Празднуем праздник Сретения Господня, с которым связано, как мы знаем, трогательное церковное предание, о котором вспомним еще раз ныне. Это Предание говорит, что задолго до Рождества Христова, за несколько сот лет, умный и любознательный египетский царь Птоломей пожелал иметь у себя, в Египте, текст Священного Писания Ветхого Завета и постарался достать его в еврейском народе, в Палестине. Он просил Первосвященника, как духовного главу народа еврейского, чтобы ему был предоставлен этот текст в соответствующем переводе.
Первосвященник, как говорит предание, поручил это дело семидесяти старцам, ученейшим знатокам закона и Священного Писания. Они взялись за это дело. Было это, говорит предание, за 270 лет до Рождества Христова. Одним из этих старцев-переводчиков Священного Писания был старец Симеон, уже тогда старец. Ему пришлось переводить Книгу пророка Исаии, и вот он там, переводя, дошел до того места, где говорится: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил, что и значит: с нами Бог» (Ис.7:14; Мф.1:23) Дошел он до этого места и там, где сказано слово: «Дева» он хотел заменить «молодая женщина, замужняя», поскольку Она имеет родить младенца. Но тут явившийся Ангел удержал его руку и сказал ему: «Имей веру в написанные слова, и ты увидишь, как они сбудутся». Перевел Симеон так, как было написано и, имея такое обетование, ждал. Как и было сказано, 270 годами отделялся этот момент от Рождества Христова, и старец жил и ждал. Далеко перешагнул за все пределы самого длительного человеческого возраста и все ждал. Какой могучей верой пламенел этот старец! На его глазах вырастали поколения, были взрослыми, старели и умирали — одно поколение за другим уходило из этой жизни, а старец все живет, вера его не ослабевает. Он горящей душой радостно ждет исполнения этого обетования и, наконец, получает откровение от Духа Святого — идти в храм. Идет туда праведный старец и видит в храме, молодая Женщина Младенца держит в руках, в сопровождении другого старца. И открыл ему тут Господь, что это Дитя, этот сорокадневный Младенец и есть Тот, Кого он так долго, с такой твердой и горящей верой ожидал.
Приближается Симеон, как говорят церковные молитвы, склоняется старец к ногам Той, Которая держит спасение мира во Своих объятиях, благоговея, со страхом и радостью принимает Младенца на свои старческие руки и произносит ту молитву, которую так любит Церковь и которую она постоянно повторяет в вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Какою правдою звучали эти слова, применительно к тому, кто их первый произнес, к праведному Симеону. Действительно, с миром отходил он, сын веры и упования, из этой жизни в лучшую жизнь. С миром отходил, потому что праведна и свята была его жизнь. Зато и удостоил его Господь тому, чего Он никого другого не удостаивал.
Этот пример кончины праведного старца с такими словами, никогда не должен забываться нами, когда мы думаем о том, что ведь и наша жизнь окончится рано или поздно. Скоро или нескоро, а настанет тот час, который Богом определен, для того, чтобы окончилась наша земная жизнь. И блажен будет тот из нас, кто сможет в смертный час сказать о себе, как сказал Праведный Симеон: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лк.2:29). Аминь. |