ГРУ к выполнению этой миссии не допустили. Итог всем известен: широкомасштабные боевые действия, истерика в средствах массовой информации, разрушенный в пух и прах Грозный, миллион беженцев, убитых, покалеченных, пропавших без вести. Миллиарды и миллиарды впустую истраченных денег. Лишь после того, когда стало ясно, что ситуация в Чечне выходит из-под контроля, туда в пожарном порядке бросили спецназ ГРУ. Скоропалительность и непродуманность действий тогдашнего руководства Генштаба и Минобороны привели к тому, что разведчики несли совершенно неоправданные потери и попадали в ситуации глупейшие – в плену у боевиков, пусть и временно, оказывались чуть ли не отряды «грушников». Более того, в одной из операций едва не погиб будущий начальник ГРУ Валентин Корабельников. Генерал получил тяжелое ранение, чудом остался жив. Во второй войне, которую назвали контртеррористической операцией, к спецназу относились совсем иначе. ГРУ дали очень большие полномочия. Разгром бандформирований прошел относительно быстро и дался относительно малой кровью. Однако спецназ все равно нес потери. Осенью 1999-го трагически погиб один из лучших специальных разведчиков ГРУ полковник Зурико Иванов. Были и другие жертвы. События на территории Грузии в августе 2008-го тоже не обошлись без спецназа. Так уж сложилось, что в Абхазию заблаговременно, без лишнего шума, ввели небольшие подразделения спецназа и ВДВ.
08.08.08 грузинская армия, нарушив приказ своего командования, не перешла в решительное наступление, а бросила позиции и быстро покинула места своей дислокации на границе с Абхазией. На эту республику не упал ни один вражеский снаряд. Разбомбили Цхинвал. Однако опять же, разведчики-спецназовцы, в первую очередь из спецбатальона «Восток» под командованием Героя России Сулима Ямадаева, помешали грузинским диверсантам взорвать тоннель и перерезать транспортные артерии, по которым шла в Южную Осетию Российская армия. Отличились и спецназовцы ВДВ.
Спецназ ГРУ так и не дождался часа «Икс», когда его бросили бы в глубину Западной Европы, тем более – в США. Может, оно и к лучшему. Все последние тридцать лет он воевал там, где, как говорилось, не должен был воевать в принципе. И воевал прекрасно! Может быть, именно поэтому руководство Минобороны недавно решило, что спецназ должен уже формально занять ту нишу, в которую он сам себя фактически загнал. То есть не быть каким-то «пугалом» для любезного нам ныне НАТО, забыть про всякое там десантирование в тыл врага, а осесть на собственной земле и быть готовым, в крайнем случае, отправиться в очередную горячую точку в пределах госграниц СНГ – не более того.
Бригады спецназа ГРУ переданы в структуру Сухопутных войск. Несколько частей вообще расформировано. Понижены должностные звания. Теперь группой разведчиков будет командовать старлей, и это – потолок. Уволены все прапорщики – в армии такого звания теперь нет. А профессиональных сержантов, что удивительно, вместо матерых прапоров, волшебным образом не появилось. Стоит вопрос о прекращении парашютной подготовки разведчиков. Действительно, зачем им парашюты, если они стали «чистыми сухопутчиками»? До какого-нибудь мятежного села в горах или лесах их на поездах и КамАЗах довезут. Да и вообще, как считают сами спецназовцы-профессионалы, на подразделениях спецразведки можно ставить жирный крест.
По их мнению, просто невозможно подготовить из восемнадцатилетнего мальчишки настоящего разведчика-диверсанта за один год. В Афганистане солдаты-спецназовцы отправлялись на выходы лишь после года интенсивной боевой подготовки. То есть настоящая служба, когда и рождался военный профессионал-разведчик, при этом самого низкого уровня, начиналась через год после призыва, а сейчас – увольнение в запас, где через несколько месяцев забудется все, чему учили.
…На 50-летие спецназа в гости к разведчикам пришли тогдашние министр обороны Игорь Сергеев и начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Все знали об их натянутых отношениях. Но тогда они демонстрировали радушие, и каждый из них наговорил спецназовцам множество комплиментов – с официальной трибуны и просто в личных разговорах. Два высших руководителя Вооруженных сил России были в тот юбилейный день на редкость доступны и демократичны. И вот 20 октября в «Крокус сити холл» отмечали 60-летие спецназа ГРУ. Не пришел ни министр обороны, ни начальник ГШ, ни даже нынешний их начальник - главком Сухопутных войск. Банкета не было, устроители ограничились концертом. Был он душевным, артисты старались изо всех сил. И все-таки в атмосфере шикарного зала витала грусть. Многие ветераны и даже действующие офицеры посчитали этот день тихим прощанием с тем спецназом ГРУ, который был рожден 60 лет назад. Возможно, на смену ему придет что-то более мобильное, боевое, эффективное. И, тем не менее, удивительно, что к юбилею спецназа ГРУ не было издано специального приказа министра обороны, не было всегда обязательных для таких дат награждений и поощрений.
Опять же, возможно, будет и приказ, будут и награды.
Пока еще символ военной разведки – летучая мышь. Но очень скоро эту ночную бесшумную охотницу можно смело заменять в эмблеме серой мышкой-полевкой. Милой и безобидной грызуньей.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/specnazu_gru_podrezali_krylja_2010-10-22.htm
Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 1196 | Добавил: rys-arhipelag