Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 16:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Архив записей

Друзья сайта


02:00
Степан Сулакшин. Что такое идеология?
Идеология – это термин, характерный для гуманитарного дискурса, языка, науки, применений, многозначный. Чтобы выйти на определенность в нахождении смысла корневого значения термина, нужно себе представлять контекст. Их два. Один — немного схоластический, общенаучный: идеология как некоторая наука, учение, знание об идеях. А второй контекст он активно-деятельностный, он конкретный. Он связан с государственным строительством, общественным развитием, политической практикой, политическими процессами, с актуальными вопросами нашей жизни. Именно поэтому идеология становится системно образующим началом политических партий, государственных режимов, колоссальных столкновений, когда мир раскалывался на два полушария, в том числе, воюющих друг с другом на основании в различии идеологий. Очевидно, что более актуальным контекстом является второй – тот, который связан с нашей реальной жизнью, политическим процессом и практиками. Вот в этом контексте надо найти корневую смысловую нагрузку.

Идеология, конечно, строится от корня «идея». Что есть идея? Это особо важная мысль, тезис, утверждение, концепт, принцип. Отчётливая, особо важная мысль о чем-нибудь. По какому поводу? Почему она особо важная? Почему она выделена? Это не мысль типа «не зайти ли пивка попить». Чем она важна? А тем, что эта мысль касается самых важных вопросов бытия человека. Что это за вопросы? Их не так-то много. Это жизнь человека, это его достоинство, это человеческая сущность — быть человеком, а не животным. Это вопросы нравственности, групповые, общественные ценности, которые идентифицируют людей, группируют их, мотивируют их на то или иное действие.

В пределе группового консолидирования это общегосударственные темы, связанные, в том числе, с патриотизмом и соответствующими ценностями, то есть иными вопросами. Особая важность некоторых мыслей как идей связаны с триадой, которая проявляет его в физическом мире. Первое – его мировоззрение, то есть мнение внутри головы, внутри сознания содержащееся, известное только ему, если он не пожелает о нем высказаться. Второе – это намерение на основе этого мнения, позиции человека к действию. И третье, самая решающая фаза его проявленности – само действие. Человек всегда находится в этой триаде. Его взгляд на мир (мировоззрение, внутреннее мнение, позиция); его намерение в этой связи что-то делать в жизни, в мире и, наконец, само действие, которое мир меняет, которое формирует взаимодействие человека с себе подобными. Вот в этом ключ. Это самое важное. Поэтому те идеи, которые мы определяем как самые важные, как самые ответственные в ключевых сферах бытия человека, в своем собрании, в своем комплексе и представляют собой идеологию.

Идеология — это собрание мировоззренческих и поведенческих ценностей человека и его сообществ.

Насколько это важно, можно понять, прочитав конституционную статью 13 действующей Конституции России. Пункт 1 – в Российской федерации признается идеологическое многообразие. Никаких оговорок, в том числе, фашизм, в том числе, расизм – что угодно. Признаётся идеологическое многообразие. Здесь важное противоречие. На самом деле преследовать человека за мнение и контролировать и обязывать человека к мнению (помните? содержимое сознания человека, которое не проявлено, не может быть никаким образом вовне) – это неправильно. Человека нужно воспитывать, убеждать, с тем чтобы он формировал на основе внутреннего института совести соответствующее высокое, ценностное, нравственное собственное мнение и мировоззрение. Но вторгаться туда, контролировать и наказывать его за случайно, может быть, высказанную им самим информацию об его внутренних мнениях – это неверно.

И пункт второй этой же статьи: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Представьте себе государство, общество, его образующее, у которого нет собрания ценностей мировоззренческих и поведенческих. Неизвестно, что для государства и народа, его населяющего, важно и ценно, неизвестно, к чему оно стремится, никого это не волнует и не интересует. Более того – смотри пункт 1 – любые ценностные намерения и действия, модулированные этими ценностями, признаются. Такое государство вообще может быть жизнеспособным? Нет. А общество? Общество – это целостность, это некое единство, хотя оно и состоит из множества индивидуумов, личностей. Об этом тоже говорить невозможно. Реконструируя эту часть российской Конституции, мы обязаны сделать вывод:

в этой части российской Конституции заложена формула уничтожения российской государственности.

В итоге российское государство должно исчезнуть. Вот на каком политически значимом уровне проявляет себя такой, в общем-то, односложный термин, как идеология.

Есть, конечно, стандартные пакеты, которые сформированы, отработаны историей, человечеством применительно к вызовам, о которых я уже начинал говорить, к важнейшим вызовам бытия человека. Если их максимально группировать, укрупнять, я их вижу три, не больше. Первое – это отношение индивида и общества, человека и окружающих ему подобных. Второе – это путь обретения блага, необходимого для существования человека: труд или присвоение? И третье – это соотношение материального, физического и нематериального, духовного в жизни человека: приоритет тела или души.

Всего три смысловых вектора, но из них рождается, на мой взгляд, все известные идеологии – идеологии, связанные с либерализмом, отношением меньшинства и большинства, свободы и обязанности; идеологии, связанные с трудом или рентой, ростовщичеством и, вообще говоря, простым разбоем; идеологии, связанные с очеловеченностью или ее отсутствием, то есть оживотвленностью человека и сообщества; идеологии, связанные со стяжанием, неумеренностью потребления, корыстью или умеренностью и альтруизмом; идеологии, связанные с индивидуализмом либо с социальностью, коллективизмом. Они получили классические формы словообразования с окончанием «изм». Социал-дарвинизм – идеология, теория, научная, в том числе, по которой выживает сильнейший. Это идеология «оживотвливания» человеческого сообщества.

Идеология превосходства на каком-либо основании – это фашизм, это расизм, колониализм, современные модификации этих идеологий, современный фактический либерализм в этом ряду находится. Идеология патриотизма, социализма, коммунизма. Очень интересно, мне кажется, отметить, что такие слова с хвостиком «изм», как консерватизм, традиционализм – это, скорее, не идеология, а социальные теории, потому что консерватизму, на самом деле, все равно, какие ценности имеют место «статус-кво», главное их законсервировать, то есть сохранить. Консерватизм может касаться фашистской идеологии, может касаться либеральной идеологии, как в современной России, а мог касаться коммунистической идеологии, как в последние годы Советского Союза. Традиционализм – это вещь, более определенная относительно ценностей, поскольку это накопление лучших практик и опыта человека в его истории и закрепление в числе действующих правил поведения. Тем не менее, это тоже скорее технология формирования поведенческих кодов современного человека, человечества, основанная на его исторических накоплениях.

Вопрос об оптимальной, универсальной, современной, устремленной в будущее идеологии не закрыт. Мы в Центре им занимаемся. Мне как человеку, сочетающему строгие физико-математические модели любых форм и объектов знания, кажется, что мы нащупали некоторый подход, а именно: в разнородном человеческом обществе главной идеологией и ценностной программой должно являться центристское строительство, учитывающее законные и нравственные интересы всех групп и членов общества, оптимизируя вот эту сложно устроенную социальную систему. При многомерной оптимизации обязательны критерии оптимума. А это и есть ценности. Значит, в явном виде мы объявляем ценности и критерии и получаем технологию не просто болтовни об очередной идеологии, а получаем технологию ее реализации в государственной практике, в общественном развитии и т. д.

И последнее замечание, важное в этом контексте. Вот наша страна, наша Родина, современная Россия – есть ли в ней идеология? То, что Конституция ее запрещает, мы уже обсуждали, не об этом речь, а фактическая идеология, реальная идеология, в чем она заключается? То, что она не декларирована, нормативно и политически не закреплена – это факт. Больше того, в последнем Послании Президент, совершенно справедливо отметив, что в стране наблюдается опасный дефицит духовных ценностей, при этом заявил, что если этим будет заниматься государство, то это тоталитаризм. Такое вот совершенно нелепое противоречие.

Тем не менее, идеология, конечно, есть. Это либерализм, космополитизм, цель и смысл которого обслуживать интересы меньшинства собственного населения, населения геополитических противников России, а они есть.

Главной ценностью этой идеологии является уничтожение геополитической субъектности России. Ее как государства не должно остаться на карте современного мира. Поэтому соглашаться с этой идеологией каждый гражданин России не имеет права, если он не хочет, чтобы его Родина, его страна исчезла. К счастью, есть проблески проявления, ростки иной идеологии. Она начинает свое востребовать, она начинает проявлять себя риторически, в том числе, на высшем политическом уровне. Это идеология патриотизма, идеология, связанная с достоинством человека, с уважением большинства человеческого сообщества. Это пока очень робкие ростки, но они дают нам надежду. Поэтому коль скоро своими руками мы, люди, российский народ – чиновники, ученые, эксперты, политики – строим ее сегодняшнее и ее будущее, то надо глубоко и точно понимать, что такое есть смысл термина «идеология».

Категория: Статьи и комментарии | Просмотров: 526 | Добавил: rys-arhipelag